Социальная изоляция и одиночество повышают риск смертности. Влияние социальной изоляции на развитие личности

Социальная изоляция может рассматриваться в качестве формы либо источника социальной деформации, равно как и нормальной формы чело­веческого существования, необходимой для выполнения каких-либо важ­ных социальных и культурных функций. Она может играть как негативную, так и позитивную роль. К примеру, изоляция наркомана от его друзей, под­верженных тому же недугу, в период его реабилитации играет, несомненно, положительную роль, так как позволяет снять главную причину - группо­вое давление, подражание другим, пребывание в криминогенной среде. В уголовной практике есть много примеров, когда методы казни из-за не­предвиденных обстоятельств обрекали осужденного на затяжную, мучитель­ную смерть. Следовательно, социальная изоляция может рассматриваться как относительно гуманное и в то же время справедливое воздаяние по зас­лугам.

Под изоляцией понимают либо физическое, либо эмоциональное одино­чество. Социальная изоляция - такое общественное явление, при котором происходит отстранение индивида или социальной группы от других инди­видов или социальных групп в результате прекращения или резкого сокра­щения социальных контактов и взаимодействий.

Социальная изоляция и остракизм могут формироваться на основе как объективных условий, независящих от действий отдельного человека, так и личностных характеристик, таких как необычная внешность, болезнь или девиантное поведение. Социальная изоляция может относиться к отдель­ному человеку и целым общностям.

Общности (племена, этносы, этнографические группы, страны), в тече­ние долгого времени ведущие замкнутый от внешнего мира образ жизни, ограничивающие любые контакты с другими сообществами и таким спосо­бом сохранившие свою самобытность, в литературе принято называть со­циальными изолятами. Этот термин, по всей видимости, позаимствован из биологии, где давно распространены соответствующие понятия, определя-

ющие изолированный от доминирующей популяции способ биологическо­го существования каких-либо представителей флоры и фауны.

Социальные изоляты появляются добровольно и принудительно, суще­ствуют относительно непродолжительное или длительное время, порыва­ют полностью или частично контакты с остальным миром, получая от сво­его состояния как добро, так и вред. К примеру, отдельные приемы ману­ального воздействия сохранялись в народной среде, прежде всего в изолятах, и передавались только избранным из поколения в поколение. Точно так же

шаманские традиции, техники и ритуалы передавались из поколения в по­коление только в пределах одной семьи (родственного клана), благодаря чему они и дошли до наших дней.

Термин «изолят» впервые появился в концепции функционирования культуры известного антрополога Б. Малиновского. Природа изолятов раз­лична. Во-первых, есть географические изоляты, оторванные от массива Евразии, которую следует рассматривать как главную арену развития ми­ровых цивилизаций. Во-вторых, можно указать на изоляты, обязанные кли­матическим условиям. К таким местам следует отнести далекий Север и не­которые экваториальные регионы. Специфический этнокультурный изолят представляет собой Северный Кавказ - горная страна, отделенная от Ев­ропы естественными преградами.



Различают географические изоляты - островные сообщества, племена, долгие годы жившие затерянно в джунглях, и социокультурные (соци­альные) изоляты - андерграундные сообщества (гетто, замкнутые религи-

озные общины, криминальные группировки и заключенные, общины хип­пи), живущие в обществе, не принимающие его законы и культурные цен­ности, сознательно дистанцирующиеся от него.

Антропологам хорошо известно, что изоляция малых групп приводит к замедлению эволюции сообщества. Если ныне встречаются отсталые пле­мена, то с высокой долей вероятности можно считать, что задержаться на неолитической и даже палеолитической стадии развития их заставила со­циальная изоляция.

Этнологи причисляют к условиям социальной изоляции еще и формы брака, исторически сформировавшиеся в разных уголках планеты. Так, на­пример, эндогамия (от «эндо...» и греч. gamos - брак) - брачные связи внутри определенных общественных групп в эпоху первобытно-общин­ного строя. Эндогамной группой обычно было племя. Эндогамия племе­ни, как правило, сочеталась с экзогамией входивших в него родов и фрат­рий. Такого рода изоляты образуют группы населения с брачными связя­ми, реализуемыми лишь в достаточно узких рамках. Сообщества, живущие изолированными колониями, в результате малочисленности и родствен­ных браков постепенно вырождаются. Полудикие племена сохранились в изолятах, таких как острова Тихоокеанского региона, джунгли Амазонки и Африки.

В Библии описано правило, согласно которому верующие должны были заключать браки только в пределах собственной религиозной общины. По­скольку в Ветхом Завете община фактически совпадала с этносом, эндога­мия часто принимала племенной, национальный характер. Первое указа­ние на такого рода эндогамию содержится в рассказе об Аврааме, который

Изоляция может быть добровольной, например, для единения с Богом, для ухода от соблазнов мира, для выполнения какой-то работы, которая требует максимального сосредоточения, для сохранения целостности своей личности или сохранения своей национальной самоидентичности. Но ограничение может быть и навязанным человеку, например, его заключение в тюрьму, или волею судьбы оказался на необитаемом острове. Человек может быть ограничен манипуляторами, например, принадлежащий какой-либо религии, партии, захваченный какой-либо идеей. Хотя ограничения могут быть и в семье, например, ревнивый муж или жена, сооружают психологическую клетку для другого человека, ограничивая его свободу (в этом случае страдающая сторона пытается вырваться из этой психологической клетки). Навязанные или насильственные способы уединения обычно являются результатом психологического манипулирования одного человека над другим человеком или другими людьми. Но уединение может быть и внутренним, при котором человек отстраняется от всего, что прежде являлось полем его жизни. Рассмотрим более подробно некоторые формы изоляции

Добровольная самоизоляция может быть у человека, идущего духовным путём, в тот период, когда он готовится к следующему шагу в своей внутренней работе. Например, он преодолел зависимость от влияний внешнего мира и ему предстоит более тонкая работа на более высоком уровне сознания. И для того, чтобы в этот переходный период ничто не отвлекало его и не соблазняло прежними ценностями мира, над которыми он поднялся, он временно изолирует себя. Но после того, как он укрепится в новом состоянии сознания, - он вновь выходит в мир, но для него уже иной мир, потому что его сознание и его видение мира уже изменились. И теперь в этом новом для него мире он будет получать другие уроки Божественного. Но самого главного он уже достиг - полного внутреннего равновесия, ненарушаемого никакими внешними влияниями.

Человек может изолировать себя от внешних влияний не ограничивая себя от внешнего мира. Такого рода изоляция может быть внутренней, что становится возможным тогда, когда человек подходит к реальности этого мира с позиции исследователя. Он пытается понять причины происходящего и причины своих собственных внутренних реакций на внешние влияния. Действительно, у различных людей на одни и те же внешние обстоятельства будут не одинаковыми внутренние реакции. При этом человек не должен винить обстоятельства, этим самым оправдывая свои внутренние реакции. Такая работа изолирует человека от внешних влияний, для которых он становится недоступным. По крайней мере недоступной, изолированной является та его часть, которая наблюдает и внешние события, и внутренние состояния и осознаёт их причины.

Кроме того, человек может частично изолировать себя от интересов, привязывающих его к внешнему миру, если стоит на пути познания, в котором требуется его полная концентрация. Это могут быть пути науки, философии и ещё каких угодно других направлений, которые являются частью реальности этого мира. И стремление к изоляции в таких случаях оправдано, так как нельзя познать всю глубину изучаемого направления реальности этого мира, не будучи полностью сосредоточенным на ней.

На проявленном плане этого мира одной из важных задач, которую должен решать человека - это раздвигать границы познанного. На самом деле все знания уже существуют и ни один человек или даже целые институты ничего нового внести в бесконечный океан знаний не могут. Но область познанного человеком чрезвычайно мала. Существуют два пути познания, которые доступны человеку. Первый путь - это познание самого себя, что делает человека всё более созвучным скрытой реальности этого мира, являющейся основой всей проявленной реальности. На этом пути человек, став созвучным со всем мирозданием, становится единым с ним, это созвучие духовный искатель переживает как всезнание. Но в действительности, это всезнание остаётся недоступным для ума, так как оно принадлежит к его истинной части. Но даже в том случае, когда человек становится единым с его истинной частью его знания так и останутся недоступными внешнему уму, который может манипулировать только внешними символами. Знания - это скрытая реальность мира, которая может быть проявлена во внешней реальности, и восприниматься органами чувств, как объекты внешнего мира и их взаимодействия между собой. Обработанные умом, эти проявленные знания превращаются в символы слов, формул и т. д. Таким образом, ум непосредственно к знаниям отношения не имеет, и оперирует только символами, отражающими проявленную часть этого мира. Следовательно, переживание человеком состояние всезнания на определенном этапе внутренней работы - истинно, но остаётся недоступным для его ума, что приводит человека к ложному мнению, что эти знания не реальные, но мнимые.

Добровольная самоизоляция может быть и социальной - это всевозможные национальные общины, еврейские гетто и многие формы других объединений, основной идеей которых является сохранение самоидентичности, стремление не раствориться в другом более многочисленном народе.

Социальная самоизоляция чаще всего бывает неполной и примером этому могут быть не только различные объединения по национальному признаку, но и по профессиональному и религиозному признакам. Социальная самоизоляция всегда содержит в себе элемент насилия, так как во главе такой социальной группы всегда есть люди, которые распространяют свою власть, на всех людей, входящих в эту группу. И это всегда приводит к последствиям, характерным для депривации - психологической деградации, какой-либо из граней личности человека.

Каждый человек имеет определенное количество открытых и открывающихся возможностей и тех, которые должны при благоприятных условиях открыться. Если человек оказывается в изолированных условиях, в которых, если так можно сказать, нет достаточно места для его открытых возможностей, и тем более для открывающихся и потенциально способных открыться при благоприятных условиях, то эти возможности или не открываются или же открываясь, принимают извращённую форму в соответствии с теми условиями, в которых человек находится. Но вынужденная изоляция может и не привести к деградации и даже, напротив, открыть в человеке те возможности, которые в других более открытых условиях могли бы и не раскрыться. Примером этому могут быть изоляции подвижников, внешние условия и свои собственные возможности которых были предельно сужены. В этом случае их стремление к расширению, в какой-то степени характерные для любого другого человека, направляются вглубь своего существа, что приводит к открытию в нём духовных возможностей, которые в других условиях могли бы и не открыться. Ещё пример, ребёнок в своём развитии находится в стеснённых внешних обстоятельствах - у него нет игрушек, которыми он мог бы играть, в чём обычно выражается жажда познания у детей. Но от этого его стремление познавать мир не становится меньше. И тогда это стремление может найти для себя другой выход, например, ребёнок начнёт сам мастерить для себя игрушки или делать то, что ему интересно. Но, как мы уже здесь говорили, направление, в котором могут раскрываться возможности у человека, во многом зависят от условий, в которых он находится. Условия - это некая психологическая или социальная форма, которой в своём развитии постепенно начинает соответствовать человек. Внутренняя жажда роста, расширения может привести к тому, что, не имея готовых внешних объектов, которыми он мог бы занять своё время, он начинает сам творить объекты. Но для того, чтобы что-то творить, необходимо для этого прилагать свою фантазию, усилие воли, быть изобретательным. Современный мир потребителей, насыщенный всевозможными изделиями, создаёт те условия, в которых может в полной мере раскрыться потребитель, но не творческая личность. Когда у людей удовлетворяются желания, он не только перестаёт творить, но в нём гаснет жажда знаний и слабеет воля и примером этому может быть современное поколение людей, не любящих читать и не желающих учиться. Но, зато очень любящих поговорить, ни о чём, просто так, на ту же самую тему, на которую акын поёт свои бесконечные песни. И говорящим, и их слушающим невдомёк, что бесцельные речи - это не только переливание из пустого в порожнее, и не только напрасная трата времени, но и разрушение внутренней целостности человека, и растрачивание впустую его энергии.

Можете проделать такой эксперимент. У вас появилась какая-либо идея, какие-то знания или какая-то важная тема для разговора. Если вы внимательны, то можете осознать, что эта идея, знание или тема для разговора внутри вас осознаётся как некое пространственное образование, имеющее определенную форму и объём. Если вы осознали в себе это образование, то остановите внимание на нём и удерживайте его осознание некоторое время. при этом вы можете осознать, что ваша речь, о чём бы вы ни говорили, приобретает тот ритм и громкость, которая соответствует вашему внутреннему состоянию. И даже ваши движения, например, вы ходите, починяются этому состоянию, которое вы несёте в себе. Но поговорите некоторое время с вашим собеседником о чём угодно, и вы заметите, что внутреннее пространственное образование, содержавшее в себе какую-то идею, в значительной мере растворилось, его консистенция стала более рыхлой. А если вы потратите ещё какое-то время на разговоры, то внутри вас образуется пустота, заполненная неопределенностью. Если вы были достаточно внимательны, исследуя свои состояния, то вы могли обнаружить, что состояния, которые вы осознавали, были в районе груди, а содержание какой-либо идеи, было в голове. Но если вы всё это «проговорили», то уже ничего не обнаружите, ни в области сердца, ни в своей голове.

Человек может оказаться в изолированных условиях и в множестве других случаях, например, его изолировали по решению суда, или он оказался в изоляции добровольно, так как решил создать семью. Но в любом случае, любая изоляция имеет определенную форму, и хочет человек этого или нет, со временем он будет соответствовать этой форме. Но в одних случаях человек смиряется с этой формой, а в других стремится освободиться от ограничивающих его условий. Деформация личности человека, которая происходит в местах заключения, может со временем стать необратимой и тогда такой человек уже не может жить в обычном человеческом сообществе. Но деформация личности может произойти и у супругов и этому может быть много причин. Между супругами почти никогда не бывает равенства. По-видимому, это заложено в человеческой природе, со стремлением человека к значимости, в которой он всегда стремиться превзойти другого человека или других людей. Отсюда стремление к власти и отсюда же ревность одного из супругов. Кстати, ревность никакого отношения к любви не имеет. Когда человек любит другого человека, то он не будет определять для него, какие поступки правильные, а какие неправильные. Любящий человек полностью доверяет тому, кого он любит. У него не остаётся места для чувства подозрения или неверия, и он не определяет пределы допустимого или недопустимого во взаимоотношениях своего любимого человека с другими людьми. Человек ревнует, потому что он собственник и он не может оставить другого человека свободным. Для него это будет выглядеть так, как будто его собственность вдруг оказалась ничейной и, в связи с этим он может потерять власть над ней. Ревнующий человек далеко не всегда знает, что он ревнует. Если он ментальный человек, то он будет находить множество причин объясняющих неправильное поведение его супруга или супруги, а если он преимущественно витальный человек, то просто будет страдать сам и заставлять страдать близкого ему человека. у ревнивцев всегда логика нарушена, о чем они не подозревают, поэтому их убеждённость - неубедительна, а их подозрения навязчивы и насильственны. В семье ревнивца атмосфера удушающая и безысходна. Клетка, в которую ревнивец (неважно будет ли это он или она) стремится втиснуть близкого человека, по мере того, как этот человек сдаётся становится всё более тесной и удушливой и этому нет конца. Вернее, он есть, но пределом этой ситуации является полное обезличивание и обезволивание того человека, который сдаётся ревнивцу, чтобы сохранить в семье какой-то мир. Я говорю мир, потому что гармонии отношений между прежде близкими людьми уже никогда не будет. Ревность - это болезнь, о которой часто не знает больной, но зато хорошо знают те, которых он к кому-то ревнует. Как и в каждой болезни в ревности есть критическая грань, перешагнув которую она становится хронической, и тогда ревнивец ревнует другого человека к кому угодно, и ум его всё это будет логически обосновывать, и его доказательства будут казаться иногда бесспорными. Во всех других отношениях такой больной не проявляет видимых отклонений от нормы. Он как бы чуть-чуть сошёл с ума, только в чём-то одном ведёт себя ненормально, и таким людям психиатры ставят диагноз - бред ревности. Вообще, психиатрия очень интересная наука. Психиатр у каждого найдёт какое-то психическое отклонение от нормы и поставит соответствующий диагноз. Хотя никто не знает границ нормы для человека и где начинается патология. Если мы внимательны к людям, которые окружают нас и внимательны к самим себе, то можем осознать, что люди очень часто неадекватны в своих взаимоотношениях с другими людьми, в противоположность нам, адекватным. Поэтому весь мир вместе с мартышкой из басни Крылова, смотрит в зеркало и видит, как много в этом мире отклонений от нормы. И, слава Богу, что есть хоть один человек нормальный - это мы сами. Возможно, мы в недалёком будущем ещё вернёмся к клеткам, в которых мы изолируем других людей или самих себя, рассмотрим стальные прутья мнений, которыми мы ограничиваем пространство создаваемых нами клеток, и даже клеток для самих себя. Мы ограничиваем друг друга, потому что не знаем что такое свобода, мы даже не знаем в каком направлении следует идти, чтобы обрести её.

Ощущая свою изоляцию от сверстников, многие лесбиянки, геи

й бисексуалы и в дальнейшем уклоняются от социальных кон

тактов, поскольку опасаются, что это может спровоцировать

весьма неприятные переживания. Общение с представителями

того же пола вызвает у них сильные эмоции и сексуальные пе

реживания, общение же с противоположным полом лишь на

поминает об отсутствии какого-либо сексуального интереса и

верса (Rivers, 1994; 1995а) показали, что многие молодые гомо-

сексуалы действительно ощущают свою изоляцию и пережива

ют унижение из-за реальной или всего лишь воображаемой го

мосексуальности.

В Великобритании все еще мало молодежных гомосексуаль

ных групп. Те немногие, которые оформились в последние

годы, имеют весьма ограниченные ресурсы. Поддержка со сто

роны местных отделов образования является скорее исключе

нием, чем правилом, особенно памятуя о 28-й статье местного

Правительственного акта от 1988 года, который предостерега

ет местные власти от «сознательного поощрения гомосексуаль

Молодежные группы лесбиянок и геев обычно построены на

демократических принципах. При этом специалисты, работаю

щие с молодежью, почти не принимают участие в деятельности

этих групп. Хотя причины этого имеют в основном экономиче

ский характер, нельзя не отметить, что отсутствие таких специ

алистов способствует развитию самодирективности этих групп

и нередко вызывает у подростков ощущение тревоги, усиливая

в какую-либо молодежную гей-группу, необходимо, чтобы пси

хотерапевт выяснил, существуют ли таковые в районе прожи

вания подростка и чем они занимаются. Однако полезно

помнить, что ситуация в данных группах постоянно изменяет

ся, и членство в них может быть чревато различными послед


2 2 8 | Часть II.


ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ


Хетрик и Мартин (Hetrick and Martin, 1987) также замети

ли, что ощущение социальной изоляции заставляет молодых

геев искать такие места, где они могли бы знакомиться с други

ми геями - главным образом для занятий сексом. Возможно

сти же их социального взаимодействия при этом весьма огра

ничены (одним из примеров являются, например, встречи геев

в общественных туалетах). Это приводит к формированию по

веденческих стереотипов, связанных с сексуальными проявле

ниями уже на первом этапе знакомства, и не позволяет моло

дым геям общаться на иных уровнях, а кроме того, еще больше

снижает их самооценку, поскольку они начинают думать, что

другие хотят лишь заниматься с ними сексом, и усиливает ощу


щение того, что гомосексуальность связана с промискуитетом.

С этим связаны и иные опасности, например для здоровья и без

опасности молодых людей. В нынешней ситуации, когда закон

запрещает вступать в сексуальные отношения до 18 лет, они

предпочитают непродолжительные связи, так как полноценные

интимные отношения с геями более старшего возраста содер

жат значительный риск.

Для молодых лесбиянок социальная изоляция может при

вести к тому, что, знакомясь друг с другом, девушки попадают

в сильную эмоциональную зависимость друг от друга, и это ме

шает их общению с другими людьми (см. шестую главу). Рот-

блюм (Rothblum, 1990) указывает на то, что изоляция молодых

лесбиянок приводит к депрессии, наркомании и самодеструк

тивному поведению.

Эмоциональная изоляция

Проявления эмоциональной изоляции вызываются у подрост

ков возникновением чувства отчуждения от родственников,

необходимостью прятать свои сексуальные проявления от

окружающих и следить за своим поведением. Кроме того, мо

лодые люди могут пугаться своих собственных чувств и потреб

ностей, а потому стремиться их подавлять. Очевидным резуль

татом этого является депрессия; данные исследований указы

вают на то, что 20 % молодых лесбиянок и геев предпринимали

суицидные попытки (Trenchard and Warren, 1984; Hetrick and



Глава 8. Психотерапевтическая работа с молодыми людьми {229

tylartin, 1987). Исследования, проведенные Яном Риверсом на

базе Лутонского университета, показывают, что издевательства

подростков над своими сверстниками-гомосексуалами, а также



иные проявления гомофобии усиливают социальную и эмоци

ональную изоляци ю молодых лесбиянок и геев, ведут к их от


чуждению от


окружающих и


депрессиям в зрелом


возрасте.


Кроме того, отсутствие поддержки со стороны родственников

и страх перед родителями и учителями вызывают у подростков

ощущение безнадежности и отчаяния, а также попытки члено

вредительства или самоубийства. Риверс цитирует заключение


американского


Департамента здравоохранения и


социальной


защиты от 1989 г., из которого следует, что попытки самоубий


ства совершались


молодыми лесбиянками и геями в пять раз


чаще, чем их сверстниками-гетеросексуалами (см. Rivers, 1994;

1995а; 1995в).

Когнитивная изоляция


Молодые люди часто



возможности


получать о гомо


сексуальности корректную информацию.


Школьные библио


теки боятся


держать книги,


представляющие


гомосексуаль


ность в положительном свете, и даже если в них бывают такие



подросток не захочет их брать, опасаясь стигматиза


ции. Из-за отсутствия подходящих ролевых моделей молодые

геи и лесбиянки полагают, что им не остается ничего иного, как

следовать худшим примерам гомосексуального поведения. Им


кажется, что они либо могут


воспроизводить


стереотипный


образ гомосексуальности, либо отрицать ее в себе, тем самым


усугубляя свою


социальную изоляцию и затрудняя принятие


своей сексуальной идентичности. Более подробное обсуждение

гомофобии и процесса «обнаружения» содержится в третьей и

четвертой главах.

Клинический пример 1

В качестве однго из примеров изоляции может быть приведен

случай с Джеми - 15-летним геем, направленным к школьному

психологу из-за издевательств со стороны сверстников в шко

ле. Джеми явился на первую встречу с психологом в макияже


2 3 0 | Часть II.


ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ


и женской одежде. Его «женоподобие» сделало подростка пред

геем еще с 9 лет. Недавно он начал «тусоваться» с другими

трансвеститами в местном пабе для геев. Подросток полагал

что окружающие ожидают, что он будет вести себя как женщи

на, поскольку он «не настоящий мужчина». Те же люди, кото

рые принимали подобное его поведение, выражали ему свою

поддержку. Однако их было мало, и Джеми чувствовал себя

очень одиноким. Психолог постарался убедить подростка в

том, что он, несмотря ни на что, является мужчиной, и что су

ществует много ситуаций, когда он может это почувствовать.

Поэтому ему нет необходимости следовать стереотипным пред

ставлениям о геях для того, чтобы быть геем. Переодевание

Джеми в женскую одежду можно расценить как отражение не

осознанного стремления вызвать негативную реакцию окружа

ющих, поскольку он чувствовал, что они, за исключением уз

кого круга трансвеститов, все равно его не поймут. После зна

комства Джеми с другими лесбиянками и геями, а также после

проведенной психотерапевтом работы, направленной на повы

шение его самооценки, подросток отказался изображать «жен

щину» в школе и переодевался в женскую одежду лишь в под

ходящих для этого условиях.



самооценки


Изоляция существенно влияет на самооценку подростка. Ин-

тернализированная гомофобия имеет самые разнообразные

проявления, которые могут быть связаны с ВИЧ-инфицирова

нием, попытками самоубийства и сексуальным насилием.

ВИЧ-инфицирование

Если молодые геи или бисексуалы тяготятся своей сексуально

стью, вполне возможно, что в ходе сексуальных контактов они

не будут принимать никаких мер защиты. Сниженная само

оценка препятствует проявлению ими настойчивости и прин

ципиальности при обсуждении со своими партнерами необхо-



Психотерапевтическая работа с молодыми людьми I 2 3 1


умости исследования средств защиты. Они ощущают, что «не

достойны» эти средства использовать и что в будущем их ожи


дают лишь унижения и


насмешки. Они


занимаются сексом в


состоянии алкогольного или наркотического опьянения и из-


за этого также не применяют средства защиты.


Проведенные в


Австралии


исследования


показывают, что чаще


контрацепти


вы применяются там, где геи включены в

общество.


гомосексуальное со


«Поддерживая в целом друг с другом тесные связи - сексуальные,

мосексуальных сообществ имеют больше возможностей изменить

формы своей сексуальной практики. И напротив, те геи, которые

почти не общались с себе подобными и не включены в гомосексу

альное сообщество, труднее изменяют формы своей сексуальной

практики» (Kippax et al., 1992, p. 116).

В данном исследовании поднимается вопрос о необходимо



обучения


молодых людей


использованию мер защиты и


следованию более


безопасным



сексуального поведе



Молодые люди, лишь начинающие себя


«обнаруживать»,


ощущающие свою


изоляцию и еще не


пытающиеся



вызов мифам и стереотипным представлениям о гомосексуаль


ности, не


чувствуют себя частью


сообщества геев и не имеют


достаточной самооценки, необходимой для того, чтобы позабо

титься о здоровье и безопасности. В этом случае психотерапевт


может сыграть очень важную роль,




осознать


свое отношение к ВИЧ-инфицированию и безопасному сексу.

Обращаем внимание читателей на работу Шерноффа (Shemoff,


психотерапевтов




возможности для


всестороннего


обсуждения с


клиентами



вопросов, притом что они


чувствуют себя


готовыми к их


обсуждению и


обладают


достаточными


знаниями о



фицировании и

Невероятные факты

Есть такие люди на Земле, которые огромное количество времени провели в полной изоляции от мира и от других людей.

Это был либо их собственный выбор, либо заточение происходило по принуждению.

Будь то заключённый, мистический отшельник или эксцентричный затворник, их судьбы порой трагичны, но всегда убедительны.

10. Джон Бигг (John Bigg)

В 1649 году к окончанию гражданской войны в Англии, пуританские войска Оливера Кромвеля ("Круглоголовые") взяли под свой контроль английский парламент и поспешили отдать под суд правящего монарха Карла I за государственную измену.

Саймон Мэйн (Simon Mayne), английский судья и член парламента в то время, стал одним из государственных обвинителей в суде над Карлом. Подчинённый Мэйна, Джон Бигг, по слухам, был одним из палачей в капюшонах, которые обезглавили царя .

Быстрый суд и последовавшая за ним казнь Карла вызвали широкое неодобрение. "Круглоголовым" Оливера Кромвеля пришлось избавиться от половины парламентариев всей Англии, чтобы хоть как-то взять ситуацию под контроль.

Оливер Кромвель

Но тем не менее, ситуация оставалась крайне напряжённой. К примеру, участник расправы над монархом Томас Хойл (Thomas Hoyle), которому удалось сохранить своё место в парламенте, покончил с собой в первую годовщину смерти Карла. Роялисты позже говорили, что его постоянно преследовал безголовый призрак.

Ещё один участник суда, Роуленд Уилсон (Rowland Wilson), как говорили, умер от меланхолии и всепоглощающего чувства вины в том же году.

Джон Бигг отдал себя в руки метафорической смерти вскоре после свершения расправы над Карлом. Когда монархия была восстановлена в 1660 году, Мэйн предстал перед судом, был признан виновным в цареубийстве и умер в Лондонском Тауэре.

Тауэрская башня

Возможно из чувства страха или ощущая свою вину, Бигг поселился в подземной пещере дома Мэйна, и жил там в полном одиночестве до конца своих дней. В последний раз его видели на фото начала 18 века, очень похожего на персонажа "Звездных войн" Эвока. То есть человек изолировал себя от мира более, чем на 40 лет.

Эвок из "Звездных войн"

Несмотря на свою фамилию и негабаритный размер обуви, Джон не был гигантом. Когда в его одежде образовывалась какая-то прореха, он просто пришивал кожаную заплатку поверх. Таким образом, его внешний вид был очень своеобразным и громоздким.

Изоляция человека

9. Дороти Пейдж (Dorothy Paget)

Владелица эксцентричной скаковой лошади Дороти Пейдж в юности была опытным всадником, но с годами начала страдать от ожирения. Достигнув веса в 127 кг и выкуривая около 100 сигарет в день, Пейдж, в конечном итоге, стала выглядеть вдвое старше своего возраста.

Она немного похудела после того, как несколько оставшихся в её окружении мужчин - поклонников конного спорта, сказали, что других представителей сильного пола воротит от неё. Понятно, что рядом с ней не было близкого мужчины .

Даже когда её рысак, Золотой Миллер, выиграл на соревнованиях, люди недобро пошутили, что, скорее всего, это единственный мужчина, с которым она целовалась за свою жизнь.

Несмотря на то, что Пейдж выглядит властной, пугающей и грубой, Дороти страдает от чрезмерной застенчивости. На ипподроме она изолирует себя от общества огромным количеством помощников женского пола, и постоянно надевает синее твидовое пальто и берет.

Иногда она запирается в туалете, дожидаясь, пока разойдется толпа, а во время путешествия на поезде, она часто арендует целый вагон, чтобы сохранить своё личное пространство от вторжения.

Дороти общается со своими сотрудниками посредством записок, а все возникающие вопросы решает при помощи специально разработанной кодовой системы цветов , при этом ни к кому не обращается по имени.

Кроме лошадей, судя по всему, только ещё одно живое существо ощутило на себе всю полноту привязанности Пейдж – это Ольга де Манн (Olga de Munn), племянница принцессы Мещерской.

Мещерский, русский иммигрант, управлял одной из парижских школ, в которой испорченная и непослушная Пейдж была вынуждена завершить своё формальное образование, после того, как её выгнали из шести других школ.

К 54 годам Пейдж стала полным отшельником, живя в своём доме в Chalfont Saint Giles. Она изолировала себя полностью от внешнего мира, "купаясь" лишь в пожелтевших страницах газеты "Sporting Life", и делая ставки исключительно по телефону.

Она была настолько изолирована от общества, что букмекеры позволяли ей делать ставки даже после окончания гонок, потому что они были уверены, что в силу своего отшельничества Пейдж никогда не узнает об обмане .

Дороти работала по ночам, а днём спала. Однажды рано утром в феврале 1960 года кто-то из "цветного" персонала нашёл её труп, лежащий на календаре с расписанием гонок. Женщине было 55 лет .

Тогда в газетах появилось огромное количество кислых статей с обзором её образа жизни, что и побудило Ольгу де Манн сделать публичное заявление в защиту своей несчастной подруги.

8. Кевин Таст (Kevin Tust)

Кевин Таст – это одинокий охотник, но не в обычном смысле этого слова. Он провёл десятилетия в одиночестве, месяцами не вставая с колен, находясь на западном побережье Новой Зеландии. А всё ради того, чтобы сфотографировать канадского лося .

Первая попытка «заселить» лосями Новую Зеландию состоялась в 1900 году. Тогда их осталось только четверо, 10 особей погибли во время сурового морского путешествия из Канады. Ко времени прибытия на место животных описывали как ручных, домашних пони.

В ходе того эпического путешествия они также стали зависимыми от печенья . Один из них в течение многих лет обитал возле того места, где их высадили на берег, вероятно, в надежде найти печенье.

Канадский лось

Следующая партия лосей "прибыла" в Фьордлэнд в 1910 году. Всего было 10 особей: четыре самца и шесть самок. Это попытка "внедрения" была более успешной, несмотря на то, что одна из самок повредила плечевую кость в день прибытия на новое место, а другая была убита спустя неделю.

Свободные от "печеневой" зависимости, эти лоси довольно быстро адаптировались к новым условиям. Их потомков редко, но видели вплоть до 1953 года .

Шло время, и считалось, что канадский лось уже давно вымер из-за конкуренции за еду с увеличивающимся размером популяции благородного оленя.

Благородный олень

Тем не менее, биолог Таст нашёл доказательства того, что несколько лосей всё же выжили. Сейчас он живёт в полном одиночестве в дебрях Фьордлэнда, чтобы запечатлеть на плёнку живых лосей .

Его многомесячные одиночные пребывания и исследования на местности дали некоторые результаты. Анализ ДНК шерсти различных животных, найденных им в Фьордлэнде, подтвердил, что их происхождение связано с канадским лосём. Поиски Таста продолжаются.

Женщины в заточении

7. Бланш Монье (Blanche Monnier)

Она провела 25 лет своей жизни запертой в абсолютно тёмной комнате, всегда полуголодная и голая. Всё это время Монье лежала на матрасе, покрытом вшами в своих же собственных экскрементах.

Её единственными друзьями были крысы, с которыми женщина делила свой кусок хлеба. К моменту «сближения» с крысами она уже сильно постарела и начала потихоньку сходить с ума. В чём же было её преступление?

Бланш полюбила человека, который принадлежал к роду, ниже её семьи по социальному статусу. Справедливо сказать, что Монье стала жертвой страшной несправедливости, и что любовь не всегда побеждает.

После анонимной наводки женщина была обнаружена французской полицией и освобождена в 1901 году. Изначально полагали, что она не выкарабкается, и хотя впоследствии физически она более-менее пришла в норму, её здравомыслие так никогда и не восстановилось.

Между тем, мир был потрясён, узнав, что женщину, которая позже стала известной, как "секвестрированная Пуатье", заперли члены её собственной семьи после того, как она отказалась отречься от своей любви к неуспешному местному адвокату.

Бланш Монье была привлекательной энергичной брюнеткой, взять в жёны которую хотели несколько состоятельных мужчин города. Но к большому ужасу её семьи, принадлежащей к высшему классу, своё сердце она отдала обычному адвокату.

Бланш после освобождения

Семья Монье, полагая, что их репутации придёт конец в случае одобрения союза дочери и адвоката, решили не дать браку состояться, ограничив молодую девушку.

Реализовывал идею по заточению её брат - чиновник, но сама задумка принадлежала матери, которая надеялась, что девушка вскоре поменяет своё решение. Но Бланш никогда так и не передумала.

Мать девушки

Её возлюбленный адвокат умер за 16 лет до спасения Бланш. Когда подробности шокирующего преступления всплыли наружу, мать женщины посадили в тюрьму, где она вскоре умерла от сердечной недостаточности, осознав истинный ужас своего преступления.

Люди с раздвоением личности

6. Пятый герцог Портлендский

Истинные масштабы таинственности уединения этого человека трудно себе представить. Возвращаясь в викторианскую эпоху, стоит заметить, что герцог, как было заявлено, оставался взаперти на территории своей частной недвижимости, аббатства Уэлбек, был реальным Джекил и Хайд (повесть шотландского писателя Роберта Стивенсона о раздвоении личности).

Под его хоромами была сооружена обширная сеть подземных проходов и помещений, может быть, созданных для того, чтобы помочь ему вести двойную жизнь .

История жизни этого человека вполне могла бы служить основой для написания викторианского романа. Некоторые специалисты даже предполагали, что этот человек стал вдохновением для создания незавершённого романа Чарльза Диккенса "Тайна Эдвина Друда".

Вдова по имени Анна Мария Дрюс (Anna Maria Druce) в течение нескольких десятилетий настаивала на том, что её свёкр, Томас Чарльз Дрюс (Thomas Charles Druce), владелец расположенного на Бейкер-стрит текстильного магазина, был никем иным, как тем самым герцогом Портлендским.

Буклеты, изданные Анной, доказывающие её теорию

Хотя Томас Дрюс умер за 15 лет до смерти герцога, Анна утверждала, что похороны были мистификацией. Она просила об эксгумации тела, и была уверена, что гроб либо пуст, либо полон свинцовым грузом.

Томас Дрюс, по её заверениям, инсценировал свою собственную смерть, чтобы целиком "отдать себя" герцогу. Анна никогда не отказывалась от своей, казалось бы, возмутительной истории, тем более тогда, когда речь зашла о наследстве сословий Портленда.

Томас Чарльз Дрюс

В 1903 году Анну определили в особое учреждение, диагностировав у женщины некоторые психические расстройства. После этого другие члены её семьи продолжили настаивать на теории Анны, хотя предоставляемые ими доказательства оказывались ложными.

Бюст герцога Портлендского

Поэтому несколько главных свидетелей по делу получили суровые наказания за дачу ложных показаний. Когда всё-таки гроб Томас Дрюса был вскрыт в 1907 году, и там было найдено тело, то дело прекратили из-за "необоснованности притязаний".

Тем не менее, версия Анны Марии вполне может быть истинной. Рассмотрим доказательства, о которых говорили свидетели.

Герцог отдавал свои распоряжения в основном через записки. Во время путешествий занавески на окнах всегда бы задёрнуты, а передвигался он в отдельном вагоне поезда, в котором, предположительно (!) находился, потому что никто этого точно не знал .

Много лет спустя рабочие нашли тоннель, который связывал его лондонский дом с Бейкер-стрит. Из-за изоляции герцога никто точно не знал, в какой момент он находится в своей комнате.

Ему оставляли еду, но никто не видел, когда он её ел и ел ли вообще. Даже будучи больным, герцог общался с лечащим врачом через дверь, который говорил о возможном диагнозе на основании тех симптомов, которые озвучивал герцог.

Кроме того, окна его офиса на Бейкер-стрит всегда были закрыты красными бархатными занавесками, а сотрудникам было сказано не беспокоить босса, когда занавески закрыты.

Когда место нахождения герцога было известно, Дрюс таинственным образом исчезал из поля зрения и наоборот. После похорон Дрюса, герцог стал постоянно проживать в своём аббатстве.

Люди - отшельники

5. Джон Слейтер (John Slater)

Джон Слейтер, бывший спецназовец Royal Marine, был известной английской эксцентричной личностью со склонностью к дальним, очень длительным и одиноким прогулкам по береговым линиям.

После увольнения с военной службы из-за того, что "пришло время, когда я потерял интерес к изучению того, как убивать людей, использую мои руки", Слейтер подался в миссию самопознания, проводя целые месяцы жизни на улицах Лондона среди бездомных.

После этого его стало бросать из стороны в сторону, он поменял много рабочих мест и разрушил отношения с родственниками и друзьями. В какой-то момент он вызвался быть человеком-экспонатом в лондонском зоопарке в течение шести месяцев, чтобы собрать денег для гигантских панд. Его предложение было отвергнуто .

Позже он босиком отправился на установление мирового рекорда, намереваясь пройти по всей береговой линии своей страны. Он завершил свою "прогулку" одетым в яркую полосатую пижаму, а его сопровождающий колли, при этом, нёс на себе замшевые пинетки.

Чтобы собрать деньги на благотворительные цели он также прошёлся по всей береговой линии Шотландии всего за четыре месяца . Позднее он соорудил работающий автомобиль из битых старых гоночных машин, поломанных стиральных машин, гладильных досок и бутылок от кока-колы.

В конце концов, он отрастил себе длинную бороду и стал жить в отдалённой пещере на берегу океана на западном побережье Шотландии. В течение последних десяти лет как минимум четыре месяца в году он проводил в этой пещере.

Дважды в день он был вынужден собирать свои вещи и уносить их к задней части пещеры из-за приливов. По ночам пещера наполнялась крысами, которые ползали по нему и мешали спать. Неудивительно, что его жена отказалась принять такой образ жизни, и они развелись .

Как бы дико это не казалось, но Слейтер полностью обосновался в своей пещере. "Здесь такая тишина, как в соборе. Она помогает мне думать. Я пристрастился к гармонии спокойствия. Только здесь можно услышать дыхание планеты, которое создаёт невероятную энергию в вашем сердце", - рассказал он как-то The Herald newspaper .

Слейтер также рассказал о мечте в один прекрасный день поведать миру о своих мистических идеях и глубокой мудрости, которая родилась в нём именно в пещере.

Заточение человека

4. Мэри Молсуорт (Mary Molesworth)

После дебюта в Дублинском театре, талантом и красотой Мэри стали восхищаться во всей Ирландии. К сожалению, публичность этой истории привлекла внимание полковника Рочфорта (Rochfort), человека, известного из-за своего скверного характера.

Мэри не хотела выходить за него замуж, но её отец настоял. Полковник был очень богатым человеком и мог предложить Мэри земли и титул. Так, против её воли, Мэри Молсуорт стала леди Белеведере (Belevedere) в 1736 году, родив ему несколько детей.

Забытая и одинокая, она начала проводить время с братом графа Артуром и его женой Сарой. Несколько месяцев спустя граф получил письмо, в котором говорилось, что жена изменяет ему с его родным братом во время его отлучек.

Белеведере был в ярости и угрожал застрелить Артура на месте, чем вынудил его бежать из страны. Между тем, Мэри он заточил в своём имении в Гаулстауне. Её держали под неусыпной охраной, при этом сбежать ей удалось только один раз .

Бедняжка побежала в Дублин искать защиты у отца, но он отказался помочь ей и сразу же выдал её охранникам мужа, когда последние пришли её искать.

16 лет Мэри провела в заточении. Люди, видимо, совсем забыли о ней, вспомнив только тогда, когда Артур вернулся на родину. Он предстал перед судом, который признал его виновным и обязал заплатить огромный штраф – компенсацию. Но у Артура не было такой суммы, поэтому он оказался в тюрьме.

После этого Мэри была пленницей в течение ещё 16 лет. После смерти графа в 1774 году её освободил родной сын.

После освобождения о ней написали: "Кто бы мог поверить, что она была женщиной, о красоте которой мы слышали так много. Она слаба и замучена. Ни о какой красоте не может быть и речи! Её волосы белы как снег, в её глазах дикий потухший блеск, в них страшно смотреть, она говорит дрожащим голосом, который едва не переходит в шепот, а одежда на ней была модной 30 лет назад!".

Даже на смертном одре Мэри продолжала говорить о своей невиновности , так же себя вёл и Артур Рочфорт, который умер в своей тюремной камере. Их трагическая история стала одним из величайших скандалов в Ирландии 18 века.

Отшельник в лесу

3. Кристофер Найт (Christopher Knight)

Одноклассники Кристофера говорили о нём как о тихом, умном и немного заторможенном человеке. Закончив школу в 1984 году, Кристофер выказал небольшой интерес к компьютерам, а затем ушёл в леса Мэин (Maine woods).

В последующие 27 лет, по сообщениям, его видели лишь однажды . Случайный турист столкнулся с ним, они поздоровались, и он пошёл дальше.

Местные жители поняли, что в лесополосе кто-то прячется, потому что их дома регулярно грабили. Найт совершил сотни взломов за несколько десятилетий. Он воровал спальные мешки, одежду, канистры с пропаном, батарейки для рации, а также огромное количество еды и алкоголя.

Во время ареста Найт утверждал, что очки были единственной его собственностью, однако, представители закона позднее нашли его пристанище и всё остальное украденное . При расчистке его лагеря было забито вещами два пикапа.

Найт проводил время в лесу, играя в Nintendo Gameboy, медитируя на опрокинутом ведре, смотря телевизор, разводя костёры зимой, читая ворованные книги и журналы, а также напиваясь и слушая радио.

"Лагерь" Кристофера

Его арест вызвал бурю эмоций в СМИ. За одну ночь он стал почти легендой: люди писали о нём стихи, предлагали заплатить залог и даже хотели выйти за него замуж .

Найт отказался давать интервью и отвергнул все предложения помощи. Его адвокат перевёл пожертвованные средства в фонд выплаты компенсаций людям, пострадавшим от его воровской деятельности.

Кристофер Найт

Найт провёл в тюрьме несколько месяцев, затем его признали алкоголиком и направили на участие в специальной трехлетней программе, разработанной для того, чтобы помочь человеку адаптироваться в обществе.

Он должен был еженедельно посещать психологические консультации и регистрироваться у представителей закона. Тем не менее, психических отклонений у человека найдено не было, ему просто комфортно в одиночестве.

Жизнь отшельника

2. Уильям Бекфорд (William Beckford)

Бекфорд был единственным законным сыном невероятно богатого сахарного магната. После получения наследства в 1770 году лорд Байрон назвал его "богатейшим сыном Англии". Байрон, а также некоторые другие влиятельные писатели того времени, иначе как о гении о нём не говорили.

Так почему же человек с таким талантом и такими деньгами в конечном итоге стал изгоем и жил один в башне? И как ему удалось растратить всё свое состояние?

Уильям Бекфорд

Бекфорд был архетипическим романтиком, который тратил безграничные количества денег на удовлетворение своих фантазий. Он никогда не прекращал коллекционировать редкие книги, предметы мебели и произведения искусства.

На первый взгляд можно подумать, что вряд ли это его пристрастие каким-то образом повлияло на стабильный ежегодный доход от плантаций в Вест-Индии. Но с отменой работорговли ситуация в сахарной промышленности начала меняться и прибыль значительно снизилась.

Вдобавок ко всему Бекфорд спускал деньги на ветер, реализуя архитектурный проект своего аббатства в Фонтхилле.

Фонтхилл был удивительной работой в неоготическом стиле. Потребовались годы, чтобы закончить его, но так как первостепенно Бекфорд был обеспокоен его эстетической красотой, а не практическими реалиями физического мира, аббатство рухнуло спустя два года после того, как Бекфорд продал его в 1823 году.

Полностью обезумевший от потери своей монументальной гордости, Бекфорд переехал в Бат, где его накрыла одержимость по строительству огромных башен. Он стал вести отшельнический образ жизни в своей знаменитой башне Лэнсдаун , которая представляла собой необычную работу в неоклассическом стиле высотой в 37 метров, стоящая по сей день.

Он также оставил после себя одно из величайших недооценённых сокровищ готической литературы – очень свойственный ему творческий роман "Арабская сказка". Он находится в свободном доступе в интернете.

Одиночная камера

1. "Ужасный" Томми Сильверштейн (Tommy Silverstein)

Томми Сильверштейн был одним из самых жестоких преступников за всю историю Америки. Заключённый в тюрьму в 1977 году за вооружённое ограбление, его приговор изменили на "пожизненное заключение без права помилования" после того, как он убил двух сокамерников.

Его назвали личностью, у которой "нет человеческого контакта", после того, как он убил охранника в тюрьме Марион.

Некоторые правозащитники утверждают, что его вердикт противоречит американской конституции, которая официально признаёт вне закона жестокие наказания.

Томас Сильверштейн

Сильверштейн отсидел в одиночной камере в тюрьме Атланты несколько месяцев перед тем, как его перевели и заперли в одиночке в тюрьме Ливенворс, где он провёл 18 лет. Наконец, последним пунктом его назначения стала тюрьма "Supermax" в Колорадо.

Бывший начальник этой тюрьмы высказался об этом человеке как о "чистой версии ада". Теперь Сильверштейн буквально погребён в своей камере за звуконепроницаемой дверью в течение 23 часов в сутки.

Он ест в одиночестве и получает всего один час одиночного отдыха внутри несколько большей по размерам камере. Некоторые говорят, что эта адская среда намеренно создана для того, чтобы свести заключенных с ума и сделать их более сговорчивыми.

Пагубные психологические последствия одиночного заключения фиксируются документально. Сильверштейн утверждал, что он пережил депрессию, галлюцинации, дезориентацию, и потерю памяти.

Он также рассказывал, что вышел за пределы того, с чем большинство людей могут психологически смириться. Сильверштейн живёт в одиночной камере уже более 30 лет . Хотя это рекорд для американских федеральных пенитенциарных учреждений, удивительно, но некоторые заключённые застревали в одиночной камере в тюрьмах Луизианы ещё дольше.

К примеру, Герман Уоллес (Herman Wallace) провёл в такой камере 41 год и умер через три дня после освобождения в возрасте 71 года.

В 1999 году один 14-летний японский подросток вернулся домой из школы, заперся на кухне и больше оттуда не выходил. Юноша отказывался говорить с людьми и никого к себе не пускал. К тому моменту, когда история просочилась в прессу, молодой человек провел в добровольной изоляции от общества уже три года. Подросток выходил из комнаты раз в полгода только для того, чтобы помыться. Это явление получило в Японии название хикикомори.

Сейчас в Японии количество таких же затворников, как этот юноша, оценивается в 700 тысяч человек. По данным исследований, в некоторых городах в четырех стенах, не имея никакой работы, проводят время до 10 процентов трудоспособного населения. Хикикомори, или хикки, как их еще называют, днями и ночами напролет сидят за компьютерами в своих комнатах, покидая их только чтобы справить нужду или купить продукты. Живут при этом молодые люди за счет родителей или на пособия по безработице.

Образ жизни хикикомори стал в Японии столь популярным, что власти страны признали необходимость борьбы с этим феноменом на официальном уровне. Лечением то ли очень ленивых, то ли серьезно страдающих психическими расстройствами молодых людей начали заниматься специализированные клиники, а чтобы вернуть их к нормальной жизни, были созданы клубы для необщительных людей. В последнее время все чаще говорят о распространении явления и в других странах, в том числе и в России.

История «болезни»

Когда молодой японский психиатр Тамаки Сайто в начале 1990-х годов только начинал свою практику, он был поражен многочисленными жалобами родителей на странное поведение своих детей. К нему обращались представители обеспеченных семей, которые сталкивались с одной и той же проблемой: их сыновья запирались в своих комнатах, не хотели ничего делать и ни с кем общаться. Первоначально родители принимали это за обычную подростковую лень, однако изоляция длилась месяцами, а то и годами. Чаще всего речь шла именно о мальчиках.

Тамаки Сайто утверждает, что первые случаи подобной изоляции молодых людей были зафиксированы уже в конце 1970-х годов. Таким образом, явление зародилось еще до повсеместного распространения Всемирной паутины. Тамаки Сайто ввел для описания поведения молодых людей термин хикикомори, что в переводе с японского означает «нахождение в уединении». Ученый предложил называть так тех, кто проведет в добровольной изоляции от общества больше шести месяцев.

Нежелание общаться с окружающими сложно однозначно назвать болезнью, однако затянувшееся «инфантильное и антисоциальное поведение» может привести к серьезным последствиям, утверждает доцент кафедры психологии и педагогики Северо-Западного государственного медицинского университета (СЗГМУ) Дмитрий Ковпак. По словам врача-психотерапевта, чаще всего такими последствиями становятся аддиктивное, то есть зависимое поведение, депрессия и «ее наиболее грозный спутник - суицидальное поведение».

С распространением интернета жизнь японцев, обрекших себя на изоляцию, сильно изменилась, и они стали стремиться к общению друг с другом. По мнению Глеба, который представляется «бывшим хикикомори» и в беседе с «Лентой.ру» просит не называть его полного имени, «хикки с доступом к интернету - это уже не классический hikikomori, страдающий психическим расстройством, а скорее поведенческий паттерн». Площадкой для общения живущих в изоляции японцев стали позволяющие сохранить анонимность имиджборды.

Основной темой для обсуждений в интернете стали японская массовая культура и компьютерные игры. Выяснилось, что сидящие дома молодые люди способны дни напролет проводить за просмотром любимых аниме или чтением комиксов-манги. Психиатр Энди Фарлонг даже выделил таких хикикомори в отдельный тип - «хикки-отаку».

По состоянию на начало 1990-х годов типичному хикикомори был 21 год. Спустя двадцать лет их средний возраст сильно повысился и сейчас составляет 32 года.

Путь к затворничеству

После разрыва с девушкой Глеб ощутил полную потерю мотивации, интереса к работе и жизни. Не желая посвящать в произошедшее друзей, молодой человек замкнулся и прекратил контакты с внешним миром. «Пустая квартира, которая должна была бы вызывать отторжение, наоборот, стала единственным местом, где я мог чувствовать себя хорошо. В этом состоянии ты как будто почти полностью разрушен и от окончательного разрушения спасаешься в единственном доступном тебе убежище, воспринимая окружающий мир как угрозу и ненужное беспокойство. Разумеется, сидишь в интернете - все больше и больше», - делится своим восьмимесячным опытом пребывания в состоянии хикикомори Глеб.

Толчком к началу жизни в изоляции от общества нередко являются личные драмы и неприятности. Для сотен таких молодых людей, как Глеб, это мог быть разрыв с девушкой или потеря работы. Подростки часто замыкаются в себе из-за неприятностей в школе или сложных отношений с одноклассниками и родителями.

Например, бывший хикикомори Мацу рассказывал BBC News, что решил уйти в себя из-за того, что его родители навязывали ему выбор профессии. Отец требовал, чтобы молодой человек пошел по его стопам и стал профессиональным художником, имеющим собственный бизнес, а сын мечтал стать программистом в большой компании. Не желая идти путем, предложенным родителями, и не имея возможности осуществить свои собственные планы, Мацу предпочел не делать никакого выбора.

Эксперты также пытаются выделить какие-либо общие причины появления и распространения такого явления, как хикикомори.

Доцент кафедры практической философии Высшей школы экономики (ВШЭ) Александр Павлов полагает, что главной причиной появления хикикомори как социального феномена является эгоизм. По мнению ученого, одиночки предпочитают тому, что им навязывает телевидение и другие средства информации, «жизнь ради себя» - «априорный дауншифтинг». Молодые люди не пытаются добиться неких высот. «Вместо того чтобы идти работать, завести семью, взять ипотеку и навсегда лишиться свободного времени, молодые люди выбирают буквально «ничего» - сидеть в своей комнате без денег и заниматься тем, чем привыкли», - утверждает философ.

Не очень верит в возможность хикикомори самостоятельно сделать выбор и доцент Ковпак. Он утверждает, что хотя хикикомори подводят под свое поведение философию эскапизма (то есть стремления уйти от действительности в мир фантазий), чаще всего «это просто отблески и перепевы чужих умных слов, помогающих до поры до времени отшивать родителей».

Наконец, часто появление хикикомори объясняют особенностями японского общества, в котором до сих пор сохраняются нормы традиционной морали. Подростков отличает скрытность и нежелание «выносить сор из избы». Отдельный аспект проблемы - влияние так называемого амаэ. Этим словом называют эмоциональную зависимость японцев от близких, в особенности от матерей. Считается, что избалованные в детстве сыновья и во взрослом возрасте продолжают перекладывать ответственность за собственную жизнь на других.

Показателен пример того запершегося на кухне подростка, о котором говорилось в начале статьи. Его мать, не сумев убедить мальчика прекратить затворничество, оставила попытки что-либо изменить. Родители пристроили к дому еще одну кухню и продолжили жить, как будто ничего не произошло. Три раза в день мать подсовывала юноше под дверь еду. Когда через несколько лет история стала известна прессе, мать особо настаивала, чтобы имя ее сына не раскрывалось. Женщина боялась реакции соседей.

Призрак хикикомори

Большинство экспертов сходятся на том, что настоящие хикикомори могут жить только в Японии. Тем не менее, как считает доцент Павлов из ВШЭ, «в остальном мире есть те, кого так вполне можно было бы назвать». Например, в США были «бездельники» и до хикикомори - «поколение Х» родившихся в середине 1960-х - начале 1980-х годов. Но в отличие от хикикомори представители «поколения Х» были, по мнению ученого, скорее не эгоистами, а идеологами «неучастия в социально-экономических отношениях». В интерпретации Павлова идеологема этого поколения звучала следующим образом: «сказать нет крысиной гонке; понять, что жизнь не ограничивается работой и деньгами; отказаться от политики; уяснить, что работа не ради карьеры, а чтобы не умереть с голоду».

Есть свои хикикомори в широком смысле этого слова и в России. Однако их традиционно сравнивают не с японскими героями, а с достаточно известным литературным персонажем. «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома - а он был почти всегда дома, - он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной», - так еще в XIX веке Иван Гончаров описывал главного героя своего романа «Обломов».

Современные российские Обломовы тоже сидят в интернете, как их японские единомышленники, и часто фанатеют от аниме. Пожалуй, только экономические условия в России меньше подходят для ведения беззаботной жизни: родителям зачастую не под силу обеспечивать всем необходимым засидевшееся дома чадо, а на пособие по безработице у нас не выживешь.

Как рассказывает Павлов, периодически российские «хикикомори» появляются на неспециализированных интернет-форумах. Засидевшиеся за экранами компьютеров молодые люди устраивают опросы, кто и где работает, потому что испытывают чувство вины перед родными за то, что бездельничают. «Получив ответ, что многие с этих форумов также сидят дома, они успокаиваются и продолжают представлять собой «оригинальный феномен»», - отмечает Павлов.

Озабоченные родители уже начали приводить своих детей на прием к психиатрам. «У меня уже были такие весьма непростые и труднокурабельные клиенты», - делится своим опытом Ковпак. Помочь таким людям можно, но «одного желания родителей вытолкнуть наконец своего птенца-переростка из гнезда совершенно недостаточно». Лечение возможно только при одном условии - скрывающиеся от общества сами должны захотеть исцеления. Ковпак, правда, оговаривается, что эта логика применима только тогда, когда мы имеем дело с настоящими хикикомори, а не с пациентом с социофобией, аутизмом или депрессией.

Как заставить хикикомори выбраться из дома? Способов существует множество, и только одно можно сказать определенно: применением грубой физической силы проблему не решишь. Нашему соотечественнику Глебу «излечиться» от боязни общества помог друг. Японец Мацу смог выбраться из дома, начав посещать специальный клуб в Токио для тех, кто долгое время провел в изоляции.

Что ожидает хикикомори в открытом заново большом мире? Японский опыт показывает, что часть молодых людей благополучно смогла вернуться в общество. Те, у кого от длительного пребывания дома развились отклонения, оказались под постоянным наблюдением врачей. Некоторые хикикомори стали крайне агрессивны и начали нападать на людей. Социализацией им придется заняться в тюрьме. Не стоит забывать и о тех хикки, которые покончили жизнь самоубийством.

О судьбе же молодого человека, который в 1999 году заперся у себя на кухне, западной прессе ничего неизвестно.

Из википедии:

Хикикомори (яп. 引き篭もり), разг. сокр. хикки, букв. нахождение в уединении, то есть, «острая социальная самоизоляция») - японский термин, обозначающий подростков и молодёжь, отказывающихся от социальной жизни и зачастую стремящихся к крайней степени изоляции и уединения вследствие разных личных и социальных факторов. Такие люди не имеют работы и живут на иждивении родственников.

Министерство здравоохранения Японии определяет хикикомори как лиц, отказывающихся покидать родительский дом, изолирующих себя от общества и семьи в отдельной комнате более шести месяцев и не имеющих какой-либо работы или заработка. Хотя течение явления зависит от индивидуальных особенностей, некоторые хикикомори пребывают в изоляции несколько лет подряд, а в редких случаях - десятки лет.

Термин NEET, который расшифровывается как «Not in Employment, Education or Training», часто используется как синоним хикикомори, хотя некоторые исследователи утверждают, что такое смешение неверно. Эта аббревиатура, как и термин «хикикомори», сейчас чаще всего употребляется в восточноазиатских странах - Японии, Китае, Южной Корее. По некоторым исследованиям, в 2002 году в Японии насчитывалось от 650 до 850 тыс.человек, попадающих под это определение. Подобные люди существуют и в США (где их называют «basement dwellers»), и в Европе - в частности, само понятие «NEET» возникло в Великобритании.