Составные части герба - The parts of an achievement of arms. История средневековых щитов (23 фото)

Тема

ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ГЕРАЛЬДИКИ

План

    Общее строение герба.

    Исторические формы щита.

    Цветовое и графическое деление щита.

    Геральдические и негеральдические фигуры в гербе.

    Внешние составные части герба.

    Материалы и цвета в гербе и их символическое значение.

    Происхождение и развитие гербов в России.

1. Общее строение герба

Теоретическая геральдика – это специальный раздел геральдики, изучающий правила составления и прочтения гербов.

Теоретическая геральдика выделяет в строении герба 10 составных частей – одной внутренней, главной и обязательной, а также 9 внешних, необязательных.

Составные части герба

1. Щит.

2. Шлем.

3. Нашлемник.

4. Корона.

5. Мантия.

6. Намет.

7. Щитодержатели.

8. Девиз.

9. Клейноды.

10. Бурелет.

Щит – внутренняя, главная и единственная обязательная часть герба. Щит – это основное гербовое поле, на которое наносятся все символы, эмблемы, фигуры, характеризующие гербовладельца. Щит является центром любого герба, контуром, в пределах которого, а также вокруг него, наносятся разнообразные гербовые знаки и фигуры.

Внешняя часть герба состоит из шлема, нашлемника, короны, намёта, клейнодов, мантии, щитодержателей и девиза. Присутствие всех составля­ющих внешней части не обязательно. Внешняя часть, в отличие от внутренней, более подвержена изменениям, связанным с переменами в должностном положении владельца герба. Так например, в гербе А.А. Арак­чеева до 1816 г. щитодержателями были рыцарь и конь, а затем – два солдата-артиллериста подшефного полка.

2. Исторические формы щита

Геральдические щиты произошли от реальных щитов, и потому они вводились в геральдику постепенно, так как форма щита развивалась в зависимости от времени и страны. Именно поэтому геральдические щиты носят исторически и национально обусловленную форму и соответствующие им национальные наименования. В основе всех видов щитов лежат простые геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, эллипс, ромб. Всего существует 8 основных форм щита: французский испанский, варяжский, английский, византийский, итальянский, германский, польский. Самой древней формой щита является треугольная, суживающаяся книзу. Это норманнский, или варяжский щит.

3. Цветовое и графическое деление щита

Деление щита. Иногда щит на гербе был одноцветным, иногда он по своей окраске делился на части. Поле щита делится на части при помощи 4 основных делений: рассе­чение (вертикально), пересечение (го­ризонтально), скошения справа и слева (сверху вниз по диагонали). Сечение выполняется как прямыми, так и изви­листыми линиями. Скошение ступенча­той линией справа называется нисходя­щими степенями, слева – восходящи­ми. Существует иерархия частей щита – наиболее почётной является центр поля, затем справа или в центре сверху (в зависимости от членения), далее сверху или в центре снизу и т.д. Часто встречаются такие деления, как ступенчатое, вогнутое или выгнутое, зубчатое, остриевидное, пилообразное, чешуйчатое, облаковидное, пламевидное, улиткообразное. Многопольность возникает либо при соединении нескольких гербов (включая гербы угасших линий), либо при получении гербовладельцем более высокого титула (например, в гербе А.В. Суворова), либо при позднем получении герба (обычно чем древнее герб, тем меньше сечений на его щите).

Таким образом, геральдический щит являлся основной несущей конструкцией всего герба и, в свою очередь, представлял собой сложное строение, в котором было заложено основное смысловое значение геральдического знака.

4. Геральдические и негеральдические фигуры в гербе

Геральдические и негеральдические фигуры. В теоретической геральдике фигуры, которые помещались на щите, делились на два основных вида: геральдические и негеральдические. Различают шесть главных геральдических фигур:

1. Глава щита. Щит имел главу в том случае, когда 2/7 его длины вверху давалось другим цветом, если длина ее меньше указанной величины, то фигура называлась вершиной. Глава щита может быть скошенной или треугольной.

2. Подножие или оконечность щита. Если 2/7 длины внизу щита давалось другим цветом, то геральдическая фигура называлась оконечностью; если эти размеры меньше, фигура называется подножием. Оконечность также может быть скошенной или треугольной.

3. Столб . Такая геральдическая фигура получалась, когда другим цветом давалась 1/3 ширины щита. Столб может быть как правым или левым, так и сдвинутым вправо или влево. Если столб нормальной ширины и находится в щите один, то означается как узкий.

4. Пояс . Выделение другим цветом 1/3 длины щита составляло пояс, который может быть повышен или понижен, может также быть узким, но в щите может быть и несколько поясов.

5. Перевязь – это выделение другим цветом 1/3 щита по диагонали. Перевязь может быть справа и слева, она может быть узкой, повышенной или пониженной или повторяться в щите несколько раз.

6. Стропило – две встречные перевязи, не доходящие до вершины щита. Если его вершина касается нижней части щита, оно называется опрокинутым. Оно может быть сужено или повторено несколько раз, повышено или понижено.

7. Простой геральдический крест.

8. Андреевский крест.

Негеральдические фигуры делились на естественные, искусственные и легендарные.

Естественными фигурами назывались изображения живых существ (людей, животных, птиц, насекомых, пресмыкающихся), растений, небесных светил и стихий (солнце, полумесяц, звезды; реки, холмы, облака) К естественным фигурам принадлежат фигуры людей : изображения святых, изображения человека или частей тела человека (рука, голова, ноги, сердце, иногда охваченное пламенем). Из животных можно встретить изображения льва, леопарда; коня, оленя, пса, волка, вепря, медведя, быка, барсука, козла, агнца и др. Из птиц изображается орел, журавль, лебедь, петух, павлин, сова, голубь. Встречаются изображения змей, дельфинов, рыб, раков, жуков, пчел, муравьев, улиток, раковин, а из растений – лилий, роз, венков, деревьев, ветвей.

Известно около 40 вариан­тов изображений льва и леопарда, а также их симбиозов (львиный леопард и леопардный лев), раз­личающихся по его позе или по харак­теру исполнения отдельных деталей (особенно хвоста, который может быть двойным и тройным и изгибаться в разных направ­лениях).

Символический смысл изображений животных: лев и леопард – власть, могущество, сила, храбрость. Конь – сочетает храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы). Собака – символ пре­данности и повиновения. Кошка – неза­висимость. Волк – злость, жадность. Медведь – предусмотрительность. Кабан или вепрь – бесстрашие, неукро­тимость. Бык – плодородие земли. Овца – кротость. Лань – робость. Олень – символ воина, перед которым бежит неприятель) и др. Из птиц чаще всего изображаются: орёл (власть, великоду­шие), ворон (долголетие), петух (символ боя, борьбы), цапля (пугливость), пав­лин (тщеславие), пеликан (чадолюбие), журавль (с камнем в одной лапе – сим­вол бдительности) и др. Из морских живот­ных: дельфин (символ силы); из насеко­мых: пчёлы и муравьи (трудолюбие), бабочки (непостоянство). Змея может быть изображена ползущей (символ зависти, раздора, мятежа, неблагодар­ности), свернувшейся в кольцо с хвос­том во рту (символ вечности), обвивша­яся вокруг чаши (символ медицины).

Растения в геральдике представлены деревьями: дуб (сила, крепость), оливковое дерево (мир), пальма (долговечность, миролю­бие); ветками; цветами – роза, лилия; венками, злаками – колосья, снопы; травами; плодами. Геральдическая лилия (лилия Каролингов) в своей основе, по-видимому, была изображением острия копья, чем и объясняется её широкое употребление в геральдике. Солнце (символ истины, правды, премудрости) изображается в виде диска с человечес­ким лицом и окружено сиянием или имеет восемь лучей. Точно так же луна, изображаемая в виде полумесяца, имеет иногда человеческий профиль. Количество лучей у звезд различно: в немецкой гераль­дике обыкновенно шесть, во французской – пять.

Искусственные фигуры – это изображения предметов, сделанных человеческими руками: мечи, копья, стрелы, кольчуги, пистолеты, подковы, шпоры, кольца, знамена, башни, крепости, пушки, колеса, корабли, якоря. Среди фигур мирного обихода – чаша, лира, рог изобилия и др.

К легендарным фигурам относятся изображения существ, не существующих в природе, например, изображения кентавра, сирен, грифов, единорогов, пегасов, драконов, фениксов, козерогов и многих других, в том числе и двуглавого орла.

Изображённая на щите фигура может содержать намёк на фамилию владельца или название его владения, такой герб называется глас­ным. В России такие гербы были характерны для нового, служилого дворянства. Глас­ность может быть выражена помеще­нием на щите отдельных инициалов, а иногда и полных названий (в земельных гер­бах). Помещённая на щите фигура может быть частью герба сюзерена и тем свидетельствовать о пожаловании герба за особые заслуги. Таким свидетель­ством в российской геральдике является помещение на щите двуглавого орла. В России пожало­вание графским достоинством введено Петром I, графы получали сначала титул графа "Священной Римской импе­рии", а потом возводились в графское достоинство Российской империи, поэтому в их гербах помещены два двуглавых орла: российский (с коронами) и имперский (с ореолами над головами).

Дальнейшее усиление отражающих свойств щита также очевидно: его поверхность покрывалась шкурами (кожами) различных животных. Накопленный боевой опыт и доступность материалов с нужными свойствами, привели к созданию щитов из легких и прочных пород дерева, обтянутых кожей (шкурой, мехом) и укрепленных сверху несколькими металлическими полосами. Такое устройство щита, сочетавшего достаточные прочность и легкость, просуществовало, весьма значительное время: с 578-533/4 гг. до н.э. и по XVI век, когда он теряет свое значение как необходимая часть вооружения и «сохраняется лишь как отвлеченный геральдический символ» . Но в некоторых формах геральдических щитов без особых усилий читаются признаки кожаного покрытия (выкройка шкуры, без конечностей).


Из всевозможных вырезов в форме геральдических щитов, следует признать правильным, т.е. действительно необходимым (в свое время) - вырез для копья.


Применяя иные «художественные» вырезы, можно неожиданно для себя (или заказчика) оказаться «клеветником». «Как честь рыцаря отражалась на его щите - верном спутнике его подвигов, так щит же свидетельствовал об утрате чести. Провинившегося рыцаря взводили на эшафот, где на его глазах ломали его доспехи; щит, с которого стирали герб, привязывали к хвосту кобылы и влачили по городу… За проступки менее важные щит и фигуры лишались только своей полноты и красоты; так, у рыцаря, который оказывался трусом, срезывали правый угол щита, а у того, кто бы убил военнопленного, укорачивали щит в ногах» .

Таким образом, для геральдических гербов более позднего времени, т.е. после XVI века, наиболее подходящими, т.е. удобными и не ущербными формами щита, считаются следующие.

«Прямой щит, закругленный снизу (так называемый испанский ), прямой с небольшим заострением внизу, а иногда и с закругленными нижними углами (так называемый французский ). Второй, в настоящее время самый употребительный, между прочим, и в наших русских гербах. Он появился в геральдике лишь с XVI-го века и не может быть признан ни изящным, ни правдивым, так как щиты такой формы в действительности никогда не употреблялись в военном деле» . Удобным признается и «треугольный щит» (т.н. английский ).


Особенность строения российского (т.н. французского) геральдического щита, заключается в выступе («зубе») на его нижней части. Эта деталь напоминает еще об одном необходимом качестве настоящего пехотного щита - закрепляться в земле. Форма «зуба» характеризует эту возможность, т.е. «остро», «прямо» и «никак».


Было ли решение, размещать российские гербы на условных щитах такой формы - случайным или продуманным, не так уж важно. Важно то, что в аграрной стране, каковой была Россия и в начале XX века, практически все дворянство, в большей или в меньшей степени, было непосредственно (прямо ) связано с землей. Соответственно, родовые (фамильные) и земельные (территориальные) гербы - изначально ложились на совпадающую основу.



Само собой разумеется, что в европейской истории, среди действовавших боевых щитов, встречались щиты и чем-то сходные по форме (общей или деталей), но, как уже было сказано, щиты такой формы никогда не применялись в военном деле. Приятно сознавать, что условное (геральдическое) искусство начиналось в России - на условном щите.

Однако, совпадающая по смыслу и простая форма щита - став формой официальной (канцелярской, утвержденной), не стала единственной, так как одна форма (греч. - идея) не всегда годится для многих иных сложных (греч. - символических) смысловых выражений.

С самого появления геральдики формы гербов были важнейшей частью всей гербовой композиции. Они менялись в зависимости от культуры и национальности владельца.

Происхождение гербов

С точки зрения геральдики, формы гербов - это формы геральдического щита. Этот элемент является основой любого рисунка, принимавшегося в качестве символа влиятельными семействами и государствами. В средневековой Европе от формы гербов также зависели гербовые фигуры, расположенные не нем.

В рыцарскую эпоху самым популярным был треугольный щит. Именно он стал предвестником всей классической геральдики. Со временем стали появляться другие конфигурации, которые все больше зависели от фантазии и вымысла художника. Первые же гербы лишь копировали свои формы у настоящих щитов, которые, в свою очередь, менялись вместе с развитием средневекового оружия.

Когда настоящие очертания начали уступать вымыслам художников, геральдические книги стали пестрить огромным количеством вариаций. Поскольку речь шла уже о символе, каждый владелец собственного герба старался получить уникальную комбинацию элементов и формы. Из-за этого зародились даже национальные школы со своими шаблонами и традициями.

Формы и виды гербов

В современной геральдике выделены классические щиты. Всего их девять: варяжский, итальянский, испанский, французский, византийский, английский, ромбический, немецкий и квадратный. Такие формы гербов пользовались наибольшей популярностью. Некоторые из них назывались согласно национальной традиции, хотя на самом деле они также имели и геометрические аналоги. Геральдический щит в форме треугольника назывался варяжским, овала - итальянским, закругленного внизу квадрата - испанским.

Существовали и более замысловатые фигуры, но они встречались гораздо реже. Правая и левая стороны герба определяются с точки зрения человека, который держит щит, а не со стороны зрителя. Это одно из самых главных правил в геральдике, которое часто не знают новички.

Французский щит

Самым распространенным был французский герб. Его форма соответствовала четырехугольнику с заострением внизу. Такие гербы пользовались особенной популярностью и в России. Символы с этими очертаниями брали себе знаменитые дворянские роды и губернские города XIX века. Современная форма российского герба также выполнена во французской традиции.

Чем можно объяснить такую популярность? Форма герба России (то есть французская) предоставляет максимум свободного места для геральдических фигур на рисунке. Такой щит наиболее практичен с точки зрения художника. На французском гербе можно изобразить самую сложную и оригинальную композицию.

Немецкий щит

Самым сложным был немецкий щит. В его форме с краю была выемка. Эта геральдическая традиция зародилась как перерисовка настоящего немецкого щита. Он также называется тарчем. Его использовали западноевропейские рыцари XIII-XVI вв. Тарч появлялся даже в русских дружинах. Выемка в нем нужна была для того, чтобы зафиксировать копье, которым можно было бы сразить неприятеля. Гербы рыцарей Германии особенно часто включали в себя эту художественную особенность формы.

Тарчи распространились по всей Европе в XIII веке. Их могли делать из доступной породы дерева. Этот материал был гораздо доступнее железа. Для большей защищенности тарч обтягивали мехом. Поэтому в геральдике на рисунке часто имитируется кожа животных. Описание герба не могло обойтись без упоминания о том материале, из которого сделан щит. Эта особенность подчеркивала принадлежность владельца к тому или иному роду. Богатые рыцарские семейства могли позволить себе железо, соответственно, оно изображалось на их символе.

Рассечения

Чтобы понять, как составить герб своей семьи, необходимо знать не только формы щитов, но и другие геральдические художественные особенности. Одной из них является традиция делить фигуры на несколько частей. Художники используют рассечение, пересечение, а также диагональные линии. Они позволяют разделить геральдический щит так, чтобы на нем присутствовало сразу несколько цветов. Разнообразная палитра является одним из самых популярных геральдических инструментов, необходимых для придания рисунку уникальности и узнаваемости.

С помощью диагональных линий можно отсечь и подчеркнуть значимость определенной части щита. Например, так отделяют главу или вершину герба. Если диагональная полоса пересекает весь щит, то такой прием называется перевязью.

Крест

Другой важной геральдической фигурой является крест. Гербы рыцарей часто включали в себя изображение этого символа. Логично предположить, что в Европе крест был главным знаком христианства, благодаря чему его так часто использовали. Впрочем, со временем этот геральдический символ получил второе дыхание. Его стали изображать без оглядки на первоначальное христианское значение. Универсальность креста может легко подтвердить вся человеческая история. Такие рисунки использовались задолго до зарождения геральдики. Например, у язычников крест был синонимом поклонения солнцу.

Если на гербе соединить две перевязи, то получится знакомый россиянам символ флота. Это так называемый Андреевский крест, который также можно встретить на и во многих других геральдических композициях. Другие виды этого распространенного символа могут иметь замысловатые укорачивания или прочие декоративные продолжения (округления, зазубрины и т. д.).

Другие геометрические фигуры

Помимо рассечений и креста, в геральдике существует еще несколько распространенных геральдических фигур, рисовавшихся на щите. В этот список можно отнести: квадрат, кайму, треугольник, острие, прямоугольник, круг, ромб, веретено и т. д. Описание герба обязательно содержит в себе упоминание о нарисованных фигурах. В позднем Средневековье появилась традиция изображать геометрические элементы в углах щита. Это «вольная часть» - распространенный геральдический прием.

Кроме того, основной щит, который образует всю форму герба, может иметь внутри себя щит поменьше. Такая рекурсия была нормой для геральдики. С помощью щитков подчеркивалось рыцарское происхождение владельца герба.

Негеральдические фигуры

Есть еще одна большая группа составных частей герба. Эти фигуры также называются негеральдическими. Они подразделяются на три вида: искусственные, естественные и легендарные. Как правило, самым узнаваемым элементом герба становится уникальный рисунок. Поэтому рыцари (а потом и города) старались изобразить на своем щите что-то редкое и оригинальное.

К естественным фигурам относятся рисунки животных и птиц. Обладатели гербов подбирали их согласно фауне родных краев. Кроме того, правила геральдики совсем не запрещали изображение рек, гор - в общем, всего того, что создала природа. Искусственные фигуры представляют собой рисунки оружия и доспехов. Особенно популярны они были у рыцарей и воинов, которые таким образом подчеркивали свою любовь к военному ремеслу.

Наконец, самой любопытной и неординарной группой можно назвать легендарные фигуры. Это рисунки вымышленных существ, популярных в геральдике. Даже самые ревностные христиане могли изобразить на своем гербе кентавров, грифонов и других персонажей античной мифологии. Самым известным в этом ряду является, наверное, фигура Эта мифическая птица была изображена на Оттуда вместе с православием и другими греческими реалиями она перешла на Русь. Первым двуглавого орла в качестве собственного символа в Москве начал использовать Иван III в XV веке.

Гербовый девиз

Важной частью любого герба во все времена был девиз. В качестве него использовали короткую запоминающуюся фразу, которая становилась символом рода, города или государства. Из геральдики девизы перекочевали в военное дело и бытовую жизнь.

Вне зависимости от того, какой была форма герба семьи, он обязательно имел специальную ленту внизу. На ней и писался девиз. В католических странах использовались латинские крылатые выражения. Популярностью пользовались цитаты из Библии или других античных писаний. Лента и надпись на ней копировали цвет металлов герба.

Щитодержатели

В особенно пышных гербах (как правило, королевских или княжеских) часто использовался такой геральдический элемент, как щитодержатель. Он дополнял основную композицию. Щит находится в центре, а щитодержатели изображаются по краям. Поначалу в их качестве использовали людские фигуры. Эта традиция появилась благодаря на которых всегда присутствовали помощники воинов, державшие их фамильный щит.

Однако со временем эти фигуры стали заменяться мифологическими существами и зверьми. Такой прием позволял дополнительно украсить геральдическую композицию. Чтобы знать, как составить герб, надо в точности представлять, кого можно изображать в качестве щитодержателей, а кого - нет. В любом символическом рисунке они олицетворяли стойкость и силу своего владельца. Поэтому в качестве щитодержателей часто изображали могучих существ: львов, орлов, великанов и т. д. К их подбору всегда относились очень тщательно.

Бывают случаи, что щитодержатели отличаются друг от друга. Так, например, обстоит дело с На нем справа нарисован величественный коронованный лев, а слева - мифический серебристый единорог. У христианских рыцарей в средние века была популярна фигура ангела как небесного заступника и покровителя. Поэтому перед боем воин обязательно совершал молитву, при этом держа при себе щит. Для многих суеверных владельцев гербов их рисунок был счастливым талисманом на поле брани. Разбить свой щит с геральдическим изображением считалось несчастливой приметой.

Форма герба семьи может быть различной, зависит от ваших индивидуальных предпочтений и желаний. Главное, помните, что существуют определенные стандарты, которых следует придерживаться, особенно в том случае, если вы создаете не просто герб для школы, а в первую очередь герб для себя и своей семьи.

Основные формы герба для семьи

Герб представляет собой уникальный элемент индивидуальности рода, какой-то семьи. Как вы понимаете, создание такого символа имеет массу особенностей. В данной статье мы поговорим об основе герба – щите, на котором рисуются все остальные тематические изображения. Щиты могут иметь различные формы. Специалисты отмечают 12 основных вариантов оформления.
  1. Щит, с одной стороны имеет незначительную вогнутость вовнутрь. Очень оригинальный вариант. Низ полукруглый, верх - четкая линия.
  2. Щит, дополненный обрамлением. Форма щита – стандартная. По сторонам ответвления в виде орнамента;
  3. Щит с двух сторон имеет внутреннюю вогнутость. Низ – полукруглый, верх – незначительный полукруг вовнутрь щита. Сверху по бокам изображение в виде крыльев птицы.
  4. Стандартный щит с зауженным низом и ровным верхом;
  5. Щит выпуклой формы квадратного типа;
  6. Стандартный щит без зауженного низа;
  7. Квадратный щит с зауженным низом;
  8. Круглый щит;
  9. Щит с декоративными формами;
  10. Ромбовидный щит;
  11. Полукруглый шит;
  12. Квадратный щит.
По правилам геральдики изображение должно быть начертано именно на таком варианте. Впрочем, творческому потенциалу не может быть границ и пределов. И если вы видите свой герб совершенно в ином антураже, не бойтесь экспериментировать. Возможно, именно у вас получится нечто совершено необычное, восхитительное, новое и непревзойденно роскошное.

Правила выбора формы герба для семьи

Мы уже определились, что основой выступает четкий щит или же геометрическая фигура. Делайте так, как нравится именно вам. При этом, нужно не забывать о том, что дополнительный антураж оформления вовсе не помешает. Чаще всего щит украшали каким-то орнаментом. Нередко, использовали намет, который исполнялся в виде ветвей растений или же дерева. Также использовали вариант, когда щит в руках держали мифические или же обычные животные. Это придавало уникальности, строгости, значимости всему гербу.

Если вы стремитесь дополнить герб девизом семьи, то нужно внизу щита очень органично нарисовать ленточку. На ней может быть написан ваш девиз. Кроме того, девиз можно написать на окантовке щита.

Четких правил выбора формы для герба – не существует. Тут, как вы поняли, все зависит от ваших индивидуальных желаний, предпочтение и творческих аспектов. Если же вы не можете нарисовать герб самостоятельно, то обратитесь за помощью к опытным специалистам, которые выполнят все работы правильно, со значением дела.


Символика герба семьи очень интересна и разнообразна. В первую очередь нужно сказать о том, что герб – это символ рода, семьи. Поэтому, он должен быть создан с учетом...


Герб является неотъемлемой значимой часть каждой семьи и каждого человека. Личный герб может быть предоставлен определенному лицу, и содержать в себе истинные ценности и качества...


Фамильный герб семьи создать не так и просто, как кажется изначально. Все дело в том, что тут нужен не только творческий подход, но и определенное знание темы. Впрочем, сегодня...


Графский род Орловых исторически имеет начало еще с 1613 года, родоначальником которого был Владимир Лукьянович Орлов, староста селения Бежецкий верх. Его правнук Григорий...

Предметом теоретической ге­ральдики является совокупность правил и приемов составления гер­бов, без знания которых невозможно их правильное «прочтение» и определение. В соответствии с этими правилами герб составлялся из различных частей: щита, шлема, короны, нашлемника, намета, щитодержателей, девизов, мантии и раз­личных украшений вокруг щита. Од­нако не в каждом гербе было обяза­тельным одновременное наличие всех этих частей. Одни из них были глав­ными, обязательными, другие - нет.Главной частью герба является щит. Различают несколько видов ге­ральдических щитов: французский - четырехугольной формы с заострением внизу в середине. Высота такого щита должна быть равной 9/8 его ши­рины; испанский - тех же размеров, что и французский, но с плавно закруг­ленной нижней частью; варяжский - треугольный, с плавно изгибающи­мися боковыми сторонами; итальян­ский - овальной формы и германский - щит вычурно вырезанной фор­мы. Кроме них существовали круглые, косоугольные и квадратные щиты. В русской геральдике самой употребительной стала французская форма щита.

Геральдические стороны. Стороны в геральдике определяются с точки зрения того, кто стоит за гербовым щитом и держит его; таким образом, от зрителя правая геральдическая сторона находится слева, левая геральдическая сторона - справа. Щит, разделенный пополам по вертикали, называется рас­сеченным; разделенный пополам по горизонтали - пересеченным; разделенный на две части из угла в угол - скошенным справа или слева. Щит, разделенный одновременно по вертикали и по горизон­тали, является одновременно и рассеченным, и пересеченным. При­менялись и другие виды делений, например вилообразно разделен­ный, клинчатый. Деления щита могли быть образованы и кривыми линиями. Б этом случае они имели соответствующие названия - зубчато-пересеченный, вогнуто-рассеченный, остриевидно-рассеченный. Деление герба зубчатыми линиями было характерным для немецких гербов.

Геральдические цвета. Цвета всех деталей (фигур, поля и т.д.) должны быть определены. Желательно ограничиться основными геральдическими цветами: двумя "металлами" - золотом и серебром (в геральдике не проводится различия между золотом и желтым, между серебром и белым цветом), пятью "финифтями" ("эмалями") - лазурью (это понятие объединяет различные оттенки синего и голубого, между которыми также не проводится различие), червленью (красный, алый цвет), зеленью, черным и пурпуром (может передаваться различными оттенками фиолетового, холодно-малинового, сиреневого); допускается также стилизованное изображение некоторых мехов (горностаевый, беличий, "противогорностаевый"; каждый из мехов считается в геральдике отдельным цветом) и телесный цвет (при изображении людей, ангелов, кентавров, сфинксов и других человекоподобных чудовищ). При одноцветном воспроизведении герба используется условная штриховка для червления. Серебро изображается незаштрихованной поверхностью, золото - поверхностью, покрытой точками. Черный цвет изображается поверхностью, закрашенной сплошь, а при рельефном воспроизведении - пересекающимися штрихами. Противогорностаевый мех имеет черный фон с белыми "хвостиками", изображаемыми так же, как и горностаевые. Соболий мех эквивалентен черному цвету. Основные фигуры, помещаемые на металлическом фоне должны быть финифтяными, и наоборот - фигуры в финифтяном поле должны быть металлическими. Металл на металл, финифть на финифть не накладываются. Это - так называемое "основное правило геральдики".



Графическое изображение. Серебро - пустое пространство, золото- точки, лазурь- горизонтальными чертами, а червлень- вертикальные. Чёрные части герба можно закрашивать сплошь или покрывать вертикальными и горизонтальными линиями наподобие решетки. Зелёной и пурпурной финифтям соответствуют косые линии; важно лишь не спутать, какой наклон соответствует зелени, а какой - пурпуру. Если щит изображается наклонным, штриховка наклоняется вместе с ним.

Теоретическая геральдика: основные правила геральдических изображений, названия частей щита, способы деления щита и иерархия гербовых полей, геральдические и негеральдические фигуры, названия различных форм их взаимного расположения.

Среди гербовых фигур выделяются абстрактно-геометрические, которые носят название геральдических, или почетных фигур. Важнейшие геральдические фигуры – столб (вертикальная полоса), крест (соединенные столб и пояс), правая и левая перевязи (диагональные полосы), оконченность (полоса по нижнему краю щита), кайма(полоса вдоль всех краев щита), стропило (две наклонные полосы, соединенные «домиком»). Столб может быть смещен вправо и влево, пояс – повышен или понижен, глава и оконченность – скошены справа или слева. Стропило, если не оговорено иное, упирается в нижние углы и не достигает середины верхнего края щита. Если оно доходит до середины щита, то называется пониженным, если упирается не в углы, а в боковые стороны щита, то повышенным. Оно может быть опрокинутым (перевернутым), правым (упирающимся в левые углы и середину правой стороны щита), левым, скошенным вправо (упирающимся в середины основания и левой стороны щита и правый верхний угол) или скошенным влево. Если геральдическая фигура одна, она обычно имеет ширину от ½ до 1/3 ширины щита, если их в гербе несколько, то ширина становится меньше.



Остальные фигуры называются негеральдическими и делятся на естественные (изображения живых существ) и искусственные (изображения самых различных предметов, созданных человеком).

В состав герба, кроме щита, могут входить статусные знаки, составляющие обрамление. К ним относятся шлем, нашлемник, намет или мантия, корона (или заменяющие ее бурлет или шапка), щитодержатели, девиз, а также награды, должностные знаки. Расположение двух или более фигур друг над другом называется «в столб», друг с другом – «в пояс», расположение вдоль диагонали щита «в перевязь». По умолчанию фигуры в гербе располагаются следующим образом: единичная – посередине щитового поля, две – рядом, три – две рядом над одной, четыре – по две в ряд. При большом неопределенном количестве одинаковых фигур поле называется усеянным этими фигурами. Более крупная фигура может быть сопровождаема мелкими. Возможно сопровождение по сторонам и по углам, причем с каждой стороны должно быть одинаковое число сопровождающих фигур. Более крупная фигура может быть обременена или прикрыта более мелкими. В обоих случаях мелкие фигуры накладываются на крупную, но при обременении они умещаются на ней целиком, а при прикрытии края мелких фигур выступают за края крупной. Если даже на верхнем краю одной фигуры помещена другая, то первая фигура называется увершенной второй. Живые существа и оружие по умолчанию повернуты вправо. Повернутые вправо фигуры называются обращенными. Обращенные фигуры не оговариваются, если оно обусловлено так называемым геральдическим вежеством, т. е. поворотом навстречу другой фигуре. Перевернутая фигура называется опрокинутой, расположенная выше или ниже нормального расположения- повышенной или пониженной. Фигура животного, изображенная в поле герба частично, называется возрастающей, когда видна примерно половина фигуры, и возникающей, когда из-за края щита или другой фигуры видна только голова и шея, иногда с частью лапы или хвоста. Геральдические животным могут изображаться в строго определенных позах. Четвероногие бывают восстающими (вставшие на дыбы), скачущие (с горизонтальным положением тела, но, с опорой на две задние лапы), идущие (на всех четырех лапах, на с первой поднятой), стоящими (на всех четырех лапах), сидящие или лежащие.

Русская родовая геральдика. Родовой, личный и семейный герб в России. Принципы построения родовых гербов. Гербы пожалованные и «самобытные». Гербы различных категорий российского дворянства. Гербы иностранного происхождения.

Правом на родовой герб в дореволюционной России обладали только дворяне – этим Россия отличалась от европейских стран, где были распространены не только гербы духовенства, но и бюргерские, и даже крестьянские. Дворянские гербы в России были общеродовые, как и дворянские фамилии, и большинство титулов. Герб дворянина переходил ко всем его законным потомкам обоего пола по мужской линии. Передача герба по женской линии оформлялась как новое пожалование. Основанием для него могло стать пресечение рода. Четких правил компоновки двух сливаемых гербов в одном не было, самые распространенные – в рассеченном щите, в щите с сердцевым щитком или четверочастном щите.

Особенностью жалованных гербов является их неизменность. Вносить изменения в герб вправе лишь монарх путем повторного пожалования, произвольные изменения недопустимы. Этот принцип ввел Павел 1.

В гербы по воле монарха могли вноситься особые почетные добавления. Чаще всего вносился двуглавый орел или его часть, но могли быть и элементы местных гербов, знаки наград, указания на отличия, а также отвлеченные символы чести. Это называется аугментация. «Самобытные» гербы- это гербы, принятые самостоятельно, он имеет силу, если это не запрещено государством.

Общий гербовник дворянских родов Российской империи - свод гербов российских дворянских родов, учреждён указом императора Павла I от 20 января 1797. Двадцать томов гербовника включают 3 066 родовых и несколько личных гербов. Общепринятое сокращение - ОГ. Все гербы, в гербовник внесённые, оставить навсегда непременными так, чтобы без особливого нашего, или преемников наших повеления, ничто ни под каким видом из оных не исключалось и вновь в оные не было ничего прибавляемо.

Каждому дворянину того рода, коего герб находится в гербовнике выдавать на пергаменте за скрепою точные копии с герба оного рода и с описания при том находящегося. Три столетия назад, как и сегодня, родовые гербы стали употребляться в России стихийно. Поначалу, с конца XVII века, Московское государство признавало лишь гербы иностранного происхождения (принадлежавшие "выезжим на Русь" родам) и подтверждало таковые через Посольский приказ. В ходе петровских реформ, с унификацией благородного сословия и с учреждением Герольдмейстерской конторы, была сделана попытка использовать фамильные гербы как атрибут оформляемого "шляхетства", и в этом качестве поставить их под контроль государства. Первоначально Герольдмейстерская контора была уполномочена не только представлять на монаршее утверждение новые гербы и почетные дополнения к ним, но и самостоятельно подтверждать уже используемые гербы, при необходимости подвергая их правке. Со временем, однако, процедура самостоятельного подтверждения была оставлена в силе только для гербов, ранее пожалованных в России. Нужда в каких-либо правке, редактировании гербов при этом отпадала. Такой порядок был закреплен последовательно Павлом I и Александром II.

Русская городская и областная геральдика. Городские эмблемы XVII в. Принципы построения губернских и городских гербов. Соотношение уездных гербов с губернскими. Городские гербы в советское время. Городские гербы в современной России.

Ранние земельные эмблемы известны только по печатям. Большая Государственная печать Ивана Грозного, датируемая последней четвертью 16 века, содержала в себе 24 земельные эмблемы. Большая государственная книга 1672 г содержала уже 33 земель, названия которых входили в тот момент в титул русского царя. При Екатерине 2 все города были пожалованы гербами. Городские гербы, пожалованные Екатериной, не содержали никаких элементов, кроме щитов. В городской геральдике также встречаются гласные гербы (орел в гербе города Орла; волк в гербе Волчанска; куропатки в гербе Курска и т. д.). Кроме гласных гербов, заметное место занимают «старые» гербы, в некоторых из них нашли отражение местные древние культы. Но чаще всего городской герб, пожалованный Екатериной отражал природу, экономику или политическую жизнь уезда или города. Порой содержательный и «гласящий» элемент сливались в одном символе. Например, колокол в гербе Звенигорода можно воспринимать и как гласный герб, и как включение в герб элемента, которым на самом деле славен Звенигород. В советское время интерес к городской геральдике возродился только во второй половине 1960-х г. И за примерно четверть века было разработано около 250 гербов городов СССР. При этом геральдическая грамотность у составителей гербов, как и у тех, кто эти гербы утверждал, как правило, отсутствовала. Очень распространенным стало помещение в гербе названия города, что в традиционной геральдике совершенно не принято. Между тем, чуть ли не половина советских городских гербов содержит этот элемент. Возникла идея, что герб непременно должен отражать прошлое города, его настоящее и будущее. Это приводило к перегруженности герба, составленного в соответствии с такой посылкой. Кроме того, символика современности была, как правило, однообразна – промышленность символизировали шестерня или отбойный молоток, сельское хозяйство – колос, науку – колба, модель атома. В прочем, ряд городов (Тула, Псков, Смоленск, Зубцов, Новгород, Рига, Ярославль) взяли за основу старые гербы. Оригинальны советские гербы городов Мурманской области, как раз имеющих очень непродолжительную историю. Составителям гербов удалось избежать стандартных «промышленных» решений. Герб Мончегорска, известного никилеевым комбинатом, содержит символы химических элементов меди, никеля и кобальта. В конце 80-х г интерес к исторической геральдике вырос, городам стали возвращаться прежние гербы. В современной России провозглашено преемство к дореволюционной геральдике. Но гербоведчество сохраняет свое значение: во-первых, много существующих сегодня городов никогда прежде гербов не имели; во-вторых, создаются новые графические версии старых гербов; в-третьих, несмотря на реформу, 1857 г, многие местные гербы вплоть до 1917 г употреблялись в версии екатерининского времени, хотя это противоречило законодательству. С 1992 г в РФ действует геральдическое ведомство, в 1996 г провозглашено единство геральдической политики в стране и введена федеральная регистрация гербов. Создаются также личные гербы, гербы обществ, объединений, фирм.

Государственная геральдика. Государственный герб и его особенности. Герб Российской империи, его история и эволюция. Большой, Средний и Малый Государственный герб Российской империи. Государственная символика Временного правительства. Герб современной России.

Впервые двуглавый орел появился на печати великого князя Ивана 3 около 1490 г. Но собственно герб (двуглавый орел в щите под шлемом с царской короной и наметом) впервые в России появляется на личной печати царя Федора Алексеевича, хотя и это уникальный случай в 17 веке. На пороге 18 в происходит геральдизация монаршей эмблемы (двуглавый орел, обычно со всадником на груди). Закрепляются детали (орел держит именно скипетр и державу, всадник поражает копьем змея), определяются цвета (черный орел в золотом поле, «натуральный» всадник в червленом щитке) и ориентация фигур (всадник в нагрудном щитке – обращенный). Короны над орлом были заменены на «имперские» (аналогичные боковой короне Священной Римской империи) даже раньше, чем Петр 1 принял императорский титул. Первоначально на некоторых изображениях орел в щите носил две короны, а третья, большая корона стала располагаться непосредственно над ним. При Петре 1 вокруг щита на груди орла была помещена цепь ордена Андрея Первозванного, а всадник был интерпретирован как св. Георгий. Геральдизация затронула и эмблемы, обозначавшие отдельные княжества и владения согласно полному титулу монарха. Но выработка большого императорского герба, включавшего все гербы владений, в эти годы не была осуществлена. Такой герб был разработан при Павле 1, но не был утвержден. Зато при Павле 1 в состав государственного герба были введены Мальтийский крест, помещавшийся на груди орла за щитом со всадником, и мальтийская корона. Александр 1 убрал мальтийскую символику, но много экспериментировал с положением крыльев орла, с количеством корон, с предметами, которые орел держит в лапах. В 1856 Александр 2 утвердил большой, средний и малый государственные гербы, гербы титульных владений, большой и малый гербы для всех членов династии. В гербы были внесены некоторые изменения, в частности, всадника развернули вправо, а на щиток со всадником нанесли тонкую золотую кайму (чтобы избежать наложения червленого щитка на черную грудь орла). В гербы старших членов династии вместо мантии была введена сень. Младшие члены династии венчали свои гербы императорской короной. Временное правительство отменило имперский герб и стало использовать на печатях двуглавого орла без всяких атрибутов, без геральдического щита и фиксированной расцветки. Предполагалось, что новый герб будет составлен после принятия Учредительным собранием решения о государственном устройстве. Но вместо этого двуглавый орел на 75 лет вообще исчез из российской государственной символики. 30 ноября 1993 г Указом Президента РФ вновь был учрежден герб в виде двуглавого орла под тремя коронами, правда, иной расцветки. Еще через семь лет этот герб был переутвержден уже конституционным законом. Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона «О государственном гербе РФ», принятого 25 декабря 2000г, «Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла- скипетр, в левой-держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.