Придача храм рождества христова расписание. Русские церкви

Всем привет. Как думаете, что это за развалина? Как ни странно, это бывшая церковь Рождества Христова. И к сожалению её собрались сносить. Да да, вроде бы эпоха, когда взрывали церкви канула в далёкое прошлое, но тем не менее. Но, обо всём поподробнее.

Вот тут я изложил примерно её историю. Церковь хорошо потрепали, гады, апсиду и алтарную часть напрочь снесли.


Фото 2.

Ну а теперь, немного истории. До революции в этих местах располагалась Слобода Придача. Здесь во II половине XVIII века были построены суконные мануфактуры, принадлежащие промышленникам Тулиновым. После восстания рабочих в 1857 г. наследник Тулиновых Вигель продал эти земли военному ведомству и здесь располагался известный на всю округу дисбат.
Придача находилась довольно далеко от центра города и соединялась с ним большим Чернавским мостом через реку Воронеж и дамбой длиной около полутора километров с несколькими мостами через протоки и небольшие водоемы. Последний мост находился возле самой Придачи, расположенной на слегка возвышенном месте.
Среди пригородных слобод Придача играла довольно заметную роль. В 1909 году здесь проживали 5011 человек, имелось волостное правление с местной администрацией. В состав города слобода вошла только после революции в 1930 году.

Что же касается самой церкви, то церковь Рождества существовала с 1680 года, правда была она деревянная. За 100 лет она обветшала и на её месте в 1795 году построили каменную.


Фото 3.

Полвека спустя и этот храм придаченцам показался тесным и маловместительным. Новая каменная церковь «очень красивой архитектуры» была завершена к осени 1856 года. Храм стал многопрестольным: обширные концы слободы желали иметь персональных небесных покровителей и посвященные им празднества. В трапезной существовали приделы во имя евангелиста Иоанна Богослова и святого чудотворца Николая Мирликийского. В ряд с главным алтарем стали алтари приделов во имя преподобного Сергия Радонежского и святого великомученика Феодора Стратилата. Этот последний придел появился в 1880-е годы.

Грек Феодор, отличавшийся красотою, храбростью и умом, был воеводой и градоправителем Гераклеи Понтийской. Став приверженцем новой религии, он ревностно распространял христианство. Феодор подвергся гонениям со стороны царя Ликиния и после жестоких мучений был «усечен мечом» 8 февраля. Позднее, при византийском императоре Иоанне Цимисхии, в конце X века мощи святого перенесли в Константинополь и воздвигли в его честь великолепный храм. Родной город воеводы Евхаит был наименован Феодорополем. Святой Феодор Стратилат проходил по православным святцам как один из покровителей воинов.

Пригородная церковь, находившаяся в мастеровой слободе, и сама отличалась от воронежских: помимо 66 десятин земли ей принадлежали две кузницы и каменная лавка. Кстати, и улица, проходившая рядом, называлась Кузнечной. Доходы от промыслов шли на содержание причта, как и проценты с мизерного капитала в четыреста рублей. Вот уж действительно священник сельского прихода своей жизнью оправдывал народную поговорку: «С трудов праведных не наживешь палат каменных».
В 1896 у церкви выстроена каменная одноэтажная школа.


Фото 4.

В летописи епархии церковь отмечена в 1847 году: 16 февраля здесь торжественным и пышным молебном встречали прибывшего из Новочеркасска нового владыку, архиепископа Игнатия (Семенова). И второй случай: 6 декабря 1898 года оставшийся нам неизвестным ученик шестого класса Воронежской семинарии произнес проповедь в день тезоименитства Государя Императора. Событие это было бы вполне рядовым и не заслужившим упоминания, если бы не одно обстоятельство: проповедь сочинил выдающийся русский мыслитель Николай Федорович Федоров (1829-1903), живший в то время в нашем городе.

Автор предполагал, что его текст будет опубликован в «Воронежских епархиальных ведомостях», но этого не произошло. Известно лишь, что в проповеди речь шла об «умиротворении»: в августе 1898 года царское правительство выступило с инициативой европейского разоружения. Философ надеялся, что Николай II в наступающем году сможет сделать очередные шаги в избранном направлении. Кстати, из переписки Николая Федорова явствует, что в этот день он присутствовал на богослужении в храме. Церковь Рождества Христова на Придаче, таким образом, становится одним из мемориальных мест, связанных с именем великого россиянина.


Фото 5.

Улица Димитрова ранее называлась Большак или Большая дорога, по ней проходила тогдашняя "московская траса" и когда люди ехали с юга в Воронеж, то первое, что они видели была церковь Рождества Христова, чья 30 метровая колокольня возвышалась на фоне воронежских степей.
Несмотря на то, что эта церковь была своего рода визитной карточкой города, ни рисунков, ни фотографий старых не сохранилось. Есть лишь этот рисунок, найденный на БВФ и выполненный Камрадом Murawey. И то, весьма абстрактно.


Фото 6.

После революции церковь закрыли. Её перестроили под клуб-театр, который долго не просуществовал и здание церкви было пущено под промышленные нужды. В 1941 году здание было переоборудовано под прядильную фабрику и был проведен капитальный ремонт здания. Верхние ярусы трапезной и колокольня были снесены. С мая 1944 года здание церкви использовалось как общежитие для пленных немцев, которые восстанавливали завод №16. После войны здание церкви служило цехом завода "Автозапчасть", в 90е-нулевые здесь располагался пункт приёма цветного металла.

Итак, перед нами остатки портика.


Фото 7.

А вот перед нами надгробье могилы купчихи Анкидиновой, почётной гражданки города Воронежа. Вот так совершенно небрежно могильная плита была просто выброшена. Хорошо хоть её не разбили на куски. Анкидиновы были в своё время известные придаченские купцы и меценаты. Их лавки располагались приблизительно на месте улицы Старых Большевиков.


Фото 8.


Фото 9.

Кстати сказать, рядом с церковью к северо-востоку от неё находилось Придаченское кладбище. На территории же самой церкви под оградой были погребены протоиерей из Острогожска Андрей Федоров и старец Авраамий, перекрестившийся мусульманин-турок, замечательный своей строго подвижнической жизнью. До революции их могилы были целы.
Придаченское кладбище продолжало существовать и после революции. В 1920-1930-е годы когда в Воронеже закрылись Чугуновское и Новостроящееся кладбища и еще не действовало Коминтерновское, здесь хоронили всех горожан.
В 1960-х годах здесь, на кладбище был построен проектный институт, могилы были снесены, а надгробия исчезли и на месте кладбища был вырыт котлован для строительства. Надгробье Анкидиновой - единственное, пожалуй, что напоминает нам о этом старом кладбище. Перед нами старое фото, сделанное мной в 2012 году.


Фото 10.

Недалеко от церкви найден вот такой вот пол. Что это и от чего он был - загадка.


Фото 11.


Фото 12.

Внезапно! Прямо на входе в "церковь" рельсы!


Фото 13.

Вот так они идут внутрь и заканчиваются слепо.


Фото 14.

Старые сводчатые окна


Фото 15.

Куски свисающей арматуры на фоне бизнес-центра, что стоит на кладбище.


Фото 16.

Старая арка, заложенная кирпичом.


Фото 17.


Фото 18.


Фото 19.


Фото 20.


Фото 21.


Фото 22.


Фото 23.

Ну диггер я или не диггер? Везде найду хабар.


Фото 24.


Фото 25.

Злобные местные собаки, которых кормит странная бабка.


Фото 26.


Фото 27.

Ну что, поднимаемся на второй этаж.


Фото 28.

Второй этаж напомнил мне небезызвестный завод "Красный Треугольник" в Питере.


Фото 29.

А вот и сапоги.


Фото 30.


Фото 31.

Вид сверху. Новый собственник решил всё сравнять с землёй.


Фото 32.


Фото 33.


Фото 34.


Фото 35.


Фото 36.

Внезапно удалось найти вот такой вот нежданчик - старые фрески, похороненные под слоем штукатурки, но чудом сохранившиеся. Сюда бы команду реставраторов, чтобы аккуратно сняли штукатурку и смогли бы восстановить роспись.


Фото 37.

Вот такой вот загадочный старец в плаще. Лица не видно.


Фото 38.

Ну и под конец - поднимемся на чердак.


Фото 39.


Фото 40.

Из интересностей найден вот этот клеймёный кирпич.


Фото 41.

Вот такая выдалась прогулка. Честно сказать, обидно, что этот своеобразный памятник разным эпохам будет снесён. Ощущается некая двуликость, вроде как эпоха, когда сносились церкви давно прошла, строится куча новых церквей, но эта церковь ничем не хуже остальных, но почему-то её решили снести. Честно сказать, те, кто её сносят на мой взгляд куда хуже и подлее самых упоротых большевиков 20-х - 30-х годов, что взрывали храмы и уничтожали усадьбы. Почему, да потому что те большевики были в основном из бедноты и не обладали каким либо культурно-историческим образованием. Да и церкви для них символизировали не культурное наследие, а пережиток ненавистной эпохи царизма и сносили они их часто даже из благих побуждений, на благо строительства коммунизма, искренне веря, что снося церковь или перестраивая её под промышленные нужды они строят новый мир.
Нынешние же власть и деньги имущие имеют доступ к любым источникам информации в виде интернета или же книг, достаточно образованы и юридически подкованы. Для них лучше снести "гнилую и неугодную историю", дабы создать слащавую ауру гламура, успеха и чистого города и при этом получить прибыль с бизнес-центров, нежели оставлять такие вот реликты и тем более их восстанавливать. Они, скорее всего, прекрасно знают, что это святая земля, что здесь было кладбище, что это была церковь, но юридически-то она не имеет никакого статуса памятника, а значит можно спокойно разрушать, ведь по закону всё чисто. И при этом они тоже ходят в церковь, потому что это модно! Вот такое лицемерие и холодный расчёт! Подобного лицемерия по городу полно. Когда уничтожили лестницу и бордюр из могильных плит, вместо того, чтобы из этих плит сделать какой-нибудь мемориал их просто куда-то убрали, нет истории, нет проблемы, нет греха, нет истории. Большинству конечно же пофиг, но есть краеведы, которые помнят всё.

Я надеюсь, что общественные активисты всё-таки смогут достучаться до нужных людей, которые смогут изменить всю абсурдность подобной ситуации и этот своеобразный памятник нескольким эпохам всё-таки оставят, а возможно и отреставрируют эту замечательную визитную карточку Придачи и город получит новую достопримечательность.

Оформлено с помощью «

Всем привет. Как думаете, что это за развалина? Как ни странно, это бывшая церковь Рождества Христова. И к сожалению её собрались сносить. Да да, вроде бы эпоха, когда взрывали церкви канула в далёкое прошлое, но тем не менее. Но, обо всём поподробнее.

http://vmulder.livejournal.com/36418.html вот тут я изложил примерно её историю. Церковь хорошо потрепали, гады, аспиду и алтарную часть напрочь снесли.


Фото 2.

Ну а теперь, немного истории. До революции в этих местах располагалась Слобода Придача. Здесь во II половине XVIII века были построены суконные мануфактуры, принадлежащие промышленникам Тулиновым. После восстания рабочих в 1857 г. наследник Тулиновых Вигель продал эти земли военному ведомству и здесь располагался известный на всю округу дисбат.
Придача находилась довольно далеко от центра города и соединялась с ним большим Чернавским мостом через реку Воронеж и дамбой длиной около полутора километров с несколькими мостами через протоки и небольшие водоемы. Последний мост находился возле самой Придачи, расположенной на слегка возвышенном месте.
Среди пригородных слобод Придача играла довольно заметную роль. В 1909 году здесь проживали 5011 человек, имелось волостное правление с местной администрацией. В состав города слобода вошла только после революции в 1930 году.

Что же касается самой церкви, то церковь Рождества существовала с 1680 года, правда была она деревянная. За 100 лет она обветшала и на её месте в 1795 году построили каменную.


Фото 3.

Полвека спустя и этот храм придаченцам показался тесным и маловместительным. Новая каменная церковь «очень красивой архитектуры» была завершена к осени 1856 года. Храм стал многопрестольным: обширные концы слободы желали иметь персональных небесных покровителей и посвященные им празднества. В трапезной существовали приделы во имя евангелиста Иоанна Богослова и святого чудотворца Николая Мирликийского. В ряд с главным алтарем стали алтари приделов во имя преподобного Сергия Радонежского и святого великомученика Феодора Стратилата. Этот последний придел появился в 1880-е годы.

Грек Феодор, отличавшийся красотою, храбростью и умом, был воеводой и градоправителем Гераклеи Понтийской. Став приверженцем новой религии, он ревностно распространял христианство. Феодор подвергся гонениям со стороны царя Ликиния и после жестоких мучений был «усечен мечом» 8 февраля. Позднее, при византийском императоре Иоанне Цимисхии, в конце X века мощи святого перенесли в Константинополь и воздвигли в его честь великолепный храм. Родной город воеводы Евхаит был наименован Феодорополем. Святой Феодор Стратилат проходил по православным святцам как один из покровителей воинов.

Пригородная церковь, находившаяся в мастеровой слободе, и сама отличалась от воронежских: помимо 66 десятин земли ей принадлежали две кузницы и каменная лавка. Кстати, и улица, проходившая рядом, называлась Кузнечной. Доходы от промыслов шли на содержание причта, как и проценты с мизерного капитала в четыреста рублей. Вот уж действительно священник сельского прихода своей жизнью оправдывал народную поговорку: «С трудов праведных не наживешь палат каменных».
В 1896 у церкви выстроена каменная одноэтажная школа.


Фото 4.

В летописи епархии церковь отмечена в 1847 году: 16 февраля здесь торжественным и пышным молебном встречали прибывшего из Новочеркасска нового владыку, архиепископа Игнатия (Семенова). И второй случай: 6 декабря 1898 года оставшийся нам неизвестным ученик шестого класса Воронежской семинарии произнес проповедь в день тезоименитства Государя Императора. Событие это было бы вполне рядовым и не заслужившим упоминания, если бы не одно обстоятельство: проповедь сочинил выдающийся русский мыслитель Николай Федорович Федоров (1829-1903), живший в то время в нашем городе.

Автор предполагал, что его текст будет опубликован в «Воронежских епархиальных ведомостях», но этого не произошло. Известно лишь, что в проповеди речь шла об «умиротворении»: в августе 1898 года царское правительство выступило с инициативой европейского разоружения. Философ надеялся, что Николай II в наступающем году сможет сделать очередные шаги в избранном направлении. Кстати, из переписки Николая Федорова явствует, что в этот день он присутствовал на богослужении в храме. Церковь Рождества Христова на Придаче, таким образом, становится одним из мемориальных мест, связанных с именем великого россиянина.


Фото 5.

Улица Димитрова ранее называлась Большак или Большая дорога, по ней проходила тогдашняя "московская траса" и когда люди ехали с юга в Воронеж, то первое, что они видели была церковь Рождества Христова, чья 30 метровая колокольня возвышалась на фоне воронежских степей.
Несмотря на то, что эта церковь была своего рода визитной карточкой города, ни рисунков, ни фотографий старых не сохранилось. Есть лишь этот рисунок, найденный на БВФ и выполненный преподавателями ВГАСУ. И то, весьма абстрактно.


Фото 6.

После революции церковь закрыли. Её перестроили под клуб-театр, который долго не просуществовал и здание церкви было пущено под промышленные нужды. В 1941 году здание было переоборудовано под прядильную фабрику и был проведен капитальный ремонт здания. Верхние ярусы трапезной и колокольня были снесены. С мая 1944 года здание церкви использовалось как общежитие для пленных немцев, которые восстанавливали завод №16. После войны здание церкви служило цехом завода "Автозапчасть", в 90е-нулевые здесь располагался пункт приёма цветного металла.

Итак, перед нами остатки портика.


Фото 7.

А вот перед нами надгробье могилы купчихи Анкидиновой, почётной гражданки города Воронежа. Вот так совершенно небрежно могильная плита была просто выброшена. Хорошо хоть её не разбили на куски. Анкидиновы были в своё время известные придаченские купцы и меценаты. Их лавки располагались приблизительно на месте улицы Старых Большевиков.


Фото 8.


Фото 9.

Кстати сказать, рядом с церковью к северо-востоку от неё находилось Придаченское кладбище. На территории же самой церкви под оградой были погребены протоиерей из Острогожска Андрей Федоров и старец Авраамий, перекрестившийся мусульманин-турок, замечательный своей строго подвижнической жизнью. До революции их могилы были целы.
Придаченское кладбище продолжало существовать и после революции. В 1920-1930-е годы когда в Воронеже закрылись Чугуновское и Новостроящееся кладбища и еще не действовало Коминтерновское, здесь хоронили всех горожан.
В 1960-х годах здесь, на кладбище был построен проектный институт, могилы были снесены, а надгробия исчезли и на месте кладбища был вырыт котлован для строительства. Надгробье Анкидиновой - единственное, пожалуй, что напоминает нам о этом старом кладбище. Перед нами старое фото, сделанное мной в 2012 году.


Фото 10.

Недалеко от церкви найден вот такой вот пол. Что это и от чего он был - загадка.


Фото 11.


Фото 12.

Внезапно! Прямо на входе в "церковь" рельсы!


Фото 13.

Вот так они идут внутрь и заканчиваются слепо.


Фото 14.

Старые сводчатые окна


Фото 15.

Куски свисающей арматуры на фоне бизнес-центра, что стоит на кладбище.


Фото 16.

Старая арка, заложенная кирпичом.


Фото 17.


Фото 18.


Фото 19.


Фото 20.


Фото 21.


Фото 22.


Фото 23.

Ну диггер я или не диггер? Везде найду хабар.


Фото 24.


Фото 25.

Злобные местные собаки, которых кормит странная бабка.


Фото 26.


Фото 27.

Ну что, поднимаемся на второй этаж.


Фото 28.

Второй этаж напомнил мне небезызвестный завод "Красный Треугольник" в Питере.


Фото 29.

А вот и сапоги.


Фото 30.


Фото 31.

Вид сверху. Новый собственник решил всё сравнять с землёй.


Фото 32.


Фото 33.


Фото 34.


Фото 35.


Фото 36.

Внезапно удалось найти вот такой вот нежданчик - старые фрески, похороненные под слоем штукатурки, но чудом сохранившиеся. Сюда бы команду реставраторов, чтобы аккуратно сняли штукатурку и смогли бы восстановить роспись.


Фото 37.

Вот такой вот загадочный старец в плаще. Лица не видно.


Фото 38.

Ну и под конец - поднимемся на чердак.


Фото 39.


Фото 40.

Из интересностей найден вот этот клеймёный кирпич.


Фото 41.

Вот такая выдалась прогулка. Честно сказать, обидно, что этот своеобразный памятник разным эпохам будет снесён. Ощущается некая двуликость, вроде как эпоха, когда сносились церкви давно прошла, строится куча новых церквей, но эта церковь ничем не хуже остальных, но почему-то её решили снести. Честно сказать, те, кто её сносят на мой взгляд куда хуже и подлее самых упоротых большевиков 20-х - 30-х годов, что взрывали храмы и уничтожали усадьбы. Почему, да потому что те большевики были в основном из бедноты и не обладали каким либо культурно-историческим образованием. Да и церкви для них символизировали не культурное наследие, а пережиток ненавистной эпохи царизма и сносили они их часто даже из благих побуждений, на благо строительства коммунизма, искренне веря, что снося церковь или перестраивая её под промышленные нужды они строят новый мир.
Нынешние же власть и деньги имущие имеют доступ к любым источникам информации в виде интернета или же книг, достаточно образованы и юридически подкованы. Для них лучше снести "гнилую и неугодную историю", дабы создать слащавую ауру гламура, успеха и чистого города и при этом получить прибыль с бизнес-центров, нежели оставлять такие вот реликты и тем более их восстанавливать. Они, скорее всего, прекрасно знают, что это святая земля, что здесь было кладбище, что это была церковь, но юридически-то она не имеет никакого статуса памятника, а значит можно спокойно разрушать, ведь по закону всё чисто. И при этом они тоже ходят в церковь, потому что это модно! Вот такое лицемерие и холодный расчёт! Подобного лицемерия по городу полно. Когда уничтожили лестницу и бордюр из могильных плит, вместо того, чтобы из этих плит сделать какой-нибудь мемориал их просто куда-то убрали, нет истории, нет проблемы, нет греха, нет истории. Большинству конечно же пофиг, но есть краеведы, которые помнят всё.

Я надеюсь, что общественные активисты всё-таки смогут достучаться до нужных людей, которые смогут изменить всю абсурдность подобной ситуации и этот своеобразный памятник нескольким эпохам всё-таки оставят, а возможно и отреставрируют эту замечательную визитную карточку Придачи и город получит новую достопримечательность.

Оформлено с помощью «

Церковь Рождества Христова - православный храм Воронежской епархии. Была расположена в слободе Придача города Воронежа.

Слобода Придача вошла в состав Воронежа не так давно, лет семьдесят назад. Ее имя сохранилось в памяти, к тому же оно упоминается в названиях рынка и товарной станции. Происхождение наименования слободы объясняется принадлежностью этой земли жителям города Воронежа. Первоначальный смысл был таков: придача - от «придать», то есть «добавить». Служилые казаки получили за рекой прибавочную, дополнительную землю к своим прежним владениям. Е.А. Болховитинов повествовал о ранней истории слободы следующее. Поселение на левом берегу реки Воронеж существовало с начала XVII века. В документах 1616 года есть упоминание о том, что размещенные на ногайском (левом) берегу реки для защиты крепости от татарских набегов казаки сбежали. Их место заняли «разных чинов» люди, поверстанные в однодворцы. За службу они получили земельные наделы. По сведениям за 1798 год, там насчитывалось 2168 человек, в ведомости значились приказные служители, посадские люди, мещане, однодворцы и экономические (государственные) крестьяне. В 1909 году здесь проживали 5011 человек, имелось волостное правление с местной администрацией. В 1930 году Придача вошла в городскую черту Воронежа.

Деревянная и каменная

На Придаче ранее всех левобережных пригородных поселений появилась церковь. До строительства собственных храмов к ней были приписаны жители слобод Монастырщенки и деревни Отрожки. Деревянный храм во имя Рождества Христова возведен на Придаче примерно в 1680 году. Дважды он перестраивался - в 1745 и 1773 годах. Столетие для жизни деревянной церкви - срок вполне почтенный, поэтому неудивительно, что постройка обветшала, ей не помогал никакой ремонт. В 1785 году прихожане начали строить каменную церковь «в прежнее наименование» , освятили ее 22 марта 1795 года.

Полвека спустя и этот храм придаченцам показался тесным и маловместительным. Новая каменная церковь «очень красивой архитектуры» была завершена к осени 1856 года. Храм стал многопрестольным: обширные концы слободы желали иметь персональных небесных покровителей и посвященные им празднества. В трапезной существовали приделы во имя евангелиста Иоанна Богослова и святого чудотворца Николая Мирликийского. В ряд с главным алтарем стали алтари приделов во имя преподобного Сергия Радонежского и святого великомученика Феодора Стратилата. Этот последний придел появился в 1880-е годы.

Пригородная церковь, находившаяся в мастеровой слободе, и сама отличалась от воронежских: помимо 66 десятин земли ей принадлежали две кузницы и каменная лавка. Кстати, и улица, проходившая рядом, называлась Кузнечной. Доходы от промыслов шли на содержание причта, как и проценты с мизерного капитала в четыреста рублей. Вот уж действительно священник сельского прихода своей жизнью оправдывал народную поговорку: «С трудов праведных не наживешь палат каменных».

В церковной ограде были погребены протоиерей из Острогожска Андрей Федоров и старец Авраамий, перекрестившийся мусульманин-турок, замечательный своей строго подвижнической жизнью. Их могилы были целы в конце позапрошлого столетия. К северо-востоку от церкви, у развилки дорог на Отрожку и на Усмань, находилось Придаченское кладбище. В 1920-1930-е годы, когда в Воронеже закрылись Чугуновское и Новостроящееся кладбища и еще не действовало Коминтерновское, здесь хоронили всех горожан. В 1940 году на этом кладбище была погребена Христа ради юродивая Феоктиста Михайловна Шульгина, в 1966 году ее прах перезахоронен на Левобережном кладбище. Сохранялся Придаченский погост до 1960-х годов. С началом строительства высотного здания проектного института могилы были снесены, надгробия исчезли, часть территории ушла под котлован, часть под сквер.

Священники

Из священников Придаченской Рождественской церкви сохранились упоминания об отце Петре, рапортовавшем в 1732 году епархиальному начальству о ветхости храма. Священник Герасим Андреев в 1777 был благочинным десяти церквей Воронежского уезда. В 1805 году в храме служили два священника - Стефан Архипов и Тимофей Смирнов, диаконом был Стефан Самбикин, были еще два дьячка и два пономаря. В приходе вместе с соседними деревнями числилось 415 домов, 2467 человек. В документах 1830-х годов упоминается весь причт: священник Феодор Чекалин, диакон Иаков Иванов сын Фомин да диакон Михаил Автономов сын Бондаренко.

В 1896 у церкви выстроена каменная одноэтажная школа, работы обошлись в пять тысяч рублей. По документам Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви служили: священник Михаил Иванович Скрябин, диакон Алексей Иванович Высоцкий, псаломщик-диакон Димитрий Васильевич Попов и псаломщик Иван Яковлевич Петров.

По Клировой ведомости 1911 года в храме значатся: священники Иоанн Михайлович Скрябин (с 1880 года) и Митрофан Романовский (с 1902 г.), дьякон Иоанн Баженов (с 1905 года), псаломщики Димитрий Тростянский (с 1900 года) и Иоанн Курбатов (с 1910 года). Старостой Рождественской церкви был крестьянин Николай Асьминин. Приход в самой Придаче насчитывал 548 домов и 2812 человек населения. Церкви принадлежало 78 десятин земли.

XX век

Жизнь общины и храма в первые десятилетия текущего столетия не стала достоянием гласности. Одно ясно: 1917 год оказался для церкви рубежным. 31 октября 1932 года облисполком утвердил протокол областной комиссии по церковным делам. Формулировку стоит привести целиком, не меняя безграмотного стиля и пунктуации: «Учитывая многочисленное ходатайство граждан слободы Придача высказавшихся 2215 человек и наказ избирателей о закрытии церкви и переоборудовании таковой под клуб-театр, на что райсовет имеет соответствующие средства и принимая во внимание имеющиеся две церкви одного направления, расположенные в 3 километрах, где верующие могут отправлять религиозные обряды, решение райсовета о закрытии церкви и переоборудовании последней под клуб-театр утвердить» . Упомянутые церкви «одного направления», которые осенью 1932 еще действовали, находились в слободе Монастырщенка и в селе Отрожка.

Клуб-театр, похоже, ненадолго задержался в церкви, если вообще был там открыт, а не выдвигался просто как повод для ее ликвидации. В предвоенные годы культовое сооружение использовалось под промышленные нужды. В 1941 году проводились капитальный ремонт и переоборудование здания под прядильную фабрику. Очевидно, результатом этого ремонта стало уничтожение верхних ярусов купола и колокольни, сводов трапезной и превращение оставшегося строения в промышленный цех. В мае 1944 года церковь упоминается в решении горсовета: ремонтная база Ne 31 освободила помещение хлопкопрядильной фабрики и его возвращали горпромкомбинату. Но обстоятельства изменились, и осенью 1944 года Рождественский храм использовался под общежитие военнопленными немцами, которые восстанавливали завод № 16.

Сейчас церковное здание занимает ремонтный завод «Автозапчасть» (улица Димитрова, 51). Не зная этого заранее, вряд ли кто сумеет рассмотреть за высоким забором остатки храма. Да и как узнать его в краснокирпичном ремонтном цехе; фотографировать цех не было смысла, представления о церкви снимок не даст. Изображений же той поры, когда храм Рождества Христова действовал и имел благолепный вид, не сохранилось. Из Страховой описи 1916 года известно лишь, что храм вместе с колокольней имел длину в 25 сажень (53 м), ширину 8 сажень 1 аршин (18 м), высоту - 5 сажень (10,5 м), колокольня в три с половиною яруса, ее высота до карниза - 14 сажень (30 м). Церковь венчал один купол о 12 окнах.

Церковь Рождества Христова на Придаче

Слобода Придача вошла в состав Воронежа не так давно, лет семьдесят назад. Ее имя сохранилось в памяти, к тому же оно упоминается в названиях рынка и товарной станции. Происхождение наименования слободы объясняется принадлежностью этой земли жителям города Воронежа. Первоначальный смысл был таков: придача - от «придать», то есть «добавить». Служилые казаки получили за рекой прибавочную, дополнительную землю к своим прежним владениям. Е.А. Болховитинов повествовал о ранней истории слободы следующее. Поселение на левом берегу реки Воронеж существовало с начала XVII века. В документах 1616 года есть упоминание о том, что размещенные на ногайском (левом) берегу реки для защиты крепости от татарских набегов казаки сбежали. Их место заняли «разных чинов» люди, поверстанные в однодворцы. За службу они получили земельные наделы. По сведениям за 1798 год, там насчитывалось 2168 человек, в ведомости значились приказные служители, посадские люди, мещане, однодворцы и экономические (государственные) крестьяне.

Во второй половине XVIII века на Придаче появились корпуса суконной мануфактуры, принадлежавшей известной далеко за пределами Воронежа семье промышленников Тулиновых. Каменные строения в приречной части целое столетие исправно производили грубое сукно для армейских мундиров и шинелей, то есть, как бы мы сейчас сказали, работали на государственный заказ. К моменту крестьянской реформы на Придаче насчитывалось 336 дворов, где проживали 2380 человек.

В 1857 году на фабрике (ее хозяином к этому времени стал наследник Тулиновых, Филипп Николаевич Вигель) произошло волнение работных людей. Из 650 казенных мастеровых 350 составляли женщины. Недовольные тяжелыми условиями труда, они отказались выходить к прядильным станам. Случилось не что иное, как забастовка, первая в Воронеже, и Придаче впору гордиться социальным приоритетом. Среди зачинщиц стачки документы выделяют работниц Екатерину Земцову и Анну Постухину. Работу фабрика уже не возобновила: в 1862 году мастеровых освободили от крепостной зависимости, и они не согласились остаться у Вигеля даже в качестве наемных рабочих.

Каменным корпусам не суждено было долго пустовать. Ф.Н. Вигель продал их военному ведомству, и в них разместились сначала арестантские роты, а потом дисциплинарный батальон. Эта штрафная воинская часть была известна во всей России своей жестокой дисциплиной. В 1905 году здесь вспыхнуло восстание. «18 ноября, во второй половине дня, город облетела весть о том, что восстал дисциплинарный батальон в пригороде Воронежа и слобода Придача, где находились казармы батальона, захвачена восставшими.

Придача находилась довольно далеко от центра города и соединялась с ним большим Чернавским мостом через реку Воронеж и дамбой длиной около полутора километров с несколькими мостами через протоки и небольшие водоемы. Последний мост находился возле самой Придачи, расположенной на слегка возвышенном месте», - это из воспоминаний участника революционного движения И.В. Шаурова (1964), нашего земляка. Выступление подавили силой, но батальон все же вскоре расформировали.

Читателям, надеюсь, стало ясно, что среди пригородных слобод Придача играла довольно заметную роль. Добавлю еще, что в 1909 году здесь проживали 5011 человек, имелось волостное правление с местной администрацией. В 1930 году Придача вошла в городскую черту Воронежа.

На Придаче ранее всех левобережных пригородных поселений появилась церковь. До строительства собственных храмов к ней были приписаны жители слобод Монастырщенки и деревни Отрожки. Деревянный храм во имя Рождества Христова возведен на Придаче примерно в 1680 году. Дважды он перестраивался - в 1745 и 1773 годах. Столетие для жизни деревянной церкви - срок вполне почтенный, поэтому неудивительно, что постройка обветшала, ей не помогал никакой ремонт. В 1785 году прихожане начали строить каменную церковь «в прежнее наименование», освятили ее 22 марта 1795 года.

Полвека спустя и этот храм придаченцам показался тесным и маловместительным. Новая каменная церковь «очень красивой архитектуры» была завершена к осени 1856 года. Храм стал многопрестольным: обширные концы слободы желали иметь персональных небесных покровителей и посвященные им празднества. В трапезной существовали приделы во имя евангелиста Иоанна Богослова и святого чудотворца Николая Мирликийского. В ряд с главным алтарем стали алтари приделов во имя преподобного Сергия Радонежского и святого великомученика Феодора Стратилата. Этот последний придел появился в 1880-е годы.

Грек Феодор, отличавшийся красотою, храбростью и умом, был воеводой и градоправителем Гераклеи Понтийской. Став приверженцем новой религии, он ревностно распространял христианство. Феодор подвергся гонениям со стороны царя Ликиния и после жестоких мучений был «усечен мечом» 8 февраля. Позднее, при византийском императоре Иоанне Цимисхии, в конце X века мощи святого перенесли в Константинополь и воздвигли в его честь великолепный храм. Родной город воеводы Евхаит был наименован Феодорополем. Святой Феодор Стратилат проходил по православным святцам как один из покровителей воинов.

Пригородная церковь, находившаяся в мастеровой слободе, и сама отличалась от воронежских: помимо 66 десятин земли ей принадлежали две кузницы и каменная лавка. Кстати, и улица, проходившая рядом, называлась Кузнечной. Доходы от промыслов шли на содержание причта, как и проценты с мизерного капитала в четыреста рублей. Вот уж действительно священник сельского прихода своей жизнью оправдывал народную поговорку: «С трудов праведных не наживешь палат каменных».

В церковной ограде были погребены протоиерей из Острогожска Андрей Федоров и старец Авраамий, перекрестившийся мусульманин-турок, замечательный своей строго подвижнической жизнью. Их могилы были целы в конце позапрошлого столетия. К северо-востоку от церкви, у развилки дорог на Отрожку и на Усмань, находилось Придаченское кладбище. В 1920-1930-е годы, когда в Воронеже закрылись Чугуновское и Новостроящееся кладбища и еще не действовало Коминтерновское, здесь хоронили всех горожан. В 1940 году на этом кладбище была погребена Христа ради юродивая Феоктиста Михайловна Шульгина, в 1966 году ее прах перезахоронен на Левобережном кладбище. Сохранялся Придаченский погост до 1960-х годов. С началом строительства высотного здания проектного института могилы были снесены, надгробия исчезли, часть территории ушла под котлован, часть под сквер.

Из священников Придаченской Рождественской церкви сохранились упоминания об отце Петре, рапортовавшем в 1732 году епархиальному начальству о ветхости храма. Священник Герасим Андреев в 1777 году был благочинным десяти церквей Воронежского уезда. В 1805 году в храме служили два священника - Стефан Архипов и Тимофей Смирнов, диаконом был Стефан Самбикин, были еще два дьячка и два пономаря. В приходе вместе с соседними деревнями числилось 415 домов, 2467 человек. В документах 1830-х годов упоминается весь причт: священник Феодор Чекалин, диакон Иаков Иванов сын Фомин да диакон Михаил Автономов сын Бондаренко.

В летописи епархии церковь отмечена в 1847 году: 16 февраля здесь торжественным и пышным молебном встречали прибывшего из Новочеркасска нового владыку, архиепископа Игнатия (Семенова). И второй случай: 6 декабря 1898 года оставшийся нам неизвестным ученик шестого класса Воронежской семинарии произнес проповедь в день тезоименитства Государя Императора. Событие это было бы вполне рядовым и не заслужившим упоминания, если бы не одно обстоятельство: проповедь сочинил выдающийся русский мыслитель Николай Федорович Федоров (1829-1903), живший в то время в нашем городе.

Автор предполагал, что его текст будет опубликован в «Воронежских епархиальных ведомостях», но этого не произошло. Известно лишь, что в проповеди речь шла об «умиротворении»: в августе 1898 года царское правительство выступило с инициативой европейского разоружения. Философ надеялся, что Николай II в наступающем году сможет сделать очередные шаги в избранном направлении. Кстати, из переписки Николая Федорова явствует, что в этот день он присутствовал на богослужении в храме. Церковь Рождества Христова на Придаче, таким образом, становится одним из мемориальных мест, связанных с именем великого россиянина.

В 1896 у церкви выстроена каменная одноэтажная школа, работы обошлись в пять тысяч рублей. По Клировой ведомости 1911 года в храме значатся: священники Иоанн Скрябин (с 1880 года) и Митрофан Романовский (с 1902 года), дьякон Иоанн Баженов (с 1905 года), псаломщики Димитрий Тростянский (с 1900 года) и Иоанн Курбатов (с 1910 года). Старостой Рождественской церкви был крестьянин Николай Асьминин. Приход в самой Придаче насчитывал 548 домов и 2812 человек населения.

Жизнь общины и храма в первые десятилетия текущего столетия не стала достоянием гласности. Одно ясно: 1917 год оказался для церкви рубежным. 31 октября 1932 года облисполком утвердил протокол областной комиссии по церковным делам. Формулировку стоит привести целиком, не меняя безграмотного стиля и пунктуации: «Учитывая многочисленное ходатайство граждан слободы Придача высказавшихся 2215 человек и наказ избирателей о закрытии церкви и переоборудовании таковой под клуб-театр, на что райсовет имеет соответствующие средства и принимая во внимание имеющиеся две церкви одного направления, расположенные в 3 километрах, где верующие могут отправлять религиозные обряды, решение райсовета о закрытии церкви и переоборудовании последней под клуб-театр утвердить». Упомянутые церкви «одного направления», которые осенью 1932 года еще действовали, находились в слободе Монастырщенка и в селе Отрожка.

Клуб-театр, похоже, ненадолго задержался в церкви, если вообще был там открыт, а не выдвигался просто как повод для ее ликвидации. В предвоенные годы культовое сооружение использовалось под промышленные нужды. В 1941 году проводились капитальный ремонт и переоборудование здания под прядильную фабрику. Очевидно, результатом этого ремонта стало уничтожение верхних ярусов купола и колокольни, сводов трапезной и превращение оставшегося строения в промышленный цех. В мае 1944 года церковь упоминается в решении горсовета: ремонтная база № 31 освободила помещение хлопкопрядильной фабрики и его возвращали горпромкомбинату. Но обстоятельства изменились, и осенью 1944 года Рождественский храм использовался под общежитие военнопленными немцами, которые восстанавливали завод № 16.

Сейчас церковное здание занимает ремонтный завод «Автозапчасть» (ул. Димитрова, 51). Не зная этого заранее, вряд ли кто сумеет рассмотреть за высоким забором остатки храма. Да и как узнать его в краснокирпичном ремонтном цехе; фотографировать цех не было смысла, представления о церкви снимок все равно не даст. Изображений же той поры, когда храм Рождества Христова действовал и имел благолепный вид, разыскать не удалось, поэтому его и нет среди иллюстраций к этой книге. Из Страховой описи 1916 года известно лишь, что храм вместе с колокольней имел длину в 25 сажень (53 м), ширину 8 сажень 1 аршин (18 м), высоту - 5 сажень (10,5 м), колокольня в три с половиною яруса, ее высота до карниза - 14 сажень (30 м). Церковь венчал один купол о 12 окнах.



Придаченская церковь в Воронеже — одна из самых старых, кирпичное здание — постройки далекого 1856 года. Если верить местной прессе, деревянный храм на этом месте был возведен в 1680 году и дважды (в 1745 и 1773 гг.) его обновляли и перестраивали, а в 1785 году в слободе Придача здесь же заложили каменную церковь. Так что возраст, на самом деле, у церкви солидный.

Этот старый храм на улице Димитрова, которая во времена его постройки носила название Кузнечной, имел раньше завершенный вид. Однако верхний ярус здания с куполом и колокольней снесли вскоре после закрытия церкви в первые годы советской власти. Как и многие религиозные сооружения в то время, храм Рождества Христова на Придаче использовался в культурно-производственных целях. О судьбе церкви Успения Пресвятой Богородицы на Ленинском проспекте в Воронеже полтора года назад я уже писал. В здании же этой церкви в 30-х годах прошлого века размещался клуб-театр. Затем помещение было отдано под прядильную фабрику.

В октябре 2015 года в соцсетях появились фотографии разрушения экскаватором апсиды храма. Буквально в течение одного-двух дней работы по сносу были приостановлены. А еще через некоторое время в местных СМИ написали, что старинная церковь на Димитрова и прилегающая к ней территория безвозмездно переданы строительной компанией в собственность Воронежской епархии.



Церковь Рождества Христова в пригородной слободе Придаче с приделами, в ряд с главным алтарем, по правую сторону - св. вмч. Феодора Стратилата, по левую - преп. Сергия, в трапезной - на правой стороне - апостола и евангелиста Иоанна Богослова, на левой - св. и чудотворца Николая, каменная, очень красивой архитектуры, с колокольнею, построена в 1856 г. на месте прежде бывшей, освящена 26 октября 1856 г.

Земли 66 дес.; причт получает % с 400 руб. капитала; церкви принадлежат две кузницы и одна каменная лавка.

В ограде, близ церкви, погребены Острогожского собора протоиерей Андрей Федоров и старец Авраамий, перекрещенный из турок, замечательный своей строго подвижнической жизнью. Прихожан 1860 душ муж. пола, в приходе еще деревня Отрожки. Первоначальными поселенцами слободы Придачи были казаки.

Церковь в слободе существовала с начала XVIII ст., так как в описи церквей Воронежской епархии в 1720 г. упоминается Рождественская церковь, что в Придаче. В 1732 г. при сей церкви был священник Петр и церковь, по его доношению, была уже ветха. В 1777 г. при преосвящ. Иоанникии в Рождественской церкви слободы Придачи был священник Герасим Андреев и он проходил должность благочинного и определен был на место священника Орлова Романа Ивановича, отказавшегося от должности «по одиночеству».

«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 2, Воронеж. Типография В.И. Исаева, 1884 г.

Всем привет. Как думаете, что это за развалина? Как ни странно, это бывшая церковь Рождества Христова. И к сожалению её собрались сносить. Да да, вроде бы эпоха, когда взрывали церкви канула в далёкое прошлое, но тем не менее. Но, обо всём поподробнее.

http://vmulder.livejournal.com/36418.html вот тут я изложил примерно её историю. Церковь хорошо потрепали, гады, аспиду и алтарную часть напрочь снесли.


Фото 2.

Ну а теперь, немного истории. До революции в этих местах располагалась Слобода Придача. Здесь во II половине XVIII века были построены суконные мануфактуры, принадлежащие промышленникам Тулиновым. После восстания рабочих в 1857 г. наследник Тулиновых Вигель продал эти земли военному ведомству и здесь располагался известный на всю округу дисбат.
Придача находилась довольно далеко от центра города и соединялась с ним большим Чернавским мостом через реку Воронеж и дамбой длиной около полутора километров с несколькими мостами через протоки и небольшие водоемы. Последний мост находился возле самой Придачи, расположенной на слегка возвышенном месте.
Среди пригородных слобод Придача играла довольно заметную роль. В 1909 году здесь проживали 5011 человек, имелось волостное правление с местной администрацией. В состав города слобода вошла только после революции в 1930 году.

Что же касается самой церкви, то церковь Рождества существовала с 1680 года, правда была она деревянная. За 100 лет она обветшала и на её месте в 1795 году построили каменную.


Фото 3.

Полвека спустя и этот храм придаченцам показался тесным и маловместительным. Новая каменная церковь «очень красивой архитектуры» была завершена к осени 1856 года. Храм стал многопрестольным: обширные концы слободы желали иметь персональных небесных покровителей и посвященные им празднества. В трапезной существовали приделы во имя евангелиста Иоанна Богослова и святого чудотворца Николая Мирликийского. В ряд с главным алтарем стали алтари приделов во имя преподобного Сергия Радонежского и святого великомученика Феодора Стратилата. Этот последний придел появился в 1880-е годы.

Грек Феодор, отличавшийся красотою, храбростью и умом, был воеводой и градоправителем Гераклеи Понтийской. Став приверженцем новой религии, он ревностно распространял христианство. Феодор подвергся гонениям со стороны царя Ликиния и после жестоких мучений был «усечен мечом» 8 февраля. Позднее, при византийском императоре Иоанне Цимисхии, в конце X века мощи святого перенесли в Константинополь и воздвигли в его честь великолепный храм. Родной город воеводы Евхаит был наименован Феодорополем. Святой Феодор Стратилат проходил по православным святцам как один из покровителей воинов.

Пригородная церковь, находившаяся в мастеровой слободе, и сама отличалась от воронежских: помимо 66 десятин земли ей принадлежали две кузницы и каменная лавка. Кстати, и улица, проходившая рядом, называлась Кузнечной. Доходы от промыслов шли на содержание причта, как и проценты с мизерного капитала в четыреста рублей. Вот уж действительно священник сельского прихода своей жизнью оправдывал народную поговорку: «С трудов праведных не наживешь палат каменных».
В 1896 у церкви выстроена каменная одноэтажная школа.


Фото 4.

В летописи епархии церковь отмечена в 1847 году: 16 февраля здесь торжественным и пышным молебном встречали прибывшего из Новочеркасска нового владыку, архиепископа Игнатия (Семенова). И второй случай: 6 декабря 1898 года оставшийся нам неизвестным ученик шестого класса Воронежской семинарии произнес проповедь в день тезоименитства Государя Императора. Событие это было бы вполне рядовым и не заслужившим упоминания, если бы не одно обстоятельство: проповедь сочинил выдающийся русский мыслитель Николай Федорович Федоров (1829-1903), живший в то время в нашем городе.

Автор предполагал, что его текст будет опубликован в «Воронежских епархиальных ведомостях», но этого не произошло. Известно лишь, что в проповеди речь шла об «умиротворении»: в августе 1898 года царское правительство выступило с инициативой европейского разоружения. Философ надеялся, что Николай II в наступающем году сможет сделать очередные шаги в избранном направлении. Кстати, из переписки Николая Федорова явствует, что в этот день он присутствовал на богослужении в храме. Церковь Рождества Христова на Придаче, таким образом, становится одним из мемориальных мест, связанных с именем великого россиянина.


Фото 5.

Улица Димитрова ранее называлась Большак или Большая дорога, по ней проходила тогдашняя "московская траса" и когда люди ехали с юга в Воронеж, то первое, что они видели была церковь Рождества Христова, чья 30 метровая колокольня возвышалась на фоне воронежских степей.
Несмотря на то, что эта церковь была своего рода визитной карточкой города, ни рисунков, ни фотографий старых не сохранилось. Есть лишь этот рисунок, найденный на БВФ и выполненный преподавателями ВГАСУ. И то, весьма абстрактно.


Фото 6.

После революции церковь закрыли. Её перестроили под клуб-театр, который долго не просуществовал и здание церкви было пущено под промышленные нужды. В 1941 году здание было переоборудовано под прядильную фабрику и был проведен капитальный ремонт здания. Верхние ярусы трапезной и колокольня были снесены. С мая 1944 года здание церкви использовалось как общежитие для пленных немцев, которые восстанавливали завод №16. После войны здание церкви служило цехом завода "Автозапчасть", в 90е-нулевые здесь располагался пункт приёма цветного металла.

Итак, перед нами остатки портика.


Фото 7.

А вот перед нами надгробье могилы купчихи Анкидиновой, почётной гражданки города Воронежа. Вот так совершенно небрежно могильная плита была просто выброшена. Хорошо хоть её не разбили на куски. Анкидиновы были в своё время известные придаченские купцы и меценаты. Их лавки располагались приблизительно на месте улицы Старых Большевиков.


Фото 8.


Фото 9.

Кстати сказать, рядом с церковью к северо-востоку от неё находилось Придаченское кладбище. На территории же самой церкви под оградой были погребены протоиерей из Острогожска Андрей Федоров и старец Авраамий, перекрестившийся мусульманин-турок, замечательный своей строго подвижнической жизнью. До революции их могилы были целы.
Придаченское кладбище продолжало существовать и после революции. В 1920-1930-е годы когда в Воронеже закрылись Чугуновское и Новостроящееся кладбища и еще не действовало Коминтерновское, здесь хоронили всех горожан.
В 1960-х годах здесь, на кладбище был построен проектный институт, могилы были снесены, а надгробия исчезли и на месте кладбища был вырыт котлован для строительства. Надгробье Анкидиновой - единственное, пожалуй, что напоминает нам о этом старом кладбище. Перед нами старое фото, сделанное мной в 2012 году.


Фото 10.

Недалеко от церкви найден вот такой вот пол. Что это и от чего он был - загадка.


Фото 11.


Фото 12.

Внезапно! Прямо на входе в "церковь" рельсы!


Фото 13.

Вот так они идут внутрь и заканчиваются слепо.


Фото 14.

Старые сводчатые окна


Фото 15.

Куски свисающей арматуры на фоне бизнес-центра, что стоит на кладбище.


Фото 16.

Старая арка, заложенная кирпичом.


Фото 17.


Фото 18.


Фото 19.


Фото 20.


Фото 21.


Фото 22.


Фото 23.

Ну диггер я или не диггер? Везде найду хабар.


Фото 24.


Фото 25.

Злобные местные собаки, которых кормит странная бабка.


Фото 26.


Фото 27.

Ну что, поднимаемся на второй этаж.


Фото 28.

Второй этаж напомнил мне небезызвестный завод "Красный Треугольник" в Питере.


Фото 29.

А вот и сапоги.


Фото 30.


Фото 31.

Вид сверху. Новый собственник решил всё сравнять с землёй.


Фото 32.


Фото 33.


Фото 34.


Фото 35.


Фото 36.

Внезапно удалось найти вот такой вот нежданчик - старые фрески, похороненные под слоем штукатурки, но чудом сохранившиеся. Сюда бы команду реставраторов, чтобы аккуратно сняли штукатурку и смогли бы восстановить роспись.


Фото 37.

Вот такой вот загадочный старец в плаще. Лица не видно.


Фото 38.

Ну и под конец - поднимемся на чердак.


Фото 39.


Фото 40.

Из интересностей найден вот этот клеймёный кирпич.


Фото 41.

Вот такая выдалась прогулка. Честно сказать, обидно, что этот своеобразный памятник разным эпохам будет снесён. Ощущается некая двуликость, вроде как эпоха, когда сносились церкви давно прошла, строится куча новых церквей, но эта церковь ничем не хуже остальных, но почему-то её решили снести. Честно сказать, те, кто её сносят на мой взгляд куда хуже и подлее самых упоротых большевиков 20-х - 30-х годов, что взрывали храмы и уничтожали усадьбы. Почему, да потому что те большевики были в основном из бедноты и не обладали каким либо культурно-историческим образованием. Да и церкви для них символизировали не культурное наследие, а пережиток ненавистной эпохи царизма и сносили они их часто даже из благих побуждений, на благо строительства коммунизма, искренне веря, что снося церковь или перестраивая её под промышленные нужды они строят новый мир.
Нынешние же власть и деньги имущие имеют доступ к любым источникам информации в виде интернета или же книг, достаточно образованы и юридически подкованы. Для них лучше снести "гнилую и неугодную историю", дабы создать слащавую ауру гламура, успеха и чистого города и при этом получить прибыль с бизнес-центров, нежели оставлять такие вот реликты и тем более их восстанавливать. Они, скорее всего, прекрасно знают, что это святая земля, что здесь было кладбище, что это была церковь, но юридически-то она не имеет никакого статуса памятника, а значит можно спокойно разрушать, ведь по закону всё чисто. И при этом они тоже ходят в церковь, потому что это модно! Вот такое лицемерие и холодный расчёт! Подобного лицемерия по городу полно. Когда уничтожили лестницу и бордюр из могильных плит, вместо того, чтобы из этих плит сделать какой-нибудь мемориал их просто куда-то убрали, нет истории, нет проблемы, нет греха, нет истории. Большинству конечно же пофиг, но есть краеведы, которые помнят всё.

Я надеюсь, что общественные активисты всё-таки смогут достучаться до нужных людей, которые смогут изменить всю абсурдность подобной ситуации и этот своеобразный памятник нескольким эпохам всё-таки оставят, а возможно и отреставрируют эту замечательную визитную карточку Придачи и город получит новую достопримечательность.

Оформлено с помощью «