Литературные кружки и салоны дореволюционной россии. Литературный кружок как эффективное средство формирования системы универсальных учебных действий

«Литературный кружок» это официальное название русского литературного объединения в Ревеле (Таллине), основанного в 1898 местными русскими - любителями словесности и возобновившего свою деятельность в начале 1919, после перерыва, вызванного немецкой оккупацией и событиями гражданской войны. «Литературный кружок» - единственная русская литературная организация в Эстонии , сохранившая преемственную связь с дореволюционной литературной и культурной традицией. В 1920 был принят и официально зарегистрирован новый устав кружка, объединявшего как писателей, так и любителей литературы. Председателем «Литературного кружка» с 1919 по 1933 был Александр Симонович Пешков (1881-1942), бывший министр Северо-Западного правительства, с 1928 - директор таллинской русской гимназии. Многолетний секретарь «Литературного кружка» - Мария Ильинична Падва (1876-1951), сумевшая в трудные годы революции и немецкой оккупации сохранить имущество и библиотеку кружка. К началу 1920 в «Литературный кружок» входило 96 членов, к концу 1921 - 139, в 1927 - 158, затем число его членов сокращается (в 1932-1933 - 35). Среди активных членов в 1920-е - А.А.Баиов, Г.И.Тарасов, П.М.Пильский, С.П.Мансырев, В.С.Соколов.

На заседаниях читались доклады на литературные и общекультурные темы, обсуждались новинки литературы, выступали поэты и прозаики (И.Северянин, молодые местные авторы); в кружке устраивались «Литературно-художественные четверги» с музыкальным отделением, проводились литературные конкурсы. Деятельность «Литературного кружка», весьма оживленная в 1920-21, с 1922 отмечена затянувшимся кризисом, преодоленном лишь в конце 1926 после разработки программы кружка на новый год. В 1926-29 кружок был одним из организаторов проведения в Таллине «Дня русского просвещения», ежегодного праздника русской культуры в Эстонии. Летом 1927 «Литературный кружок» провел литературный конкурс, в котором приняло участие 20 авторов. Премии были удостоены в области прозы В.А.Никифоров-Волгин и П.М.Иртель, вскоре ставшие ведущими русскоязычными литераторами Эстонии, в области поэзии - И.А.Шефер (рано умерший молодой поэт) и Б.В.Свободин. После очередного вечера молодых поэтов 28 января 1929 при «Литературном кружке» была создана секция поэтического творчества «Чугунное кольцо» (Н.Рудникова, Г.Тайга, И.Борман, Н.Некрасова-Дудкина, Иртель, Ю.Иваск, Шефер) - кружок в кружке.

Однако со второй половины 1929 в деятельности «Литературного кружка» вновь заметны признаки упадка, число членов сокращается, собрания становятся редкими и малолюдными. В середине 1930-х можно заметить некоторое оживление деятельности кружка - прежде всего благодаря молодежи (Иртель, Б.А.Нарциссов, Иваск, К.К.Гершельман, Е.А.Базилевская, к которой перешло руководство кружком, хотя председателем числился художник старшего поколения Н.Ф.Роот). Со второй половины 1937 деятельность кружка постепенно затухает, и в 1938-1940 прекращается. После установления советской власти в Эстонии летом 1940 все русские общества и организации были закрыты. Этим формально был положен конец существованию «Литературного кружка».

Литературные общества, кружки позволяют увидеть общее поступательное развитие русской литературной общественной мысли. Самое раннее из таких объединений – «Дружеское литературное общество», возникшее в январе 1801 года. Далеко не случайно это литературное общество возникает в Москве, которая в начале XIX века являлась средоточием лучших литературных сил той эпохи. «Дружеское литературное общество» выросло из студенческого кружка, состоявшего из воспитанников Московского университета и университетского Благородного пансиона. В это общество входили Андрей и Александр Тургеневы, Кайсаров, В.Жуковский, А.Войков, С.Родзянка, А.Ф.Мерзляков. В их лице заявило о себе новое поколение писателей. Участников «Дружеского литературного общества» характеризовали общие устремления: горячая заинтересованность в судьбах России, ее культуры, вражда к косности, желание посильно содействовать развитию просвещения, идея гражданского и патриотического служения Родине. «Дружеская общность» легла в основу этого объединения, собраниям общества были присущи неофициальный, непринужденный тон, атмосфера горячих споров, предвосхищающих организационные формы «Арзамаса», основное ядро которого составили участники «Дружеского литературного общества».

Как дружеский кружок молодых литераторов-единомышленников начинало свою деятельность и «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», созданное в Петербурге в 1801 году. Участниками «Вольного общества» стали Языков, Ермолаев, Пнин, Востоков, они стремились заявлять о себе во всеуслышание, стремились добиться официального признания: Пнин явился автором трактата «Опыт о просвещении относительно к России». Трактат был представлен Александру I и заслужил «высочайшее одобрение». Участники «Вольного общества» мечтали о развитии просвещения и общественных реформ в России. Члены общества издавали альманах «Свиток муз» (1802-1803). В 1804-1805 годах членами общества стали К.Батюшков, А.Мерзляков, Н.Гнедич, В.Л.Пушкин. В 1812 году «Вольное общество» прекращает свою деятельность, но в 1816 году деятельность общества была возобновлена, во главе его был новый Президент – Измайлов. Этот период деятельности «Вольного общества» назван «Измайловским». Членами Измайловского общества были К.Рылеев, А.Бестужев, В.Кюхельбекер, А.Раевский, О.Сомов. Будущие декабристы стремились активно воздействовать на современное им общественно-литературное движение. «Союз Спасения» и «Союз Благоденствия» сначала ориентируются на «Вольное общество».

«Московское общество любителей русской словесности» просуществовало более 100 лет. Созданное при Московском университете, оно включало в свои ряды преподавателей, московских литераторов и просто любителей словесности. «Московское общество любителей русской словесности» было учреждено в 1811 году, в целом позиция общества тяготела к классицизму, защитниками принципов которого были организаторы и руководители общества (в особенности А.Ф.Мерзляков). Временем наивысшего литературного расцвета для общества был 1818 год, когда, по свидетельству Дмитриева, в его работе участвовали видные петербургские поэты: Жуковский, Батюшков, Ф.Глинка.

В 1811 году возникло литературное общество «Беседа любителей русского слова» (1811-1816), объединение петербургских литераторов. Организатором и главою «Беседы» был адмирал Шишков, защитник классицизма, автор известного «Рассуждения о старом и новом слоге российского языка» (1803). Адмирал Шишков, не будучи сам литератором, возглавил известных литераторов России: членами «Беседы» были Державин, Крылов. Заседания общества были торжественны: фраки, бальные костюмы. Литераторы читали новые произведения. Крылов и Державин были своеобразным украшением «Беседы». Русский язык, с точки зрения «Беседчиков», должен развиваться по национальной традиции, основой языка должны стать старинные летописи, а все европейские кальки необходимо уничтожить и заменить русским вариантом. «Беседчики» выступили против того, чтобы русский язык развивался в духе европейских языков, так как он имеет свое национальное русло. Шишков – теоретик и защитник «старого слога»; данная тенденция была направлена прежде всего против европейских традиций русского Просвещения. «Беседчики» были яростными защитниками всего русского и национального от «разрушающего воздействия» западноевропейской культуры.

Николай Карамзин возглавил литературное общество «Арзамас». «Карамзинисты», в отличие от «Беседчиков», видели другой путь развития и продолжали европейские традиции русского Просвещения, «построили» свой этикет общения, встреч, все они были моложе «Беседчиков». Самым молодым из них был Александр Пушкин. Каждый из членов общества «Арзамас» имел прозвище, носили прозвища из баллад В.Жуковского: Василий Пушкин именовался – «Чуб», Михаил Орлов – «Рейн». Это было своеобразное «братство», в котором не было никакой иерархичности, и где царили свобода, равенство и братство. Арзамасцы были в своем представительстве чрезвычайно пестрыми, в общество входили и политические деятели. Литературное общество «Арзамас» на первых порах противостояло «Беседе», и арзамасцы многое сделали для развития русского литературного языка, по мнению членов общества, русский язык должен развиваться в лоне других европейских языков должен вбирать черты других языков. «Беседчики» были классицистами, «арзамасцы» – сентименталистами и романтиками, следовательно, сам стиль был другим. Там, где классицисты писали: «Взошла луна»; сентименталисты, предромантики напишут: «Взошл геката». Таким образом, вычурность, изысканность стиля были им присущи, именно это и вызывало нарекание со стороны «беседчиков»; все эти баталии стали литературными.

Выводы

Общественно-политическая ситуация, сложившаяся в России в первой четверти XIX в., способствовала весьма заметному оживлению разных сфер и сторон литературной жизни. Впитывая в себя новые идеи и понятия, русская литература обретает более тесные связи с насущными запросами времени, с происходившими в это время политическими событиями, глубокими внутренними переменами, переживаемыми в эти годы русским обществом и всей страной. Характерной особенностью этой новой исторической эпохи стал повышенный интерес к области политической и общественной жизни.

Литературные общества и кружки, возникшие в начале XIX в., позволяют увидеть глубинные, внутренние процессы, зачастую не выходящие на поверхность литературной жизни, но тем не менее весьма существенные в общем поступательном развитии русской литературно-общественной мысли.

Литературное образование развивает создает потребность непрерывного самосовершенствования. Изучение классической прозы и поэзии может осуществляться лишь посредством систематического чтения и заучивания стихотворений. Но ценность книги в последнее время существенно упала. Чтобы приобщить детей к чтению, в школе организовывают литературный кружок, программа которого выходит за рамки обязательной.

Почему современные дети не любят читать?

Даже в век высоких технологий и компьютеризации переоценить значение книги невозможно. В последнее время обнаружена тенденция, при которой интерес к чтению стремительно падает после окончания начальной школы. Нередко ребенок, проявляющий интерес к книгам в первые годы обучения, теряет его при переходе в пятый класс. Причина, как правило, заключается в вездесущем интернете. Он поглощает все внимание детей и подростков.

Как решить эту проблему?

Школьник перестает читать, в результате чего снижается и его познавательный потенциал. Педагоги отмечают, что в последнее время число учеников, читающих литературу, выходящую за рамки школьной программы, чудовищно упало. И учителя, и родители недовольны подобным положением. Но как решить эту проблему? Прежде всего, ребенка не нужно принуждать, его необходимо увлечь. Литературный кружок, программа которого включается книги русских и зарубежных авторов, педагоги организовывают в целях приобщения детей к чтению, развития их творческого потенциала и расширения кругозора.

Программа

Деятельность литературного кружка нацелена на решение задач, которые имеют существенное значение в общем образовательном процессе. Родители за неимением свободного времени нечасто обращают внимание на то, что читает их ребенок, если он вообще берет в руки какие-либо книги, за исключением учебных материалов. Для чего создается литературный кружок в школе? Программа преследует такие цели:

  • развитие способности восприятия художественного произведения;
  • обогащение представления об окружающем мире;
  • развитие понимания образного языка и различных выразительных средств, которые используют в своем творчестве писатели и поэты;
  • формирование эстетического вкуса;
  • расширение кругозора.

Темы

Любая внеурочная деятельность должна опираться на вовлечение детей в учебный процесс. Темы по литературе, входящие в обязательную программу усваиваются сложно, если не вызывают никакого интереса у слушателей. Однако, что касается факультативного образования, то здесь важнейшей задачей является завоевание внимания школьников. Какие темы рассматривают дети, посещающие литературный кружок? Программа может включать как изучение произведений, не входящих в обязательный курс, так и темы, смежные с пройденными на уроках литературы.

Творчество

Какие знания должен приобрести школьник, посещая в течение года литературный кружок? Программа, составленная опытными педагогами, включает помимо чтения и анализа художественной литературы и изучение теоретической части. Ученики должны разбираться в основных литературных терминах, что, впрочем, предусмотрено и обязательной программой.

Организовывая литературный кружок в школе, программа которого предполагает глубокое изучение теории прозы и поэзии, учитель стремится внушить своим подопечным важность понимания таких терминов как композиция, сюжет, метафора, градация и так далее. Но никакая информация не может быть полезной без практических занятий. Поэтому рабочая программа литературного кружка включает нередко и творческую часть.

Школьники изучают творчество Шекспира. Сонеты английского драматурга - одна из тем, которые восьмиклассники проходят на уроках литературы. Но не каждый из взрослых может ответить на вопрос о том, что представляет собой эта поэтическая форма. Возможно, дело в том, что на уроках литературы многие школьники откровенно скучают? Более значительный эффект приобрели бы занятия по литературе, если бы теоретическая часть закреплялась небольшим творческим заданием. Сочинить поэтическое произведение в жанре сонета способен не каждый ученик. Но приобщение к литературному творчеству - замечательный способ привить подростку любовь к чтению, развить его потенциал, повысить самооценку.

Литература и жизнь

Программа по литературному кружку может быть различной. Некоторые учителя ориентируются на литературоведении. Для других важнее приобщение учеников к творческому процессу. И в первом, и во втором случае факультативное обучение предполагает чтение художественной литературы.

Но отчего многие подростки испытывают сложности в восприятии того или иного произведения? Дело в том, что сюжет, созданный гениальным автором более ста лет назад, кажется современному школьнику несколько отстраненным, абстрактным. Но литература - это художественное отражение реальной жизни. и Достоевского оттого и пользуются популярностью во всем мире, спустя столько лет после их издания, что в них есть правда, достоверность.

Человек, который умеет читать (не складывать буквы в слова, но воспринимать и анализировать прочитанное), видит в таких как Анна Каренина, Родион Раскольников, Катюша Маслова, Дмитрий Карамазов нечто близкое, знакомое, родное. Но на это способен лишь тот, кто уже имеет за своей спиной жизненный опыт, хотя бы несколько десятков прочитанных книг или чрезвычайно развитое воображение.

А как читать книги великих классиков четырнадцатилетним подросткам, пребывающим большую часть времени в социальных сетях? Ответ прост. Учитель должен перенести сюжет, созданный полтора века назад, в современную реальность. Необходимо объяснить, что и сегодня где-то, быть может, живет человек, который все свое время проводит на диване, потому как ему проще спрятаться в своих снах и мечтах, нежели решать многочисленные проблемы. Обломов, Хлестаков, Манилов - все это художественные образы, созданные на основе жизненного опыта великих русских писателей. А потому люди, подобные им, существуют и сегодня.

Рабочая программа по литературному кружку также охватывает произведения, изучению которых на уроках литературы не отводится времени. Школьники читают с большим интересом книги авторов XX века. Это могут быть как произведения отечественной литературы, так и романы и повести Особый интерес у подростков вызывает творчество Джона Толкина - автора, чьи книги стали культовыми для нескольких поколений читателей во всем мире.

Биографии писателей

Программа кружка «Литературная гостиная» предполагает глубокое изучение жизни русских и зарубежных авторов. Такие занятия развивают коммуникативные навыки, воспитывают интерес к литературным произведениям.

Безусловно, учитель должен быть прекрасным рассказчиком. Повествуя о жизни Пушкина, Есенина, Тютчева, он способен зародить в своих учениках любовь в поэзии. Биография великих мастеров слова включает множество интересных фактов. Однако информация о жизненном и творческом пути, которую предоставляет педагог, не должна быть исчерпывающей. Главная задача рассказчика - вызвать интерес слушателей к той или иной теме. по этой теме - это не просто жизнеописание одного из поэтов, которое ученик без труда может найти в свободном доступе. Письменная работа предполагает элементы собственного наблюдения.

Богатым материалом для творческих заданий на тему «Биография великих писателей» является жизнь Михаила Булгакова. О том, насколько близок личности автора герой одного из самых знаменитых романов прошлого столетия «Мастер и Маргарита», написано множество статей и книг. Ученикам рекомендуется прочитать некоторые из них, и на основе материала написать реферат на любую предложенную педагогом тему.

Литература и кино

Программа кружка «Литературное чтение» ставит пред собой цель приобщить школьников к чтению качественной художественной литературы. Задача эта непроста еще и тем, что детям (а нередко и взрослым) проще и увлекательнее посмотреть фильм, снятый по знаменитому сюжету, чем прочитать первоисточник. «Литература и кино» - тема чрезвычайно интересная. Обсуждая ее, дети учатся видеть связь между двумя видами искусства. На эту тему также написано немало интересных книг, которые можно порекомендовать ученикам старших классов. Одна из них - «Кино между адом и раем». Произведение известного режиссера предназначено для будущих сценаристов, но повествование в ней ведется в столь увлекательной форме, что интересно оно будет и ученикам десятого-одиннадцатого классов.

Театр

В программе по литературе присутствуют драматургические произведения. Помимо того, что сюжет многих из них непросто воспринимается современными школьниками, чтение пьесы едва ли может принести удовольствие. Посещение хорошего театра позволить может сегодня себе не каждый, но просмотреть фильм-спектакль по произведению Островского, Чехова, Грибоедова, Горького совсем несложно. И, быть может, именно театральная постановка в участием выдающихся актеров, может побудить к чтению произведений Чехова и других русских драматургов.

Литературные кружки в школе бывают двух типов: литературоведческие и творческие, объединяют они школьников разных возрастов.

Учащиеся 5–7 классов на занятиях кружка знакомятся с произведениями внепрограммными. Например, многих из них привлекают сказки. Можно посвятить занятия сказкам русских писателей - В. А. Жуковского, В. Ф. Одоевского, П. П. Ершова, В. И. Даля и других. Во время занятий руководитель кружка читает текст художественного произведения, он же или кто‑нибудь из участников рассказывает об авторе и о самом произведении, прослушиваются грамзаписи чтения мастеров художественного слова, музыка, просматриваются иллюстрации.

В литературном кружке для старшеклассников тоже прослушивают записи исполнителей - чтецов и музыку, знакомятся с картинами и иллюстрациями, связанными с темой занятий. Но главная форма работы - доклад одного из участников или нескольких содокладчиков. Ребята знакомятся с основами теории литературы, принципами литературоведческого анализа, фактами истории литературы.

Кружковцы делают обзоры книжных новинок, статей литературных журналов и газет. Этот материал дает богатую почву для докладов и диспутов. Очень увлекательны и полезны встречи с писателями и критиками.

На занятиях литературного кружка учащиеся знакомятся с творчеством писателей, не включенных в школьную программу, например поэзией Н. А. Заболоцкого, Я. В. Смелякова, М. А. Светлова, прозой К. А. Федина, К. Г. Паустовского, Ф. А. Абрамова. Программа занятий может включать классические народные литературные произведения («Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели, эпос «Давид Сасунский», творения А. Навои, стихи Я. Райниса и др.), а также сочинения зарубежных писателей («Песнь о моем Сиде», «Песнь о Роланде»).

Готовя доклады о писателях, используйте биографии, вышедшие в серии «Жизнь замечательных людей». Если темой занятий кружка окажется творчество классиков дореволюционной России, то отличным пособием явятся литературные портреты писателей, принадлежащие перу М. Горького, В. А. Гиляровского, А. Алтаева, К. Г. Паустовского и других. Много интересных сведений дадут литературоведческие рассказы И. Л. Андроникова, рассказы о книгах Н. П. Смирнова-Сокольского.

Литературный кружок может поставить своей задачей анализ отдельно взятого литературного жанра в определенный период, например: «Поэзия декабристской эпохи» или «Жанр рассказа в период Великой Отечественной войны». Могут изучаться произведения одного жанра разных эпох, например новеллы М. Сервантеса, П. Мериме, О. Генри, А. П. Чехова и других писателей или комедии Лопе де Вега, У. Шекспира, Ж. Б. Мольера, А. Н. Островского, Б. Шоу.

Одна из интересных тем - проблема художественного перевода. Показать, что творчество писателей-переводчиков - это искусство, можно, сопоставив разные переводы одних и тех же стихов, например монолога Гамлета «Быть или не быть» у М. Л. Лозинского, А. Л. Радлова, Б. Л. Пастернака. Очень ярким по теме художественного перевода окажется сопоставление переложений «Слова о полку Игореве» В. А. Жуковского, Л. А. Мея, А. Н. Майкова, Н. А. Заболоцкого.

Задача литературно-творческого кружка - развить образное мышление, художественный вкус, понимание литературы. Участники не только слушают и обсуждают свои произведения. Стихи, рассказы, очерки, произведения любого жанра являются лишь отправным пунктом для дальнейшей работы, обязательный элемент которой - литературная учеба. Кружковцы знакомятся с основами теории литературы (литературные направления, жанры, содержание и форма художественных произведений, теории стиха, типы стихосложения в частности). Без этих знаний молодой автор рискует принять за оригинальное давно уже существовавшее в литературе. От этого самообмана предохраняет знакомство с творческой лабораторией писателей, с процессом создания произведений от черновиков до различных «беловых» вариантов. В ходе изучения этого процесса станет ясно, как работал автор над композицией, языком, образом-персонажем, деталью. В ходе наблюдения над процессом создания стихов и прозы выявится и значение нравственного (этического) начала для художественного творчества.

Кружок в школе организует радиопередачи, сатирические листки, его участники - активные деятели стенной печати и школьных вечеров.

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 5»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета, курса

литературный кружок

_____________________

(наименование предмета, курса)

201 7

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературный кружок» разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной рабочей программы «Литературный кружок», автор О. А. Ерёмина (Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва: Издательство «Просвещение», 2012.)

Практика организации занятий литературного кружка в школе не только помогает глубже усвоить школьную программу, но и расширяет круг чтения детей, так как рассматриваются произведения, в школьную программу не входящие. Это особенно актуально в наши дни, когда чтение во многих семьях вытеснено телевидением и компьютерными играми. Предлагаются задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

Предлагаемый курс рассчитан на внеурочную работу с детьми 5-7 классов, но может использоваться также в учреждениях системы дополнительного образования.

Цель внеурочной деятельности - трансформация процесса развития

интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его литературных способностей в процесс саморазвития.

Задачи курса:

Развивать познавательные потребности школьников;

Активизировать творческие способности;

Обучать детей специальным знаниям, необходимым для проведения

самостоятельных исследований;

Формировать и развивать у детей важные теоретические знания;

Формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Актуальность данной программы в том, что ее содержание отражает основные принципы построения литературоведческого образования детей среднего школьного возраста.

Возраст детей : 11-14 лет.

Сроки реализации : программа рассчитана на 3 года.

Рабочая программа рассчитана на 102 часа в соответствии с календарным учебным графиком. Внесены изменения: посещение выставки иллюстраций по литературным произведениям - 1ч; посещение спектакля по литературному произведению - 2ч., просмотр художественного фильма - 1 ч.

Общая характеристика внеурочной деятельности

Творческий и познавательный аспекты деятельности — обязательные компоненты любого вида деятельности. Совокупным предметом творческой и познавательной деятельности является вся реальность, ее продуктом — знание. В случае коллективного субъекта — это научное знание в целом; для индивида — индивидуальное знание, полученное, как правило, путем освоения основ научного знания, накопленного человечеством. Основным критерием выделения этой стороны внеурочной деятельности в качестве самостоятельного направления является то обстоятельство, что без моделирования реальности, без передачи последующим поколениям и умножения знания никакая деятельность невозможна, т.к. она основана на информационных процессах получения, хранения, преобразования и использования информации.

Программа поможет обучающимся глубже освоить школьную программу, расширит их круг чтения, учит внимательно слушать друг друга, позволяет установить взаимопонимание между детьми. Программа предполагает обучение школьников, проявляющих интерес к изучению литературы. Программа предусматривает последовательное расширение знаний о литературе.

Отличительные особенности программы: программа носит личностно ориентированный, деятельностный и развивающий характер и состоит из трех основных блоков: предметно-деятельностный, блок функциональной грамотности и блок личностного роста.

Программа реализуется на основе следующих принципов:

Принцип развития мыслеобразования, при котором вся система представлений о литературе опирается на образы, возникающие при чтении литературных произведений;

Принцип развития партнерских взаимодействий обучающихся с педагогом и между собой;

Принцип развития соактивности, который регулирует использование методов развития стратегий деятельности учащихся, направленной на словесное творчество.

Курс выстроен ступенчато. Каждый год учащиеся узнают новое, опираясь на уже имеющиеся знания. Знания постепенно расширяются, углубляются, систематизируются, приобретают обобщенный характер.

Предполагаемая программа литературного кружка включает три относительно самостоятельные подпрограммы:

Тренинг литературных способностей;

Самостоятельное чтение литературных произведений, их анализ исследовательская практика;

Мониторинг литературно - исследовательской деятельности.

Тренинг литературных способностей .

В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками литературного анализа, а именно:

Видеть проблемы;

Ставить вопросы;

Выдвигать гипотезы;

Давать определение понятиям;

Классифицировать;

Наблюдать;

Проводить эксперименты;

Делать умозаключения и выводы;

Структурировать материал;

Готовить тексты собственных сообщений;

Объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Самостоятельная деятельность учащихся

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческого проекта. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка постепенно возрастает.

Мониторинг литературной деятельности

Эта часть программы так же важна, как и две предыдущие. Мониторинг включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач литературного обучения. Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

Основная форма выполнения заданий - самостоятельная работа обучающихся. Предусмотрена также коллективная работа: обсуждение найденных самостоятельно решений, совместное исследование проблемы.

Описание места внеурочной деятельности в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 102 часа в соответствии с календарным учебным графиком. Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время. Продолжительность занятия - 40 минут.

Формы и режим работы :

Эвристическая беседа;

Индивидуальная, групповая и коллективная исследовательская

деятельность;

Выразительное чтение;

Творческие мастерские;

Артикуляционные разминки;

Обсуждение проблемных вопросов;

Конкурсы;

Мини-концерты;

Словесное рисование;

Выпуск школьной «Литературной газеты» (или альманаха)

Работа ведётся во второй половине дня. Большая часть времени отводится

на практические работы, познавательный материал даётся через наглядное,

практическое обучение, в доступной и интересной для учащихся форме.

Основная форма выполнения заданий - самостоятельная работа обучающихся. Предусмотрена также коллективная работа: обсуждение найденных самостоятельно решений, совместное исследование проблемы, выставки, конференции.

Планируемые результаты внеурочной деятельности

Планируемыми результатами освоения обучающимися программы внеурочной деятельности являются следующие: у обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.

Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

В предложенных ситуациях делать выбор, какой поступок совершить.

Положительное отношение к литературной деятельности;

Широкая мотивационная основа литературной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

Интерес к новому содержанию и новым способам познания;

Обучающийся получит возможность для формирования:

Внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости литературной деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

Выраженной познавательной мотивации;

Устойчивого интереса к новым способам познания;

Адекватного понимания причин успешности / неуспешности литературной деятельности;

Морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе

учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:

Регулятивные УУД:

Учится работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Познавательные УУД :

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД :

Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).

Предметными результатами является сформированность следующих

умений:

Оценивать поступки героев литературных произведений.

Различать литературные роды и жанры, виды словесного творчества.

Создавать собственные тексты.

Приводить примеры из литературных произведений.

Анализировать литературные тексты.

Создавать индивидуальные, групповые и коллективные проекты по литературным произведениям.

Содержание программы внеурочной деятельности

Фольклор.

Божества славянского язычества. Славянская мифология. Теория мифа.

«Велесова книга». Знакомств с Мифологическим словарём.

Детский фольклор. Колыбельные песни, потешки, прибаутки, заклички, дразнилки, считалки, приговорки, скороговорки. Эвристическая беседа.

Особенности детского фольклора. Изобразительность детского фольклора.

Словотворчество. Наставительность. Небылицы. Перевёртыши.

Словотворчество. Ритмичность небылиц.

Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки.

Сказочная интонация. «Болтунья» - русская народная бытовая сказка. Картина В.М. Максимова «Бабушкины сказки».

Сказочная интонация.

Французская сказка «Лиса и куропатка». Сопоставление с басней И.А.

Крылова «Ворона и лисица».

Норвежский цикл сказок про лиса Миккеля и медведя Бамсе. Сопоставление с русской народной сказкой «Мужик и медведь».

Волшебные сказки. Путешествие как важный элемент сюжета волшебной сказки. «Пёрышко Финиста Ясна-Сокола».

Герои сказки.

Особенности волшебной сказки.

Символика волшебной сказки. Что такое символ. Символика русских народных сказок.

Сказки-отражение духа народа.

Практическая работа: словесное рисование, выучить прибаутку, считалку

или потешку, сочинить собственную небылицу-перевёртыш, чтение сказки

вслух со сказочной интонацией, создание иллюстраций к волшебной сказке

«Пёрышко Финиста Ясна-Сокола», просмотр мультфильма «Колыбельные

мира».

А.С. Пушкин . «Руслан и Людмила». История создания поэмы. Сюжет

и герои «Руслана и Людмилы». Особенности сюжета поэмы «Руслан и

Людмила». Герои поэмы: Руслан, Людмила, Фарлаф, Ратмир, Черномор,

Наина, голова.

Практическая работа : викторина по поэме «Руслан и Людмила», просмотр

художественного фильма «Руслан и Людмила».

М.Ю. Лермонтов. Сказка «Ашик-Кериб».

Практическая работа : выразительное чтение. Выпуск школьной

«Литературной газеты».

Гномы и эльфы в сказках и легендах Западной Европы. «Томас -

рифмач». Шотландская легенда.

Практическая работа : читательская конференция. Посещение выставки

иллюстраций литературных произведений

Дж. Р.Р.Толкиен. Повесть- сказка «Хоббит, или Туда и Обратно».

Путешествие с Бильбо Бэггинсом.

Практическая работа : чтение повести- сказки

П.П. Бажов . Сборник сказов «Малахитовая шкатулка». Сказ

«Танюшка-мастерица». Тайны «Малахитовой шкатулки».

Практическая работа: Чтение сказа. Викторина.

Б.В. Шергин . Поморское детство в рассказе «мурманские зуйки Верность дружбе в рассказе «Миша Ласкин»

Практическая работа: выразительное чтение рассказа

Сат-Ок. Судьба писателя. «Таинственные следы». «Таинственные

следы». Книги про индейцев

Практическая работа: выразительное чтение, отзыв о книге

В.П. Крапивин. Фантастическая повесть «Я иду встречать брата».

Команда и «Каравелла». «Строим наш мир».

Практическая работа: иллюстрация к повести, сочинение собственной

повести. Посещение спектакля по литературному произведению.

Теория стиха. Поэзия: рифма, виды рифмовки. Поэзия: размеры стиха.

«Гусиное перо».

Практическая работа: сочинение собственного двустишия, четверостишия

Выпуск школьной «Литературной газеты» . Что читать летом? Занятие-

конкурс.

6 класс

Что такое чудо? Ф.Г. Лорка «Как улитка отправилась

путешествовать и кого она встретила в пути»

Знакомство с книгой А.С. Грина «Алые паруса»

Л. В. Соловьев «Зверь, именуемый кот» (отрывок из «Повести о

Ходже Насреддине»)

В. П. Крапивин . Фантастическая повесть «Выстрел с монитора»

Подвиг Галиена Тукка. Выход на Дорогу.

«Куда ведёт дорога?». Творческая мастерская.

Афанасий Никитин. «Хождение за три моря». Удивительная Индия.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Чудеса,

увиденные протопопом.

Жизнь детей в разные эпохи . А. Н. Толстой «Петр Первый»

(отрывки).

Сто лет спустя: жизнь дворянских детей . А. С. Пушкин

«Капитанская дочка» (отрывок) .

Жизнь крестьянских детей. Н. А. Некрасов. Стихотворения,

посвященные русским детям. Экспресс-концерт.

К. М. Станюкович «Максимка».

А. П. Чехов «Ванька».

В. А. Осеева «Динка», « Динка прощается с детством».

« Дети и эпохи». Читательская конференция.

Творческая мастерская.

Ю. В. Друнина «Зинка».

Дети и война . Презентация проектов.

Джек Лондон «Как вешали Калтуса Джорджа».

В. К. Арсеньев «Дерсу Узала».

И. А. Ефремов «Белый рог».

7 класс

А.А.Бестужев «Вечер на бивуаке»

О.М.Сомов «Русалка»

А.С.Пушкин «Цыганы». Читательская лаборатория

Н.В.Гоголь «Портрет»

С.Т.Аксаков «Очерк зимнего дня»

Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке»

А.Погорельский «Посетитель магика». Читательская лаборатория

М.А.Булгаков «Красная корона»

Д.Б.Кедрин «Пирамида»

А.П.Платонов «Иван Великий»

Ф.А.Абрамов «Золотые руки»

А.И.Куприн «Палач»

М.А.Шолохов «Жеребенок»

Г.Н.Троепольский «Белый Бим Черное ухо». Просмотр х/ф

В.А.Солоухин «Волшебная палочка»

В.П.Астафьев «Кузяка»

Тематическое планирование с определением основных видов

внеурочной деятельности

5 класс

п/п

Раздел программы

Количество часов

Основные виды

внеурочной

деятельности

обучающихся

Дата по плану

пятница

Дата по факту

Фольклор

Чтение прибауток,

считалок, потешек.

Словесное рисование,

заучивание,

сочинение,

создание иллюстраций

Творческий пересказ

Конкурс чтецов

2.09

2.09

Словесное рисование,

заучивание прибаутки,

считалки или потешки,

9.09

9.09

Сочинение собственной

небылицы-

перевёртыша

16.09

16.09

Знакомство с произведением «Пёрышко Финиста

Ясна-Сокола»

23.09

30.09

23.09

30.09

Чтение

сказки вслух со

сказочной интонацией.

7.10

7.10

Создание иллюстраций

к волшебной

сказке

«Пёрышко Финиста

Ясна-Сокола».

Выставка рисунков

Словесное рисование

14.10

14.10

Просмотр мультфильма

«Колыбельные мира».

21.10

21.10

А.С. Пушкин

Викторина по поэме

«Руслан и Людмила»

Викторина

Просмотр фильма

28.10

28.10

10.

Просмотр

художественного

фильма «Руслан и

Людмила».

11.11

11.11

11.

12.

М.Ю Лермонтов

Сказка «Ашик-Кериб»

Выразительное чтение,

выпуск школьной

«Литературной

газеты».

18.11

25.11

18.11

25.11

13.

14.

Гномы и эльфы в

сказках и легендах

Западной Европы

Читательская

конференция

2.12

9.12

15.

16.

Дж. Толкиен

«Хоббит, или Туда и Обратно»

Чтение повести- сказки,

словесное рисование

16.12

23.12

17.

18.

19.

П.П. Бажов

«Малахитовая шкатулка»

Чтение сказа.

Викторина.

13.01

20.01

27.01

20.

21.

Б.В. Шергин

Рассказы

Выразительное чтение

рассказа

3.02

10.02

22.

23.

Сат-Ок

Повесть «Таинственные следы»

Выразительное чтение,

отзыв о книге

17.02

24.02

24.

25.

26.

В.П. Крапивин

Иллюстрация к

повести, сочинение

собственной повести

3.03

10.03

17.03

27.

28.

Посещение

спектакля по

литературному

произведению

Посещение

спектакля по

литературному

произведению

24.03

7.04

29.

30.

31.

32.

Теория стиха

Сочинение

собственного

двустишия,

четверостишия

Занятие-конкурс.

14.04

21.04

28.04

5.05

33.

34.

Школьная

«Литературная

газета»

Выпуск школьной

«Литературной

газеты» .

12.05

19.05

Всего час.

6 класс

п/п

Раздел программы

Количество часов

Основные виды

внеурочной

деятельности

обучающихся

Дата по плану

Дата

по факту

Ф.Г. Лорка

«Как улитка отправилась путешествовать и кого

она встретила в пути»

Игра «Ассоциация»,

чтение и обсуждение баллады

8.09

8.09

А. С. Грин

«Алые паруса»

Игра «В гостях у

мнемозины», просмотр

фильма «Алые паруса»

15.09

22.09

15.09

22.09

Л. В. Соловьёв

«Зверь, именуемый кот» (отрывок из

Игра «В гостях у

мнемозины»,чтение,

пересказ

29.09

6.10

29.09

6.10

8. 9.

В.П. Крапивин

Повесть « Я иду встречать брата»

Чтение и пересказ

отдельных глав

13.10

20.10

27.10

10.11

13.10

20.10

27.09

10.11

10.

11.

Древнерусская литература «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». А. Н.

Эвристическая беседа,

чтение древнерусского

текста,

устный рассказ

17.11

24.11

17.11

24.11

12.

13.

14.

15.

Творческая

мастерская

Выпуск школьной

литературной газеты

1.12

8.12

15.12

22.12

16.

17.

18.

Конкурс чтецов

Экспресс-концерт

12.01

19.01

26.01

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

Жизнь детей в

разные эпохи: К. М. Станюкович «Максимка».

А. П. Чехов «Ванька».

В. А. Осеева «Динка», « Динка прощается с детством».

Ю. В. Друнина «Зинка».

Джек Лондон «Как вешали Калтуса Джорджа».

Герой - подросток в произведении Т. Уайта «Свеча на ветру»

С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

Герои рассказа И. Тургенева «Бежин луг»

Читательская

конференция

2.02

9.02

16.02

2.03

9.03

16.03

23.03

6.04

13.04

28.

29.

Дети и война

Презентация проектов

20.04

27.04

30.

31.

32.

33.

34.

Приключения и

Фантастика

В. П. Крапивин. Фантастическая повесть «Выстрел с монитора»

Чтение, пересказ

4.05

11.05

18.05

25.05

25.05

Всего час

7 класс

п/п

раздел программы

кол-во часов

виды внеурочной деятельности учащихся

дата план

дата факт

А.А.Бестужев «Вечер на бивуаке»

составление тезисного плана

выразительное чтение

О.М.Сомов «Русалка»

выражение впечатления о прочитанном

А.С.Пушкин «Цыганы». Читательская лаборатория

характеристика особенностей конфликта

Н.В.Гоголь «Портрет»

2

характеристика особенностей построения произведения

С.Т.Аксаков «Очерк зимнего дня»

анализ изобразительно-выразительных средств

Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке»

определение художественной роли интерьера в новелле

А.Погорельский «Посетитель магика». Читательская лаборатория

характеристика персонажей

М.А.Булгаков «Красная корона»

характеристика сущности трагизма в новелле

Д.Б.Кедрин «Пирамида»

характеристика героического и гуманистического в характерах героев

А.П.Платонов «Иван Великий»

оценка характеров героев

Ф.А.Абрамов «Золотые руки»

А.И.Куприн «Палач»

М.А.Шолохов «Жеребенок»

определение вида условностей

Г.Н. Троепольский. «Белый Бим Черное ухо». Просмотр х/ф

В.А.Солоухин «Волшебная палочка»

определение смысла названия произведения

В.П.Астафьев «Кузяка»

Литературная газета

всего часов

Описание материально-технического оснащения внеурочной деятельности

Специальное сопровождение (оборудование):

Произведения художественной литературы;

Литературные энциклопедии, справочники, словари;

Иллюстрации к произведениям;

Электронная библиотека

Техническое оснащение:

Компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран.

Наименование учебного оборудования

1 Книгопечатная продукция

Русские народные сказки

Сказки народов мира

Детский фольклор

Мифологический словарь

А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила»

М.Ю. Лермонтов. Сказка «Ашик-Кериб»

Легенды Западной Европы

Дж.Р.Р. Толкиен «Хоббит, или Туда и Обратно»

П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка»

Б.В. Шергин. Рассказы

Сат-Ок. Повесть «Таинственные следы»

В.П. Крапивин. Повесть « Я иду встречать брата»

Ф.Г. Лорка «Как улитка отправилась путешествовать и кого

она встретила в пути»

А.С. Грин «Алые паруса»

Л. В. Соловьев «Зверь, именуемый кот» (отрывок из

«Повести о Ходже Насреддине»)

В. П. Крапивин. Фантастическая повесть «Выстрел с

монитора»

Афанасий Никитин. «Хождение за три моря».

- «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». А. Н.

Толстой «Петр Первый» (отрывки).

А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (отрывок) .

К. М. Станюкович «Максимка».

А. П. Чехов «Ванька».

В. А. Осеева «Динка», « Динка прощается с детством».

Ю. В. Друнина «Зинка».

Джек Лондон «Как вешали Калтуса Джорджа».

В. К. Арсеньев «Дерсу Узала».

И. А. Ефремов «Белый рог».

А. А. Бестужев «Вечер на бивуаке»

О. М Сомов «Русалка»

А. С. Пушкин «Цыганы». Читательская лаборатория

Н. В. Гоголь «Портрет»

С. Т. Аксаков «Очерк зимнего дня»

Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке»

А. Погорельский «Посетитель магика». Читательская лаборатория

М. А. Булгаков «Красная корона»

Д. Б. Кедрин «Пирамида»

А.П. Платонов «Иван Великий»

Ф. А. Абрамов «Золотые руки»

А. И. Куприн «Палач»

М. А. Шолохов «Жеребенок»

Г. Н. Троепольский «Белый Бим Черное ухо». Просмотр х/ф

В. А. Солоухин «Волшебная палочка»

В. П. Астафьев «Кузяка»

Наглядные пособия

1. Репродукции к русским народным сказкам, сказкам народов мира, к художественным произведениям А.С. Пушкина, М.Ю., Лермонтова, П. Бажова.

2. Фильмы и мультфильмы

Мультфильм «Колыбельные мира»

Фильм «Руслан и Людмила», «Капитанская дочка», «Алые

паруса», «Белый Бим Черное ухо»

Мультфильм «Хозяйка Медной горы»

Список литературы

1.Ерёмина О.А. Литературный кружок в школе. 5-6 классы: пособие для

учителей общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2012-140 с.

2.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное

образование / под ред. В.А.Горского - М.: Просвещение, 2011.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного

общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.:

Просвещение, 2011.

4.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический

конструктор: пособие для учителя.-М.:Просвещение, 2011.-223с.