Нарушение (расстройства) мышления при шизофрении: как выражена дисфункция мозга. Нарушения мышления при шизофрении Расстройство мышления при шизофрении

  1. Закупорка мышления , часто с субъективным ощущением утраты контроля над мыслями (шперрунг)
  2. Неологизмы – новый, собственный язык
  3. Размытость мышления – отсутствие четких понятийных границ
  4. Резонерство – цепь рассуждений ускользает от больного
  5. Соскальзывание – внезапная смена больным темы беседы
  6. Вербигерации – механическое повторение слов и фраз (особенно часто встречается при хронических формах)
  7. Собственная логика
  8. Трудности в обобщении и понимании сходства и различия
  9. Трудности в разделении главного и второстепенного и отбрасывании несущественного
  10. Объединение явлений, понятий и предметов по несущественным признакам

Бывает: клинический метод (психиатра) не выявляет расстройств, он просит психолога: посмотри прицельно, есть ли расстройства мышления. Психолог начинает раскладывать карточки и выделят расстройства мышления. Психологи, которые будут работать в клинической психологии, оказывают большую помощь психиатрам в ранней диагностике психических расстройств.

4. Снижение психической активности («редукция энергетического потенциала» по К. Конраду (или «синдром поломанного крыла»))

Утрачиваются «сталь» и «резина» в личности. Появляются проблемы с обучением, с работой, сложно становится читать книги, смотреть телевизор, усваивать новые знания. Улучшается состояние после физической работы. Он ее делает с удовольствием и не устает. «Сталь» -- это целеустремленность, стремление к достижениям. «Резина» -- это гибкость, возможность приспособления к окружающей ситуации (Ганнушкин).

П. Жане – психическая сила – определяет способность индивида к осуществлению любых психических функций; психическое напряжение – способность индивидуума использовать свою психическую силу.

Необходимо равновесие между психической силой и психическим напряжением.

Крайнее выражение снижения психической активности – абулия.

Апато-абулический синдром.

Часто бывает: есть психическая сила, но нет напряжения. В обыденной жизни мы называем это ленью. Есть возможности, но ты не хочешь их использовать. Больной шизофренией не может использовать свою психическую силу. «Синдром поломанного крыла» -- надо заставить, дать команду. Иначе ничего делать не будет, нужен толчок извне.

5. Дисгармония психического склада личности – схизис – расщепление

Нарушается согласованность между основными психическими процессами: восприятиями, чувствами, мыслями и действиями (утрачивается единство личности).

5. 1 .Схизис в мышлении:

Разноплановость мышления (одновременно используются и существенные, и несущественные признами. Честность – это категория разумных отношений, находящих свое отражение в математике, физике и психиатрии – определение больного)



Разорванность мышления (больной говорит психиатру, что у него соматическое заболевание, а почему лечится у психиатра? Потому, что к терапевту была очередь…)

Шизофазия

Как отличить схизис от синдрома Кандинского-Клерамбо? Схизис мы понимаем как негативное расстройство. Некоторые психиатры считают Кандинского-Клерамбо проявлением схизиса. Но это – продуктивное расстройство.

5. 2. Схизис в эмоциональной сфере:

Психэстетическая пропорция по Э. Кречмеру – «дерево и стекло» (эмоциональная тупость + хрупкость, чувствительность душевной организации). Не плачет на похоронах близкого человека, но при виде брошенного котенка начинает над ним рыдать.

Амбивалентность

Парамимии (что вас беспокоит? – тоска (а при этом у него на лице улыбка)

Паратимии (похороны близкого человека, все рыдают, а он радуется)

Шизофрения-эндогенно прогредиентное психическое заболевание, характеризующееся диссоциативностью психических функций, т.е. утратой единства психических процессов с быстро или медленно развивающимися изменениями личности особого типа (снижение энергетического потенциала, прогрессирующая интравертированность, эмоциональное оскудение) и разнообразными продуктивными психопатологическими расстройствами. Практически при любой форме течения шизофрении к числу наиболее ярких нарушений можно отнести нарушения мышления. Они наблюдаются на всем протяжении течения болезни. Они остаются даже на фоне хорошей ремиссии и служат важным критерием диагностики шизофрении.

Классификация нарушения мышления Б.В. Зейгарник:

3 основных группы нарушений: 1.Нарушения мыслительных операций 2. Нарушение динамики мышления: - Инертность мышления - Лабильность мышления 3.Нарушение мотивационного аспекта мышления: 1- некритичность мышления,2- разноплановость мышления, 3- Резонерство. Искажение мыслительных операций, искажение обобщений прежде всего. Больным шизой доступно выполнение очень сложных мыслительных операций (обобщение, абстрагирование), при решении задач самого разного типа больные шизой опираются не на наиболее частотные закрепившиеся в опыте явления, социальные стереотипы, они опираются на несущественные, малозначимые, латентные признаки и по этим признакам совершают операции обобщения, абстрагирования – это им доступно, но протекают по особу варианту. Нарушение динамики мышления – нехарактерно для шизофреников. Инертность - сложность переключения с программы на программу. Лабильность – непоследовательность, облегченность переключений с одного элемента на другой, связана с истощаемостью, неравномерность.

Мотивационный аспект деятельности:

Нарушения критичности мышления – проявляется в трудностях, неспособности больных к планированию деятельности при решении задачи, и контроля при ходе решения задачи. Пример некритичности мышления: пример, голуби и галки. Больной: рассказ про галку, или про ворону, и каких -то еще птиц, про их сложные отношения, галка хотела есть, полетела к ним, они накормили и прогнали. Разноплановость мышления-нарушение не отдельных операций, а нарушение логического хода суждений. Резонерство выражается в аффективной потребности говорить, "что-то поведать миру". В этом случае пациент занимает по отношению к собеседнику претенцизно оценочную позицию, позицию свысока, человека "вещающего". В резонерстве больного шизофренией обнаруживается неадекватный выбор предмета обсуждения (задачи, ситуации и др.). Чаще склонность к высоким абстракциям по отношению к мелкому предмету обсуждения; Особая интонация, с которой произноится текст: многозначительная форма высказывания, "вещания миру"; Особая лексика: я думаю, я смею заметить, я полагаю и т.д. ; Необязательность присутствия собеседника;

8.Шизофрения, определение. Расстройства эмоционально-волевой сферы и психомоторики. Апатико-абулический синдром .

Шизофрения–эндогенно прогредиентное психическое заболевание, характеризующееся диссоциативностью психических функций, т.е. утратой единства психических процессов с быстро или медленно развивающимися изменениями личности особого типа (снижение энергетического потенциала, прогрессирующая интравертированность, эмоциональное оскудение) и разнообразными продуктивными психопатологическими расстройствами. Эмоциональные нарушения начинаются с утраты морально-этических свойств, чувства привязанности и сострадания к близким, а иногда это сопровождается неприязнью и злобностью. Снижается, а со временем и пропадает полностью интерес к любимому делу. Больные становятся неряшливыми, не соблюдают элементарного гигиенического ухода за собой. Существенным признаком заболевания являются также и особенности поведения больных. Ранним признаком его могут быть появление аутизма: замкнутости, отчужденности от близких, странности в поведении (необычные поступки, манера поведения, которые ранее были не свойственны личности и мотивы которых нельзя связывать с какими-нибудь обстоятельствами). Больной уходит в себя, в мир собственных болезненных переживаний. Мышление больного при этом основывается на извращенном отражении в сознании окружающей действительности. Во время беседы с больным шизофренией, при анализе их писем, сочинений можно в ряде случаев выявить у них склонность к резонерствующим рассуждениям. Эмоционально - волевое оскудение развивается через определенное время после начала процесса и бывает четко выражено при обострении болезненных симптомов. Вначале заболевание может носить характер диссоциации чувственной сферы больного. Он может смеяться при печальных событиях и плакать при радостных. Такое состояние сменяется эмоциональной тупостью, аффективным безразличием ко всему окружающему и особенно эмоциональной холодностью к близким и родственникам. Эмоционально - волевое оскудение сопровождается безволием - абулией. Больных ничто не волнует, не интересует, у них отсутствует реальные планы на будущее или же они говорят о них крайне неохотно, односложно, не обнаруживая стремления осуществить их. События окружающей действительности почти не привлекают их внимания. Они целыми днями безучастно лежат в постели, ничем не интересуются, ничем не занимаются. Эмоциональные и волевые нарушения обычно взаимосвязаны в клинической картине шизофрении и сопутствуют друг другу. При шизофрении довольно часто встречаются два сходных симптома - амбивалентность и амбитендентность, а также негативизм. Амбивалентность - двойственность представлений, чувств, существующих одновременно и противоположно направленных. Амбитендентность - аналогичное расстройство, проявляющееся в двойственности стремлений, побуждений, действий, тенденций больного. Например, больной заявляет, что он одновременно любит и ненавидит, считает себя больным и здоровым, что он бог и черт, царь и революционер и т.д. Негативизм - стремление больного совершать действия противоположные предлагаемым. В основе негативизма лежат механизмы парадоксального торможения в различных сферах психической деятельности. Эмоциональные нарушения начинаются с утраты чувства привязанности и сострадания к родителям и близким людям, исчезновения интереса к учебе, работе, замкнутости, отгороженности. Иногда больные становятся грубыми, злобными по отношению к близким, к своим родителям относятся, как к чужим людям, называя их по имени, отчеству. Исчезает чувство ответственности, долга, что отражается на поведении. Больные перестают выполнять свои обязанности, следить за своей внешностью (не моются, не переодеваются, не причесываются), бродяжничают, совершают нелепые поступки. Наряду с этими дефицитарными симптомами у больных в период обострения может быть подавленное (депрессивное) или повышенное (маниакальное) настроение. АПАТИКО-АБУЛИЧЕСКИЙ СИНДРОМ проявляется выраженными -эмоциональной тупостью, абулией. Равнодушие и безразличие делают больных достаточно спокойными. Они малозаметны в отделении, много времени проводят в постели или сидя в одиночестве, могут также часами находиться у телевизора. При этом оказывается, что они не запомнили ни одной просмотренной передачи. Лень сквозит во всем их поведении: они не умываются, не чистят зубы, отказываются идти в душ и стричь волосы. Ложатся в постель одетыми, потому что им лень снимать и надевать одежду. Их невозможно привлечь к деятельности. Беседа не вызывает у больных интереса. Говорят они монотонно, часто отказываются от разговора, заявляя, что устали. Если врачу удается настоять на необходимости диалога, нередко оказывается, что больной может в течение долгого времени разговаривать, не проявляя признаков усталости. В 6ecejде выясняется, что пациенты не испытывают никакого страдания, не чувствуют себя больными, не предъявляют никаких жалоб. Апатико-абулический синдром служит проявлением негативной (дефицитарной) симптоматики и не имеет тенденции к обратному развитию. Чаще всего причиной апатии и абулш являются конечные состояния при шизофрении, при которой эмоционально-волевой дефект нарастает постепенно - от легкого равнодушия и пассивности до состояний эмоциональной тупости. Другая причина возникновения апатико-абулического синдрома - органическое поражение лобных долей мозг, (травма, опухоль, атрофия и др.).

9.Шизофрения, основные формы и типы течения .

Шизофрения – эндогенно прогредиентное психическое заболевание, характеризующееся диссоциативностью психических функций, т.е. утратой единства психических процессов с быстро или медленно развивающимися изменениями личности особого типа (снижение энергетического потенциала, прогрессирующая интравертированность, эмоциональное оскудение) и разнообразными продуктивными психопатологическими расстройствами. Согласно международной классификации болезней (МКБ-10) выделяют следующие формы шизофрении:

Параноидную (параноидальную) – для данной формы характерно наличие бредовых идей преследования, отношения, величия, истинных слуховых галлюцинаций и псевдогаллюцинаций, могут быть зрительные, обонятельные и тактильные галлюцинации;

Гебефренную (гебефреническую) – развивается в подростковом возрасте, для нее характерны нарушения поведения, гримасничанье, манерность, непредсказуемость, разорванность мышления и речи;

Кататоническую – отмечается негативизм, мутизм (молчание), застывание в одной позе, кататонический ступор или возбуждение, копирование чужих высказываний, движений, мимики;

Недифференцированную – имеются симптомы шизофрении, без выраженного преобладания каких-либо из них;

Постшизофреническую депрессию – вследствие развития шизофрении возникает депрессивное состояние, кроме того присутствуют некоторые шизофренические симптомы;

Простую – больные замкнуты, безразличны по отношению к себе и окружающим, склонны к бродяжничеству и неадекватному поведению, мышление паралогичное, амбивалентное (расщепленное);

Остаточную (резидуальную) – течение шизофренического процесса хроническое, имеются негативные симптомы (эмоциональное уплощение).

Выделяют 2 основных типа течения: 1) непрерывно-прогредиентный тип шизофрении, при котором симптомы заболевания, достигнув своей максимальной выраженности, удерживаются на этом уровне или их выраженность немного уменьшается (но в целом сохраняются). Так заболевание может длиться годами. По мере сглаживания продуктивной симптоматики (бреда, галлюцинаций) нарастают собственно-шизофренические симптомы (эмоциональная тупость, нарушения мышления); 2)приступообразно-прогредиентный тип течения, для которого характерно наличие приступов заболевания, завершающихся ремиссией (улучшается состояние больных, ослабевает симптоматика). Однако через некоторое время все равно развивается шизофренический дефект.


Похожая информация.


Для мышления больных шизофренией характерно то, что нарушение на уровне понятий не исключает относительной сохранности формально-логических связей. Происходит не распад понятий, а искажение процесса обобщения, когда у больных возникает множество случайных, ненаправленных ассоциаций, отражающих чрезвычайно общие связи. Ю. Ф. Поляков у больных шизофренией отмечает нарушение актуализации сведений из прошлого опыта. По данным эксперимента, в сравнении со здоровыми больные лучше опознают те стимулы, которые являются менее ожидаемыми, и хуже – стимулы, более ожидаемые. В результате отмечается расплывчатость, причудливость мышления больных, что приводит к нарушению психической деятельности при шизофрении.

Эти больные не выделяют значимых существенных связей между предметами и явлениями, однако не оперируют, как олигофрены, второстепенными конкретно-ситуационными признаками, а актуализируют чрезмерно-общие, не отражающие реальной действительности, часто слабые, случайные, формальные признаки.

При проведении методик "исключение предметов", "классификация предметов" больные часто производят обобщение на основе личного вкуса, случайных признаков, предлагая несколько вариантов решения, при этом не отдавая предпочтения ни одному из них. В данном случае можно говорить о разноплановости мышления, когда суждение о каком-то явлении протекает в разных плоскостях. При проведении многих методик у больных отмечается резонерство. Резонерство при шизофрении отличается выхолощенностью ассоциаций, потерей целенаправленности, соскальзываниями, претенциозно-оценочной позицией, склонностью к большим обобщениям по поводу относительно незначительных объектов суждения.Соскальзывание проявляется в том, что больные, адекватно рассуждая, вдруг сбиваются с правильного хода мыслей на ложную ассоциацию, затем опять могут рассуждать последовательно, не исправляя ошибок. Непоследовательность суждений не зависит от истощаемости, сложности заданий. Таким образом, при шизофрении могут выявляться нарушения внимания и нарушения памяти. Однако при отсутствии органических изменений головного мозга эти нарушения являются следствиями нарушений мышления.



Гетеро- и аутоагрессивное поведение.

Аутоагрессивное поведение в отличие от агрессивного направлено на причинения вреда самому человеку, а не его окружению (хотя существует инфантильная разновидность аутоагрессии, сочетающейся с желанием подобным нетрадиционным образом оказать вредоносного воздействие на близкое окружение). Доминирующим видом аутоагрессии является физическая агрессия, хотя можно условно говорить и об аутоагрессии, к примеру, в виде вербального самоуничижающего и самообвиняющего поведения, проявляющегося в преподнесении себя окружающим в невыгодном свете, самооскорблении и обзывании себя бранными словами, сравнении себя с «низменным, ничтожным, никчемным» существом.
Различают (Durkheim) три типа суицидального поведения. 1) «аномическое», связанное с кризисными ситуациями в жизни, личными трагедиями; 2) «альтруистическое», совершаемое ради блага других людей и 3) «эгоистическое», обусловленное конфликтом, формирующимся в связи с неприемлемостью для конкретного индивида социальных требований, норм поведения, навязываемых обществом человеку. + все виды суицидального поведения из лекций для гетероагрессивного поведения характерны агрессивные высказывания, угрозы и действия, направленные на окружающих.

Патология ощущений.

Патологическое изменение порогов чувствительности включает понижение порогов чувствительности - гиперестезии, повышение - гипостезии, полную утрату - анестезии и извращение - сенестопатии.Гиперестезия - повышение восприимчивости при воздействии обычных или даже слабых раздражителей; легкая психическая ранимость с повышенной чувствительностью в любом анализаторе. Встречается при интоксикациях, соматических и инфекционных заболеваниях, острых психотических состояниях (острый галлюциноз, параноид и др.), начальных проявлениях непароксизмальных помрачнениях сознания (делирий, онейроид, аменция).Выделяют оптическую, акустическую, вкусовую и обонятельную гиперестезию, гиперестезию кожного чувства.Гипостезия - понижение восприимчивости к внешним раздражениям, когда окружающий мир, отдельные предметы и свойства теряют яркость, красочность, сочность, отчетливость индивидуальность. Встречается при оглушенности, депрессивных состояниях, истерических синдромах, алкогольном и наркотическом опьянениях.Гипералгезия - повышение болевой чувствительности, наблюдается при различных патологических состояниях, в частности, при депрессиях, особенно маскированных ("алгическая меланхолия" (Петрилович, 1970)).Анестезия проявляется анатомическим и функциональным повреждением анализатора, начиная с рецепторного отдела и кончая корковым представительством, что клинически сопровождается потерей чувствительности кожи, потере вкуса, обоняния, слепоте, глухоте. В неврологии выделяют зрительную агнозию (неузнавание зрительных образов, букв, слов), слуховую (неузнавание предметов при ощупывании), аутотопоагнозии (неузнавание частей своего тела), анозогнозии (непризнание болезни, повреждения), агнозию лица. При истерических невротических синдромах наблюдают психическую амблиопию (слепота), психическую аносмию (нечувствительность к запахам), психическую агейзию (утрату чувства вкуса), психическую глухоту, психическую тактильную и болевую анестезию (аналгезии).Сенестопатии (Дюпре, 1907), "Психосоматические ощущения" (Вернике, 1906), "сенсации" - особая разновидность патологических ощущений: неопределенные, трудно локализуемые, мигрирующие, диффузные, неприятные, крайне тягостные, беспредметные ощущения, проецируемые внутрь телесного "Я". Пациенты нередко прибегают к "роскоши образных сравнений" и обозначают их как "стягивание", "разрывание", "сковывание", "щекотание", "булькание" и др. По содержанию сенестопатии делятся на патологические термические ощущения ("жжет", "печет", "леденит"), патологические ощущения движения жидкости ("пульсации", "переливание", "наполнение", "закупоривание" и др.), циркумскриптные ("сверлящие", "разрывание", жгуче-болевые), ощущения передвижения, смещения тканей, ощущения натяжения.При соматической патологии характерно локализованность, стереотипность, связь с анатомическими границами и топографией органов, обусловленных определенной клинической картиной болезни. Для парестезии, являющихся признаком неврологического или сосудистого поражения, также характерны вышеперечисленные признаки конкретной неврологической патологии с проекцией на поверхность кожи (патология чувствительных нервов или задних корешков) в соответствии с зонами иннервации.Сенестопатии встречаются при невротических и депрессивных синдромах, входят в бредовые (паранояльный, параноидный, парафренный, аффективно-бредовые), онейроидные и психоорганические синдромы.

Нарушения внимания.

1. Невнимательность - нарушение устойчивости внимания.

1-й вариант: рассеянность (порхающее внимание) - легкая переключаемость слабоконцентрируемого внимания. Этот тип невнимательности встречается при астении у ослабленных людей с соматическими заболеваниями, у детей с невротическими состояниями, а также на начальных этапах различных психических расстройств.

2-й вариант: слабая концентрация внимания при сниженной переключаемости. Этот тип невнимательности связан с постоянным или временным снижением подвижности нервных процессов, наблюдается у больных с церебральным атеросклерозом (I67.2) в пожилом возрасте, при хроническом алкоголизме (F10) и наркомании (F11-F14) и на поздних стадиях шизофрении (F20-F29).

2. Гиперметаморфоз внимания - повышенная отвлекаемость. Чрезмерная подвижность внимания, постоянный переход от одного вида деятельности к другому. При выполнении корректурной пробы и других заданий больные пропускают отдельные строки в таблице, зачеркивают другие символы, забывают инструкцию. В детской практике данное нарушение выявляется в процессе сюжетно-ролевых игр у детей с психомоторной патологией.

3. Сужение объема внимания - патологическое сосредоточение, обусловленное слабостью его распределения. Встречается при опухолях головного мозга и при невротических расстройствах.

4. Истощаемость внимания - прогрессирующее ослабление интенсивности внимания в процессе работы. Выявляется по резкому снижению качества и темпа выполнения задания. Быстрая истощаемость внимания свойственна больным с травмами черепа (S06) и другими органическими заболеваниями мозга (F00-F09), а также с реактивными пограничными состояниями (F43) и посттравматическими состояниями (F07.2).

5. Инертность внимания - невозможность своевременной переключаемости или патологическая фиксация внимания. Наблюдается у больных эпилепсией (G40), при психопатиях с паранойяльным развитием (F60.0), при психопатоподобной форме шизофрении (F21.4).

Внимание в психологии рассматривается как направленность психической деятельности, сознания человека на определенные предметы и явления. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление) внимание в своих высших формах выступает в качестве одной из функций произвольной регуляции психической деятельности человека (Выготский, Ананьев).

Отечественная психиатрия классифицирует шизофрению, как хроническое эндогенное заболевание, при котором проявляются негативные симптомы. Они характеризуются специфическими нарастающими изменениями личности. Для многих этот диагноз синоним финала существования, окончательной бесполезности для общества. Диагноз ставит на человеке клеймо на всю жизнь.

Такие люди воспринимаются окружающими враждебно, или люди глумятся над несчастным, хотя во всем цивилизованном обществе давно с пониманием воспринимают людей с таким диагнозом.

Но совершенно напрасно окружающие воспринимают этих людей как ничего не понимающих и не чувствующих. Среди них немало творчески одаренных личностей, а также ученых и просто близких нам людей. Они все прекрасно чувствуют и очень остро воспринимают отношение к себе. Но тогда что же собой представляет шизофрения, симптомы, лечение, какие типичные нарушения мышления при шизофрении наблюдаются? Поговорим об этом подробнее.

Симптомы шизофрении

Основные нарушения при таком диагнозе связаны с мыслительным процессом. При этом у человека нарушается адекватный ассоциативный ряд, он не может сосредоточиться на какой-либо задаче, не может сконцентрировать внимание на важной мысли. Иногда болезнь проявляется по-другому: человек жалуется на невозможность мыслить вовсе, так как мыслей не возникает, голова ощущается абсолютно пустой.

Очень часто при шизофрении наблюдается бредовые состояния. Это проявляется в неверных, но чрезвычайно настойчивых убеждениях. Эти убеждения не могут восприниматься в окружающей больного культурной и социальной среде, где признаются аномальными и бредовыми.

К таковым можно отнести бред преследования. Человек уверен, что за ним постоянно следят. Его хотят отравить соседи или завербовать сотрудники КГБ. Или его хотят похитить инопланетяне.

Не редко нарушение восприятия при шизофрении и мышления выражаются в искаженном восприятии окружающего мира. В этом случае чрезвычайно распространены слуховые галлюцинации. Например, человек слышит голоса, звуки, которых на самом деле нет. Это может происходить постоянно или возникать периодически. Это легко можно заметить.

Больной не просто прислушивается, он может вступать в диалог, комментирует сказанное ему, спорит с невидимым собеседником. Эти несуществующие голоса могут давать советы, комментировать поведение больного, его мысли, часто угрожают ему. Менее распространены зрительные галлюцинации, но они также имеют место. В большинстве случаев, нарушения при шизофрении комплексные и рассматривать их следует комплексно.

Очень распространенное нарушение - изменение эмоциональной реакции. Это выражается в полном отсутствии какой-либо реакции на происходящее, либо она совершенно неадекватная. Поэтому у одних больных наблюдается постоянно застывшее, как в маске лицо, не отражающее ничего. Другие могут весело смеяться при трагическом событии.

Лечение патологии

При лечении шизофрении чрезвычайно важно не упустить момент и начать терапию как можно раньше. По мнению психиатров, наиболее позитивный исход лечения наступит, если терапия начата не позже 1-2 лет с появления симптомов болезни.

На этом этапе, можно полностью остановить разрушения, происходящие в головном мозге больного. Но даже если лечить начали позднее, можно приостановить разрушительные процессы и значительно улучшить его состояния.

Терапия этой патологии состоит из двух одинаково важных этапов. Проводится психотерапевтическая и медикаментозная терапия. Нужно заметить, что для успешного лечения очень важно, чтобы пациент доверял лечащему врачу.

В первую очередь, доктор проведет обследование больного, при котором проанализирует состояние мышления пациента. Выяснит возможность концентрации мыслей, способность запоминания информации. После выявления особенностей нарушений, разрабатывается индивидуальная схема психотерапевтического лечения.

Помимо этого, назначаются необходимые лекарственные препараты, которые в комплексе с психотерапией, положительно воздействуют на больного. В настоящее время в терапии шизофрении широко используют лекарственные препараты - атипичные нейролептики. К ним можно отнести , квентиапин или рисперидон.

Назначается препарат, определяется доза приема индивидуально для каждого больного. Если схема лечения подобрана правильно, принятые меры существенно снижают характерные проявления шизофрении: галлюцинации и бред. Также атипичные нейролептики избавят пациента от пассивности, равнодушия к окружающему. Они способны улучшить способность пациента к концентрации.

Помимо этих препаратов, при лечении используют средства для улучшения функции головного мозга, улучшающие его кровоснабжение. К ним можно отнести современные препараты церебролизин, милдранат, берлитион.

Хорошо зарекомендовали себя эффективные биологически активные добавки (БАД), способные улучшать состояние головного мозга. Например, «Листья Гинкго» производства Тяньши. Этот препарат используют в китайской медицине для восстановления работы головного мозга и обогащения организма множеством полезных веществ.

В терапии этой патологии обязательно следует осуществлять контроль за гормональным фоном пациента, периодически проводить проверки положительных психофизиологических изменений и изменений высшей нервной деятельности

В истории изучения шизофрении отмечался особый интерес к особенностям познавательной деятельности больных. Процессы мышления здесь всегда были в центре внимания и учитывались как при дифференциальной этого заболевания с другими психическими расстройствами, так и при исследованиях, проводимых в рамках изучения патогенеза шизофрении (Поляков Ю.Ф., 1972).

Несмотря на то что традиционно с точки зрения психопатологии многие симптомы нарушения мышления при шизофрении рассматриваются в круге позитивной симптоматики, мы описываем в данном разделе часть этих расстройств, полагая, что они имеют прямое отношение к когнитивному дефициту и граница здесь отчасти носит условный характер.

Психопатологические синдромы, в частности дезорганизация мышления и речи, не равнозначны патопсихологическим и нейропсихологическим феноменам, хотя бы на том основании, что они находятся в разном «понятийном пространстве», относящемся к разным дисциплинам: медицина и клиническая психология. Для иллюстрации вышесказанного отметим, что остро возникающие дезорганизация мышления и речи могут быть обратимы по мере купирования психотического состояния, проявления когнитивного дефицита, напротив, отличаются своей стойкостью.

На протяжении ХХ века произошла определенная эволюция взглядов и даже терминов, касающихся нарушения мышления при шизофрении. Такие образные выражения и слова, как «разноплановость», «соскальзывания», «разрывы», «расщепление», «атаксия» мышления, постепенно уступали свое место более четким понятиям клинической психологии. Попытки же вывести из анализа клинических проявлений суть нарушений познавательной деятельности при шизофрении с методологической точки зрения были ошибочны.

Специфичные для шизофрении нарушения мышления заметны как во время рецидива, так и в ремиссии заболевания, они необычны и трудно объяснимы, иногда оставаясь в тени, иногда заметно отражаясь на поведении больного.

Нарушение мышления при шизофрении

  • Нарушение образного и абстрактного мышления
  • Актуализация «латентного фона» (акцент на второстепенных деталях)
  • Символизм
  • Неологизмы
  • Персеверации
  • Бесмысленные рифмы
  • Агглютинация понятий

Е.А. Шевалев еще в 1930 г. предложил выделять при шизофрении прелогическое (архаическое) мышление, символическое и идентифицирующее мышление, типологически близкие к магическому. Автор полагал, что подобное мышление является результатом недифференцированного объединения восприятия и мифологической поэтики, преобладания защитной силы формул и символов, замены естественных явлений сверхъестественными и доминирующего значения веры. Е.А. Шевалев считал, что мышление, лежащее в основе бреда воображения и острого чувственного бреда при шизофрении, сходно с прелогическим мышлением настолько, что сложно дифференцировать формальные расстройства мышления с расстройствами мышления по содержанию.

В разное время, в зависимости от доминирующих в научном сообществе идей, изменение мышления при шизофрении объясняли по-разному. Beringer (1936) писал о «недостаточности интенциональной дуги», при которой свои суждения больной каждый раз вынужден выстраивать заново, хотя и решая текущие задачи, но не используя при этом предыдущий опыт; Kleist (1942) пытался найти взаимосвязь патологии мышления с органическим поражением определенных областей мозга, R. Payne (1955) говорил о «нарушении коркового торможения», T. Weckowicz (1959) - об изменении «фильтрующей функции ретикулярной формации».

В отечественной клинической психологии получили известность работы Л.С. Выготского (1936) (концепция нарушения понятийного мышления при шизофрении) и Б.В. Зейгарник (1962) (патология мышления), посвященные изучению особенностей познавательного процессе при шизофрении.

Б.Ф. Зейгарник (1962) писала, что при явном патологическом характере мышления больных шизофренией для него не характерно «снижение» уровня понятийного мышления.

Ю.Ф. Поляков (1966, 1969, 1972) - руководитель лаборатории патопсихологии Института психиатрии АМН СССР в центр внимания своих экспериментально-психологических исследований поставил анализ структуры познавательных процессов при шизофрении (процессы сравнения, классификации, обобщения, решения проблемных задач и др.). Познавательные процессы при этом сопоставлялись с особенностями зрительного и слухового восприятия.

Психологический уровень для Ю.Ф. Полякова был промежуточным, связующим звеном между психопатологическим и патофизиологическим методами исследованиями.

Особенно детально в лаборатории патопсихологии Инстиута психиатрии АМН СССР была изучена юношеская шизофрения, характеризующаяся вялым (непрерывным, а у части больных шубообразным) (наличие четких негативных симптомов на фоне стертой позитивной симптоматики), на взгляд сотрудников лаборатории (Мелешко Т.К., Богданова Е.И., Абрамян Л.А. и др), рельефно демонстрирующая основные нарушения мышления при этом заболевании.

Ю.Ф. Поляков отмечал (1972), что некоторые исследователи, на основе своих экспериментально-психологических и литературных данных, стремятся определить роль нарушений познавательных процессов при шизофрении и ошибочно сопоставить ее с механизмов ее развития.

С психодинамической точки зрения патология мышления при шизофрении объяснялась нарушением социальных связей, регрессом к предущим стадиям развития либидо. В последнем случае просматривалась и связь с идеями J. Jackson, писавшего о том, что душевные болезни возвращают человека на более раннний онто- и филогенетический уровень.

Для мышления больного шизофренией характерна актуализация «латентного фона», второстепенных деталей, использование при обобщении малозначимых признаков понятий.

Незначительные черты общей концепции, фрагменты, детали которые не актуальны для нормальной целенаправленной психической деятельности, занимают доминирующее место, становятся преобладающими.

Больной шизофренией может оперировать неологизмами - словами с особым сочетанием (смешением) слогов, имеющими для него особый и только ему понятный смысл.

Он придумывает слова, склонен к повторению одних и тех же слов и высказываний (персеверация), может бессмысленно рифмовать слова, исходя из звуковых ассоциаций.

Границы между понятиями как бы стираются, а сами понятия утрачивают свой первоначальный смысл. В ряде случаев отмечается агглютинация (контаминация) образов и понятий . Последний симптом можно встретить в творчестве некоторых художников (И. Босх, С. Дали) или поэтов и писателей (Д. Хармс, К. Бальмонт).

Проективные методики клинической психологии, в частности тест Роршаха, использовались достаточно активно при исследовании больных шизофренией. С помощью подобных методов анализировали мотивы и тенденции личности в процессе познавательной деятельности.

При интерпретации пятен Роршаха больной шизофренией может одновременно видеть в одном фрагменте несколько образов.

Опосредование понятий с помощью графических образов при шизофрении недостаточно способствует запоминанию и воспроизведению. Наряду с адекватными во многих случаях используются отдаленные, стереотипно повторяющиеся графические образы.

Прерывистость мыслей и инородные мысли, как и переживание отнятия мыслей, представляют собой сравнительно частое явление при шизофрении.

При шизофрении нарушено образное мышление . Эксперименты, в которых на фоне проведения фМРТ, требовалось создать определенные образы, показали, что больные шизофренией демонстрируют функциональную гипофронтальность и снижение активности префронтального дорсолатерального кортекса.

В литературе встречаются указания на то, что эти результаты, возможно, обусловлены нарушением процессов мотивации при шизофрении . Дефицит мотивации - почти обязательный симптом шизофрении, заметно осложняющий изучение когнитивных нарушений. Интересно отметить, что при предоставлении финансовых стимулов, мотивация выполнения каких-либо действий при шизофрении усиливается. С усилением мотивации действительно повышается активность префронтального дорсолатерального кортекса.

При шизофрении пациенты, даже на протяжении длительного времени страдающие этим психическим расстройством, могут демонстрировать возможность выполнения определенных мыслительных операций, требующих кратковременной концентрации внимания, например, сложные цифровые операции или игра в шахматы. Этот факт некоторые авторы начала ХХ века объясняли тем, что при шизофрении нарушен процесс мышления, но сохранены предпосылки интеллекта (Gruhle H., 1922). Об отрыве мышления от опыта вследствие «разрыхления ассоциаций» при шизофрении писал E. Bleuler (1911), подчеркивая что это ведет к формированию ложных, не соотвествующих прошлому опыту связей.

Мы уже отмечали, что лица, предрасположенные к шизофрении, так же как и родственники больных, иногда обнаруживают сходные особенности процессов мышления.

У многих талантливых математиков или игроков в шахматы среди родственников часто встречаются больные шизофренией.