Паром эстония список жертв. Паром "Эстония" затонул

15 лет назад, в ночь с 27 на 28 сентября 1994 года в Финском заливе произошло крушение парома "Эстония". Судно затонуло возле острова Утое, расположенного в 20 км от берегов Финляндии, на его борту находилось 989 человек.

Паром "Эстония" был построен в Германии на судоверфи Meyer Werft в 1980 году. Он имел каюты для 2 тыс. пассажиров и места для перевозки 460 автомашин.

В 2005 году правительство Швеции опубликовало отчет о проведенном расследовании. Согласно ему в день катастрофы на судне не перевозили взрывчатые вещества или военное оборудование . Официальной версией крушения парома были объявлены недостатки в конструкции.

В 2006 году специальная комиссия эстонского парламента, созданная для продолжения расследования обстоятельств вывоза с территории Эстонии военной техники на пароме «Эстония» в 1994 году, обнародовала свой заключительный отчет. Однако, под отчетом комиссии, созданной из представителей всех шести фракций эстонского парламента, поставили подписи только пять человек.

Представитель фракции Центристской партии Эвелин Сепп (Evelyn Sepp) выступила с особым мнением, в котором обвинила одного члена комиссии - Тривими Веллисте (Trivimi Velliste) (союз Isamaa/Res Publica) в том, что он знал о перевозках военной техники на этом пароме. Именно эти перевозки, по мнению Сепп, и стали причиной крупнейшей морской катастрофы послевоенного времени.

В 2009 году правительство Эстонии приняло решение прекратить расследование причин гибели парома "Эстония".

Кабинет министров заслушал четвертый отчет правительственной комиссии, проводившей расследование обстоятельств катастрофы, и пришел к выводу, что имеющаяся информация не сможет дать дополнительных сведений о ее причинах. В связи с этим комиссия была расформирована. В представленном отчете в качестве наиболее вероятной причины гибели парома были названы его конструктивные недостатки и тяжелые погодные условия. Это соответствует выводам международной комиссии, опубликованным в 1997 году. Согласно официальной версии, паром затонул из-за дефекта носовых ворот, которые не выдержали шторма и начали пропускать воду.

Крушение парома "Эстония» стало самой крупной катастрофой на воде после Второй мировой войны в Европе.

Мемориалы, посвященные памяти жертв катастрофы парома "Эстония", есть в Таллине и в Стокгольме.

Грузопассажирский паром «Эстония » потерпел крушение в ночь на 28 сентября 1994 года на пути из Таллина в Стокгольм во время сильного шторма близ финского острова Утэ. Из 989 человек на борту - пассажиров и членов экипажа - спаслись 137, погибли 852.

Международная комиссия по расследованию причин катастрофы «Эстонии» пришла к выводу, что основной причиной катастрофы судна стало трагическое стечение целого ряда обстоятельств. В частности, по оценке комиссии, крушение судна ускорил ряд конструктивных особенностей «Эстонии», прежде всего автомобильная палуба, проходящая от носа до кормы.

Сильный шторм, высокая скорость судна, курс движения и погодные условия привели к тому, что не выдержали и разрушились крепления носового транспортного люка на судне.

Накануне 23-й годовщины этих трагических событий Sputnik Эстония предлагает своим читателям вспомнить, что именно произошло в ночь на 28 сентября 1994 года.

БОЛЬШОЙ БЕЛЫЙ ПАРОХОД

Ночью 28 сентября 1994 года в 01 часов 22 минуты пассажирский паром «Эстония» отправил в эфир сигнал SOS. Остававшиеся к этому моменту внутри судна около 750 пасcажиров были обречены на смерть. Через 25 минут паром ушел под воду. Крики о помощи прекратились, наступила страшная тишина.

В 1993 году государственное Эстонское морское пароходство совместно со шведской компанией Nordström & Thulin создали совместное предприятие Estline. Эта компания купила четырнадцатилетний паром Wasa King и переименовала его в «Эстонию». Красивое судно стало перевозить пассажиров и автотранспорт между Таллином и Стокгольмом.

Паром был построен в 1979 году на немецкой судоверфи Meyer Werft для компании Viking Line и носил название Viking Sally. В 1986 году его продали компании Silja Line и переименовали в Silja Star. В 1991 году он был переименован в Wasa King и под таким названием ходил до продажи его эстонско-шведской компании Estline. Он ходил под эстонским флагом, но зарегистрирован был в Эстонии и на Кипре.

Морской дом беспробудного праздника с необычным богатым шведским столом, магазинами, барами, банями и прочими незнакомыми до этого большинству жителей Эстонии радостями паромных путешествий олицетворял собой новую страну: независимую, связанную со скандинавскими странами и «плывущую» к благополучию и процветанию. Работать на «Эстонии» было престижно, попасть сюда без протекции считалось невозможным.

Летом 1994 года мне довелось побывать на этом судне, когда оно стояло в порту. Помню как впечатлил меня тогда его размер, чистота и роскошь (пассажирских паромов я до тех пор не видела). Но было и еще одно сильное чувство, охватившее на одном из верхних этажей, когда я смотрела через большое окно на воду: «Как высоко и страшно! Не дай бог что. Хотя, видимо, такой махине шторм нипочем», - Татьяна Меркулова, журналист.

РОКОВОЙ РЕЙС

27 сентября 1994 года в 19:15 паром с терминала Таллинского порта отправился в свой вечерний рейс. На борту находились, по официальным данным, 989 человек. Отправился с небольшим креном и опозданием. Но это тогда никого не смутило. Как не смутило хмурое небо и ветер - обычное для Балтики явление в осенний период.

Рано утром на следующий день Эстонию, а вскоре и весь мир потрясла и ввергла в состояние шока страшная весть - ночью паром «Эстония» утонул. Судно ушло на дно возле острова Утё, расположенного в 20 км от берегов Финляндии. Вся Эстония неотрывно следила за новостями в надежде обнаружить в списках спасенных знакомые имена.


В это было просто невозможно поверить. Еще день назад я пила чай у себя на кухне со своей близкой знакомой. Она работала на пароме и собиралась в очередной рейс. «Господи, почему так мало фамилий спасенных?» - так многие думали в тот день. Надеялись и молились. Татьяна Меркулова, журналист.

Cпасли 137 человек (94 пассажиров и 43 члена экипажа)


ОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ

Через несколько часов после катастрофы началось формирование международной комиссии (JAIC) из представителей Эстонии, Швеции и Финляндии. Ее председателем стал эстонский министр Анди Мейстер. Уже через четыре дня шведы заговорили о его недостаточной компетентности. Мейстер же заявил, что шведская сторона скрывает результаты обследования затонувшего парома, которые проводились с помощью подводных роботов, и подал в отставку. По его словам, с пленки, которую получили члены комиссии, исчезли кадры капитанского мостика.

Паром шел на волну, замки носовой аппарели не выдержали, она оторвалась. Вследствие этого вода хлынула в огромные ворота и затопила грузовое помещение.

Этот доклад многих не устроил.

ТАИНСТВЕННЫЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ


Исследовательская группа германской судоверфи Meyer Werft, где был построен паром, провела свое расследование и пришла к выводу, что компания Nordström & Thulin знала о дефектах конструкции, но не стала их устранять.

В результате имеющиеся неполадки усилились, вода и до катастрофы поступала на грузовую палубу, о чем экипаж судна знал. Осматривавшие судно эстонские и шведские инспекторы должны были запретить парому выход в море.

В отчете отмечалось также, что проводящая осмотр группа водолазов искала и нашла какой-то дипломат. Он принадлежал человеку, участвовавшему в торговле оружием. Кроме того, в корпус с согласия шведских властей тайно проникали и другие группы водолазов. Немцы не исключали также, что в носовой части парома могли быть взрывы.

Установить этот факт, однако, можно лишь получив оригинальные, а не смонтированные видеозаписи подводного осмотра.

Позже стало известно, что из архивов шведского Судоходного департамента пропал видеофильм со съемками 1995 и 1996 годов. Обломки парома снимала фирма MNC-konsortiet, изучавшая возможности бетонирования судна.

«В этой истории вообще было много странностей – от пропавшей "восьмерки" членов команды до категорического отказа трех правительств – эстонского, шведского и финского – принять помощь России. Самые главные сомнения в официальной версии комиссии по расследованию возникли тогда, когда спустя несколько лет утонувший паром пытались закрыть бетонным саркофагом» , – Галина Сапожникова, журналист.

ПАРОМ ВОЗИЛ ВОЕННЫЕ ГРУЗЫ

В конце 2004 года бывший начальник морской таможни стокгольмского порта Фрихамнен Леннарт Хенрикссон в шведской телепрограмме «Расследование» заявил о том, что на борту затонувшего парома в день его гибели находилась советская военная техника.

По его словам, в 1994 году паром «Эстония» несколько раз перевозил грузы, которые запрещено было досматривать таможенникам. Это подтвердили и другие шведские таможенники в интервью местному радио.

Свидетельства послужили поводом для созыва специальной комиссии Рийгикогу по расследованию гибели парома «Эстония». Комиссия установила, что на пароме действительно возили военную технику. Информацию подтвердил и представитель министерства обороны Швеции. Зампредседателя комиссии Эвелин Сепп именно с этим фактом связывает причину гибели парома.


По ее мнению, знали о перевозке оружия на борту гражданского судна и некоторые эстонские политики: Март Лаар, Юхан Партс, Андрус Ансип и Тривими Веллисте.

ПРИЧИНА НЕИЗВЕСТНА

Работа четвертой комиссии была прекращена в 2009 году. Правительство пришло к выводу, что ей не удалось найти новые факты.


В сентябре прошлого года шведская организация SEA (Stiftelsen Estoniaoffren och Anhöriga) , представляющая родственников погибших на пароме «Эстония», отправила премьер-министру Эстонии Таави Рыйвасу письмо с просьбой начать новое расследование причин катастрофы. Никакого ответа о том, было ли оно получено и зарегистрировано, SEA не получила.


Весной этого года объединение обратилось в эстонское посольство в Швеции с целью выяснить судьбу этого документа. Безрезультатно.

«Было сделано много исследований, но ни одно из них не пришло к бесспорным выводам. Окончательный ответ может быть найден только при осмотре остова судна, при использовании современных технических стандартов во время подводной экспедиции» , -
уверен представитель SEA Леннарт Берглунд.

Мне было 11 лет, когда "Спидола" на даче донесла жуткую новость о том, что в Балтийском море утонул пассажирский паром "Эстония" с сотнями пассажиров... Была озвучена версия - оторвалась носовая аппарель, паром в штормовом море принял много воды и быстро затонул. Спаслось чуть больше сотни человек... Тогда я решила, что паромы - очень опасный вид транспорта, и вряд ли я на них буду ходить. Однако, с "Эстонией" все оказалось не так просто. На паромах я ходила много раз по той самой Балтике, и не только, правда не в шторм. Да и времена уже были другие.

К эстонскому вопросу вернулась несколько лет назад, когда училась на курсах парусного мастерства. Мы разбирали тему свободной воды в корпусе судна. Как она влияет на его остойчивость (не путать с устойчивостью). При попадании в корпус судна на волнении большая масса воды со свободной поверхностью служит причиной крена, неуправляемого и как результата - оверкиля и все...

Пару недель назад я побывала в Таллинском морском музее. Там и увидела макет парома "Эстония" и оригинальный спасательный круг. В запасниках музея хранится много предметов с парома, которые оказались на следующий день после трагедии на поверхности моря. Вероятно, что-то достали водолазы - они посещали судно, чтобы найти в рубке капитанский чемоданчик. Чемоданчика в рубке не оказалось, он был в каюте - но вот что там был - осталось для общественности тайной.

Собственно вся катастрофа для большинства, в том числе для семей погибших и пропавших без вести, тоже большая тайна. Пока я читала материалы я узнала, что в эаропортах хранится стратегический запас гробов на случай несчастья, и для тех, кто замерз в водах Балтики гробы выписали из аэропорта Хельсинки в количестве 300 штук. Паром затонул в международных водах, но проводить подводные работы на его месте гибели нельзя - первый прецедент за всю историю морской юриспруденции о подобном запрете. Чудесным образом были спасены несколько членов экипажа, но потом, внезапно, их имена исчезли из списка спасенных. Так их больше никто и не видел, впрочем... Кое-кого видели и даже опознали выжившие члены экипажа парома. Это был второй капитан Арво Пихт...

Как вообще за полчаса современный и надежный паром мог уйти на дно. Не развалившись пополам, не получив пробоину айсбергом (даже Титаник тонул почти 3 часа - за это время успела спастись треть пассажиров). С "Эстонии" спаслась только одна седьмая часть пассажиров и членов экипажа. В мирное время, в Балтийском судоходном море (не в океане), с судна, оборудованном всеми спасательными средствами по количеству пассажиров (на Титанике, если вспомним, шлюпок хватило бы только на две третьих от общего числа пассажиров). Да и судно ходило по маршруту не первый раз и эксплуатировалось всего 14 лет, построено было по современным технологиям на немецкой верфи (правда построено было для прибрежных районов). И вот так за полчаса ни с кем и ни с чем не сталкиваясь ушло на дно. Звучит невероятно и фантастично. Хорошо, отвалилась по каким-то там причинам носовая аппарель (волны били-били по ней и оторвали замки визора - хотя тоже ооочень странно это, волны били по конструкции и сила была направлены вовнтурь - сложно представить, что таким способом стихия смогла оторвать пусть и проржавевшие петли и открыть визор. Но допустим, что конструкция все же была уязвима), огромная масса воды поступила внутрь судна - но почему же плавучести парома хватило лишь на полчаса?

Давайте рассмотрим разные версии случившегося.

Несовершенная конструкция визора.
Именно эта версия признана официальной. Плюс тяжелые погодные условия. Замки не выдержали ударов волн, развалились, визор открылся и потом от ударов волн оторвался. И да, скорость парома была слишком большой, поэтому овлны так сильно били визор. Но почему-то другие суда с такой же конструкцией по тем же морям ходили исправно. Да и с "Эстония" не первый раз шла по маршруту и в штормах тоже бывала. За 14 лет недостаток конструкции мог себя проявить, вероятно.

Случались ли прежде или после "Эстонии" неприятности с визором? Был один в 2015 году у Viking Line. Паром Rosella вышла из порта Мариенхамн с поднятым носовым визором и прошла в таком состоянии несколько морских миль, пока команда не смогла его закрыть. Почему судно не утонуло, хотя море было неспокойным? Оно даже не набрало воды, потому что после инцидента с "Эстонией" на всех паромах с автомоильными палубами, где нельзя поставить водонепроницаемые переборки, стали ставить водонепроницаемые ворота сразу за аппарелью. На этом больше нештатных ситуаций с визорами и гибелью паромов по этой причине морская история не знает. Если вспомнить корейский паром "Сэволь", то там трагедия произошла из-за халатности, паром был перегружен, а после перестройки не было досконально проверен на безопасную эксплуатацию. И, кстати, виновные в Корее нашлись, все понесли наказание. По делу "Эстонии" жертвы многочисленные есть, судно на дне, но никого не посадили.

Могла ли команда "Эстонии" предотвратить гибель судна?
И да, и нет. Допустим, судно теряет аппарель, на палубу начинает поступать вода. Если сразу экипаж замечает проблему и понимает все серьезность ситуации - был вариант развернуть судно и идти обратно в порт, принимая удары волн кормой. Но на мостике слишком поздно заметили отсутствие визора и воду на палубе или некому было это замечать - все были заняты утилизацией контрабанды. В любом случае насосы включили, но они не могли справиться с массой воды.

Ненадлежащий технический уход за судном
Немецкая судоверфь Meyer Werft, которая в 1980 году спустила со стапелей паром "Viking Sally" позднее переименованный в "Эстония", провела свое расследование и указала на ненадлежащий технический уход за судном. Понятное дело, что признаться в несовершенстве конструкции визора и запорных замков немецкая компания с многолетним опытом и добрым именем в судостроении не могла. Тем более, что у систершипов "Эстонии" должны были быть те же конструктивные недостатки - однако больше подобных катастроф с паромами не просиходило. Но при осмотре петли визора были ржавые. Впрочем, посмотрите на наши принцесс "Марию" и "Анастасию" компании Piterline. Проходя мимо них на яхте, мне всегда страшно, что это будет их последний рейс. все в ржавых потеках. Вот уж на каких судах я никогда не пойду - так это на них. И пусть компания хоть 10 раз приглашает меня потестить их суда (а после этого поста она просто не посмеет этого сделать) я ни за что не соглашусь. Да, на судах всегда мокро, да, там живет ржавчина - но на то и матросы и обслуживающий персонал, чтобы драить, скоблить и красить. "Эстонию", видимо, подновляли не так часто, как этого требовалось.

Наркотики и контрабанда
По неофициальным данным в легковых автомобиях на пароме перевозилось 500 кг чистого героина, который гонконгская "тирада" перевозила по маршруту Сингапур - Дели - Москва - Таллин - Стокгольм. А в двух грузовиках находилось 40 тонн кобальта. Полиция по всему маршруту следования груза была куплена. Лидер мафии в Эстонии позвонил капитану Арво Андерссону через час после выхода парома из порта Таллинн и приказал уничтожить груз, потому что якобы, таможню Швеции перехватила конкурирующая колумбийская мафиозная группа. И капитан в шторм с 6 метровыми волнами открыл визор, чтобы скинуть груз, а потом уже не смог его закрыть. И эта версия со сгрузом наркоты в воду в шторм совершенно бредовая. Нормальный капитан вряд ли на такое пойдет. Не поверю, что не нашлось иного способа утилизировать полтонны героина с судна за десять часов, пока судно дойдет до шведского архипелага. Да хоть с открытой палубы сбрасывать в ночи - все же расфасовано было не в мешки по 50 кг. Или здравый смысл пересилил животный страх? Или все же от грузовиков избавлялись? Но их не выгнать на ходу при неполностью открытом визоре. Это уже "миссия невыполнима".

Оружие, в том числе ядерное
Говорилось, что "Эстония" неоднократно перевозила электронные модули советской военной техники. А решение закрыть судно бетонным саркофагом (как реактор Чернобыля) наводит на мысль о том, что сделано это было не просто ради того, чтобы не потревожить память утонувших, а чтобы недопустить радиоактивного заражения акватории. И поначалу Швеция уверенно заявила, что паром будет поднят, вместе со всеми телами, а потом именно Швеция и озвучило противоречивое решение, а Финляндия, Россия, Эстония, Латвия, Дания, Великобритания и Швеция подписали соглашения о недопустимости проведения водолазных работ на пароме "Эстония". Финляндия стала охранять этот район Балтики.

Диверсия
Журналист Ютта Рабе считает, что судно было потоплено намеренно русской мафией. Во время неофициальной подводной экспедиции, организованной на средства американского миллиардера Грегга Бемиса, водолазам удалось найти отверстия от взрывов в корпусе лежащего на дне парома и взять образцы металла с их краев для исследования. Независимые лаборатории Германии и США подтвердили, что металл был деформирован во время взрыва.
Таким образом получается, что "Эстония" забирала воду не только носом, в корпусе ниже ватерлинии возникли пробоины от взрывов изнутри - кто-то намеренно это организовал с целью потопить судно. Если вспомнить, что паром ушел на дно кормой вперед, то такая версия имеет место быть. На факт взрыва и дыры по правому борту ссылается и производитель парома Meyer Werft.
Но тогда для чего и кто пытался потопить судно? Взрывы слышали и некоторые спасшиеся, когда они уже находились в воде. То есть, взрывы добили судно.

Я посмотрела несколько видео с интервью очевидцев. Все слышали несколько странных звуков до того как паром наклонился - какие-то чужеродные скрежеты и удары. Объясняют это тем, что визор бился об бульб (это такая часть судна ниже ватерлинии, выступающая округлой формы необходима для уменьшения сопротивления корпуса о воду). Но такой удар был возможен всего один раз, когда визор оторвался и упал. Звук чего еще слышали люди? На визоре имеется повреждение

Еще до катастрофы очевидцы слышали другие странные технические звуки, по которым можно предположить, что визор открывали и закрывали и что-то пошло не так.

Нет информации, кто в момент катастрофы находился на капитанском мостике, где был капитан Андерссон. Почему никто из экипажа на мостике не заметил, что визор открывается - об это сообщает сигнальная лампочка на панели управления. Вопросов много.

Про саму катастрофу и что происходило в эти полчаса внутри парома говорить не буду. Это больше напоминает фильм ужасов. Скажу только, что все спасенные были старше 12 лет, в основном молодые мужчины. Было и несколько женщин, в том числе и одна беременная на малом сроке, из танцевальной группы, которая выступала на пароме - удивительно, но и она, и ребенок выжили. Все спасшиеся очень хотели жить и буквально цеплялись за жизнь во всех смыслах.

Так кто же виноват в трагедии?

В любом случае виноват человеческий фактор. Будь то контрабандисты, наркодилеры, плохое обслуживание судна - виновата не стихия, а человек. Кто конкретно - вот это другой вопрос. Ни на кого пальцем открыто не показывают. Вообще ничего не осудили, виноватых не нашли, дело закрыли - во всем виноват Посейдон.

Весьма вкусны версии тайных сговоров, диверсий, наркотрафика и ядерного оружия. Совершенно неправдоподобна официальная версия, потому что слишком простая. Узнаем ли когда-то что на самом деле случилось с паромом "Эстония"? К какой версии склоняетесь вы? Может быть у вас есть свой взгляд на ситуацию?

Вариант: Неизвестные небесные космические волны, сделавшие на несколько минут сталь запоров мягкой, а потом вернувшие ей стандартные характеристики - не предлагать как совершенно абсурдный. Инопланетяне тоже здесь не при чем.

Людей жалко. А с учетом того, что спаслость только 95 пассажиров - остальные 42 были члены экипажа - то и совсем становится не по себе. Все спасали свою шкуру, хотя я бы в такой ситуации, будучи членом экипажа судна, тоже спасалась бы сама. Животные инстинкты, не более того. Тут уж не до геройства.

На днях должна прийти книжка Ютты Рабе про гибель "Эстонии". Познакомлю детально с ее версией, если там будет что-то необычное.

И для тех, кто не видел фильм "Балтийский шторм" по мотивам событий - смотреть

Автомобильный паром «Estonia » был одним из сотни паромов спущенных на воду в Гамбурге на верфи «Meyer Werft Papenburg » в 1980 году. Это судостроительное предприятие пользуется очень хорошей репутацией не только в Германии, но и мировом судостроении. Паром первоначально был построен для компании «Norwegian Shipping Company », но в последний момент руководство передало заказ фирме «Viking Line ».

автомобильный паром «Estonia» фото

Паром был принят в эксплуатацию 29 июня 1980 года как «Viking Sally » и назначен на маршрут Турку-Мариехамн-Стокгольм. В момент спуска на воду был ультрасовременным судном, предназначенным для перевозки легковых и грузовых автомобилей.

Паром - это своего рода «плавучий отель», рассчитанный на определенное количество человек с развлекательными комплексами. На борту такого судна находятся магазины, кафе, диско-бар, детская комната, конференц-зал, ночной клуб, кинотеатр, сауна, бассейн и рестораны.

В январе 1993 года, когда компания «Silja Line » и «Wasa Line » объединились, образовав фирму «Estline » «Wasa King » был переименован в «Estonia ».

Функциями грузопассажирского судна осталось регулярное осуществление автомобильных между портами Таллина и Стокгольма. На это морское сообщение возлагали большие надежды - автомобильный паром «Estonia » содействовал воссоединению Эстонии с западной Европой. Но с падением коммунистического режима через этот порт частыми стали контрабанды оружия, которое переправлялось в контейнерах, из Российской Федерации в Европу и пассажиры паромов даже не догадывались об этом, ведь для них это был лишь удобный способ добраться в Эстонию и обратно.

последний рейс парома «Estonia»

27 сентября 1994 года автомобильный паром «Estonia » готовился к очередному рейсу из Таллина в Стокгольм. Согласно метеорологическому прогнозу ожидался сильный ветер и большие волны, но когда пассажиры поднимались на борт, погода в тот день оставалась ясной. Грузопассажирское судно покинуло порт ровно в 19:00. Солнце клонило к закату был тихий и приятный вечер. Двигатели работали исправно. Курс судна пролегал через Финский залив. Первые признаки надвигающейся беды начали проявляться после 01:00 , когда пассажиры почувствовали первый толчок. Паром находился на траверзе порта Турку, когда послышался скрежет металла. Уже через 30 минут крен судна составлял от 30 до 40 градусов. Еще через несколько минут автомобильный паром начал опрокидываться. Пассажиры нижних палуб были обречены - крен сделал невозможным передвижение внутри корабля. Они были заперты в проходах. Возникла толчея. Только те, кто находился на верхней палубе, могли выжить. Пассажиры успевшие спастись на плотах, с ужасом наблюдали, как уходило под воду. В 01:50 сигнал грузопассажирского судна «Estonia » исчез с радаров других судов находившихся в этом районе.

Спасшихся пассажиров окутал густой туман, а затем волны стали подбрасывать шлюпки как щепки. Вокруг них бушевал безжалостный шторм. Люди вокруг гибли. У некоторых пассажиров постепенно стали проявляться первые признаки переохлаждения.

маршрут парома и место катастрофы

крушение парома

безжизненный плот

С первыми лучами рассвета десять судов и семь вертолетов спасательной службы направились к месту катастрофы. Около 200 человек боролись за свои жизни. Из 989 человек находившихся на борту автомобильного парома «Estonia » только 137 были спасены.

К 07:00 утра для них уже все было позади. Совсем скоро известия об этой катастрофе потрясли балтийские страны.

В мирное время в Европе это стало самой крупной катастрофой. Все люди были повергнуты в состояние шока. Масштабы этой трагедии поразили правительства скандинавских стран - в их истории такого не было. Через некоторое время Эстония, Финляндия и Швеция создали совместную комиссию по расследованию причин катастрофы. Первым решением комиссии было поднятие всех тел с затонувшего судна.

В район катастрофы было направлено научно-исследовательское судно с эхолокатором «Ocean Explorer 6000 » на борту. Уже через несколько часов эхолокатор бокового обзора обнаружил останки судна в 30 км от побережья Швеции. лежал на правом борту на глубине 80 м. Специалисты сообщили, что раскрытая носовая аппарель судна отделилась и лежит на дне моря рядом с паромом. Но уже через несколько дней они сообщили другие данные - отделившаяся аппарель находится в 1,5 км от затонувшего судна.

В ноябре шведское правительство приняло решение поднять аппарель для проведения исследования, чтобы понять какого рода были повреждения. Также руководство страны отдает приказ не поднимать тела погибших из-за дороговизны операции. Это вызвало волну возмущений со стороны родственников погибших пассажиров и уже ставило под сомнения реальные причины катастрофы. Разумеется, их близкие пребывали в глубокой скорби. Они хотели, чтобы их родственников похоронили, но правительство не пошло на это, а у людей пропала возможность возложить цветы на могилу погибших людей.

автомобильный паром «Estonia» на дне

Через три года совместная комиссия предоставила отчет о причинах катастрофы парома «Estonia ». В результате удара волной у парома была оторвана носовая аппарель, началось поступление воды. Через некоторое время вода дестабилизировала судно и оно пошло на дно.

Из 989 пассажиров и членов экипажа, находившихся на борту, только 137 удалось спасти. 852 жизни: 501 граждан Швеции, 280 эстонцев, 23 латышей, 10 финнов и 19 других национальностей погибли в результате переохлаждения. Температура воды в море на тот момент составляла 11 градусов по Цельсию. Только 92 тела было обнаружено.

Судостроителям верфи «Meyer Werft » стали предъявлять претензии в том, что петли аппарели не были рассчитаны на такие нагрузки. Это подтверждало исходную теорию комиссии. Но немецкая судостроительная компания создававшая судно уже не несла ответственность за него, ведь паром эксплуатировался уже на протяжении 14 лет.

Таким образом, никто не был приведен к суду, и дело ограничилось лишь упреками и все возможные виновники трагедии избежали наказания.

Представители комиссии надеялись, что дело закрыто, но компания «Meyer Werft » желая сохранить свое доброе имя, выступило с обоснованной критикой официального отсчета. Представители компании утверждали, что паром «Estonia » изначально нельзя было ставить на линию Стокгольм-Таллин. Он не был предназначен для эксплуатации в открытом море, его стихия - прибрежная зона и это роковое решение было принято эстонской морской ассоциацией. Этот факт в отсчете не упоминался.

Также проведенное независимое расследование показало, что судно было не пригодно для эксплуатации. За 12 часов перед отплытием на пароме «Estonia » был проведен технический осмотр. В отчете говорится о повреждении аппарели и целом ряде других нарушений. Не возникает никаких сомнений в том, что техническое обслуживание судна являлось реальной проблемой.

Представив не полный отчет, комиссия по расследованию создала информационный вакуум и как часто случается стали возникать многочисленные версии гибели парома . Чтобы определить настоящую причину затопления требовалось погружение в районе катастрофы без участия шведских представителей. Но попасть туда было трудно. По инициативе шведского правительства место катастрофы автомобильного парома «Estonia » было объявлено местом захоронения тел пассажиров и даже планировалось создать бетонный саркофаг под водой. Это наводит на мысль, что руководство пытается что-то скрыть.

Оставалось провести независимое расследование. Свои силы объединили журналист Ютта Рабе и миллионер Gregg Bemis, который на миссию выделил 400 тысяч долларов. Они предполагали, что причина трагедии связана с перевозкой секретной военной техникой.

В 2000 году исследователи подняли с затонувшего судна кусок металла. Он был подвержен тщательному анализу, в результате которого предположение было подтверждено факту взрыва на борту судна. Ученный утверждает, что в трюмах автомобильного парома «Estonia » транспортировался секретный груз из России. Операция проходила под патронатом ЦРУ.

Погружения 2000 года так и не смогли возобновить новое расследование, но эти данные стали оказывать серьезное давление на политиков, которые хотели поскорее забыть об этом инциденте.

Гибель парома «Estonia » одна из самых страшных морских катастроф конца XX века. Согласно официальному отчету причиной крушения стала оторвавшаяся аппарель. Но сегодня эксперты с уверенностью заявляют, что эта версия ошибочная. Чтобы заставить шведское правительство изменить свое мнение необходимо давление ос стороны мировой общественности.

мемориал погибшим пассажирам и членам экипажа парома «Estonia» в городе Стокгольме

мемориал погибшим пассажирам парома «Эстония» в Таллине

С момента гибели парома «Estonia » прошло 16 лет, но катастрофа вызывает больше вопросов, чем ответов. Пока шведское правительство будет хранить молчание, и препятствовать расследованию обстоятельства трагедии не будут раскрыты. А все ответы таятся на дне Балтийского моря.

Технические данные автомобильного парома «Estonia»:
Водоизмещение - 15566 тонн;
Длина - 155,4 м;
Ширина - 24,2 м;
Осадка - 5,5 м;
Количество палуб - 9;
Ледовый класс - 1;
Силовая установка - четыре дизельных двигателя типа «MAN» 8L 40 /45 мощностью 23671 л. с.;
Скорость хода - 21 узел;
Количество пассажиров - 1190 человек;
Количество автомобилей - 460 единиц;

Estonia» (ранее «Viking Sally» , «Silja Star» , «Wasa King» ) - эстонский паром судоходной компании «Estline», был построен в 1979 году в ФРГ на судоверфи «Meyer Werft» в Папенбурге . Затонул в ночь с 27 сентября на 28 сентября 1994 года , в результате крушения пропали без вести 757 человек и погибли 95 человек из 989 находившихся на борту пассажиров и членов экипажа . Это крупнейшее в Европе кораблекрушение в мирное время . По своим последствиям и количеству жертв её можно сравнивать только с самой крупной морской трагедией в истории Эстонии, которая случилась 24 августа 1941 г., когда на выходе из Таллинского порта после атаки немецких самолётов получило пробоины и затонуло возле острова Прангли самое крупнотоннажное судно Эстонии, пароход «Eestirand» (рус. «Эстонское побережье»), на котором перед наступавшим Вермахтом покидало Таллин несколько тысяч человек (44 человека погибло при бомбежке и несколько сот человек выбросились за борт) .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Паром был изначально построен для компании «Viking Line» и был назван «Viking Sally» . Он должен был курсировать между Турку , Мариехамном и Стокгольмом . В 1986 году его продали компании «Silja Line» и переименовали в «Silja Star» , оставив его на прежнем маршруте. В 1991 году паромом стала управлять компания «Wasa Line , которая полностью находилась в собственности «Silja Line» , и паром, теперь под именем «Wasa King» , стал курсировать между финским городом Вааса и шведским городом Умео . В январе 1993 года для обеспечения паромного сообщения между Таллином и Стокгольмом шведская компания «Nordström & Thulin» и принадлежащая эстонскому государству «Estonian Shipping Company» («Эстонская судоходная компания» , сокращённо - «ESCO» ) создали совместное предприятие «Эстлайн» (EstLine A/S ), которое приобрело паром «Wasa King» , переименовав его в «Эстония» (Estonia ).

    Крушение

    «Estonia покинула Таллинский порт вечером 27 сентября 1994 года, когда в море бушевал шторм, а скорость ветра превышала 20 метров в секунду. В полночь «Estonia» разминулась в море с паромом компании «Viking Line» «Mariella» («Мариэлла»), на котором скорость парома «Estonia» посчитали слишком высокой. В половине второго ночи с судна было отправлено короткое сообщение о помощи, вскоре судно пропало с радара парома «Mariella» . Отправителем сообщения считают предположительно второго или четвёртого штурмана. Из сообщения понятно, что крен судна в тот момент был очень опасным - 20-30 градусов, и слышно, что на корабле включена противотуманная сирена, чтобы разбудить пассажиров. Паром затонул между 00:55 и 01:50 (UTC+02). На современных навигационных картах указано место гибели парома 59°22,91′ с. ш. 21°40,60′ в. д. H G Я O L (глубина 83 м).

    Хронология крушения

    • 18:30 - На терминале Таллинского порта идёт посадка пассажиров.
    • 19:15 - Паром «Эстония» выходит из порта, небо хмурое, довольно свежий ветер.
    • 20:00 - Паром следует вблизи побережья, волнение на море ощутимо.
    • 21:00 - Начинается шторм.
    • 23:00 - Паром «Эстония» прошёл 135 км маршрута. Морское волнение усиливается.
    • 00:30 - Сильная качка на судне.
    • 00:55 - Замки 50-тонной махины-носовой аппарели / визора не выдерживают ударов встречной волны.
    • 01:00 - Скорость парома 14 узлов.
    • 01:15 - Крен 15 градусов на правый борт.
    • 01:20 - Крен увеличивается.
    • 01:22 - Крен 60, 70, 80 градусов увеличивается, судно ложится на правый борт.
    • 01:35 - Крен 90 градусов, судно лежит на правом борту, на поверхности воды.
    • 01:40 - Паром «Эстония» погружается в воду.
    • 01:50 - «Эстония» легла на дно на глубину 70 метров.
    • 02:00 - Сильный ветер, скорость ветра 90 км/ч, шторм. Людям не хватает места на плотах. Те, кому не хватило места, погибают.
    • 02:12 - К месту крушения парома «Эстония» подходит пассажирский паром Mariella» , матросы с трудом вытаскивают людей из воды. Прошло 50 минут с того момента, как вахтенный на мостике «Эстония» дал по рации сигнал бедствия SOS.
    • 03:00 - В небе зависают вертолёты. При поднятии людей из воды лопаются тросы и люди падают в воду. Некоторые люди умирают уже на борту вертолётов - от шока и переохлаждения.
    • 09:00 - Последних из 137 спасённых извлекли из воды.
    • Паром «Эстония» затонул за полчаса.

    Спасательная операция

    На помощь поспешили находящиеся в ближайших водах паромы сообщения Хельсинки-Стокгольм: «Силья Симфония», «Silja Europa» («Силья Европа»), «Изабелла», «Мариэлла», немецкий пассажирский «Finnjet». Поблизости был ещё эстонский грузовой корабль, но он продолжил свой путь на юг. В дальнейшем на место прибыли финские сторожевики «Tursas» и «Valpas» и тральщик «Uusimaa» со своими водолазами. На месте крушения был такой сильный шторм, что прибывшие первыми паромы не смогли спасти всех оказавшихся в воде. Оставшихся в живых были вынуждены собирать с поверхности силами ныряльщиков береговой охраны и воздушных сил Финляндии и Швеции, вертолётами спасательного отряда Хельсинки, и вертолётами частных лиц только с наступлением утра.

    Находящиеся на месте корабли, большей частью на «Мариэллу», спасли всего 38 человек. Финские вертолёты, главным образом борт береговой охраны «Super Puma», спасли 49 человек. Шведские вертолёты - 50. Всего над «Эстонией» летало 13 шведских, 12 финских, два датских и один российский вертолёт. С накренившейся «Эстонии» не успели спустить большинство имевшихся спасательных шлюпок, но самонадувающихся резиновых плотов на волнах было множество. Проблемой было то, что сильный ветер быстро уносил спасательные плоты с места крушения. Из 989 находившихся на борту (803 пассажира и 186 членов экипажа) спасли 137 человек (94 пассажира и 43 члена экипажа). При этом пропали без вести 757 человек (651 пассажир и 106 членов экипажа), и были опознаны 95 погибших (58 пассажиров и 37 членов экипажа). 852 погибших (включая пропавших) были гражданами 17 государств.

    Расследование причин трагедии

    Документальное кино

    • Тайны века: Кто утопил «Эстонию»? - Первый канал, 2006
    • Гибель парома «Эстония» - Петербург - 5-й канал, 2008
    • Затерянные миры. Балтийский Титаник - ТВ 3, 2009