Полный список психических заболеваний. Библиотека психологии Психические болезни описание

К одной из самых распространенных классификации всех существующих болезней относится МКБ-10. Именно в Международной классификации болезней десятого пересмотра приводиться самый полный список психических расстройств, диагностируемых врачами сегодня. В рубриках F00-F99 нашли отражения эти болезни. Каждая рубрика разделена на подрубрики, где в краткой форме изложены главные клинические аспекты заболеваний. Рассмотрим их более подробно.

Органические, включая симптоматические, психические расстройства

Причиной подобных нарушений являются органические заболевания. Это деменция различного генеза: , Пика, сосудистая деменция. Сюда же причислены нарушения ЦНС вследствие разрушительного действия ВИЛ, идиопатические деменции и деградация интеллекта на фоне длительного употребления алкоголя.

Для пациентов этой группы характерна инволюция интеллекта, снижение способностей мышления и постепенная потеря памяти, которые сопровождаются нарастающей эмоциональной лабильностью.

Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления

Здесь объединены изменения личности, вызванные злоупотреблением алкоголем, различными наркотиками (опиоидами, каннабиоидами, галлюциногенами), а также табаком, стимуляторами, снотворными веществами и . Отдельно выделяются симптомы острой интоксикации, синдром зависимости и состояние отмены.

Характерными чертами этой группы заболеваний является то, что присутствующие психические проблемы пациента не могут быть объяснены соматическими заболеваниями. Клиническая картина соответствует действию психоактивного вещества.

Шизофрения, шизотипическое и

Сюда входят все виды шизофрений (параноидная, гебефренная, кататоническая, недифференцированная) и осуществлено их разделение в соответствии с течением заболевания (оно может быть непрерывным, эпизодическим с нарастающим или стабильным дефектом). Кроме описываются и острые психозы. Главными симптомами психозов считаются бредовые идеи и галлюцинация.

(Аффективные) расстройства настроения

Эта группа включает и его различные вариации: эпизоды мании и депрессии, наличие психотических симптомов, циклотомии и дистимии.

Во время фазы мании присутствуют повышенные говорливость, физическая и сексуальная активность, общительность, возникает склонность к безрассудным поступкам. Депрессия же проявляется апатией, снижением полового влечения, нарушениями сна, исчезновением интереса к любым видам деятельности.

Невротические связанные со стрессом и соматоморфные расстройства

В рубрику входят все возможные фобии: (или страх открытого пространства), социальная фобия (человек ощущает навязчивые страхи, связанные с различными социальными ситуациями), специфические фобии (боязнь какого-то конкретного явления или предмета), а также панические, тревожные расстройства, ОКР (синдром навязчивых состояний), неврозы и ПТСР (возникает после воздействия сильных психотравмирующих стрессовых факторов).

Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами

Этим термином описываются психические проблемы, которые ведут кмсоматизации и сопровождаются нарушениями:

  • приема пищи (анорексией и );
  • сна (различные типы бессонницы, гиперсомния, кошмары);
  • половой функции (все нарушения неорганического происхождения).

Здесь собраны все нарушения характера и личности, которые не относятся к психотическим, но явно отклоняются от нормы (например, параноидное, шизоидное и диссоциальное расстройства, истерия, эмоциональная неустойчивость, излишняя тревожность).

Отдельно стоит выделить так называемые расстройства влечений: пироманию, клептоманию, зависимость от азартных игр. В эту же рубрику определены половые дисфункции.

Умственная отсталость

Она классифицируется в зависимости от возраста ребенка и уровня интеллекта на легкую, умеренную и тяжелую. Отдельно выделяют умственную отсталость неуточненной этиологии.

Расстройства психологического развития

Сюда причисляют:

  • нарушения речи (ребенок плохо понимает речь, имеет проблемы с артикуляцией и не умеет выражать свои мысли словами);
  • проблемы в развитии школьных навыков (ребенку трудно научится считать и читать);
  • двигательные расстройства (при отсутствии неврологической патологии наблюдаются нарушения координации и моторных функций);
  • аутизм (проявляется до 3 лет в социальных и коммуникативных проблемах);
  • синдром Ретта (также причисляется к аутистическим расстройствам).
  • Алкоголизм, наркомания . Лечение проводится в наркологических диспансерах и больницах, в специализированных отделениях и палатах психиатрических больниц врачами-наркологами и психиатрами. Задачами лечения являются снятие абстинентного синдрома, последствий интоксикации, подавление влечения, создание невозможности (сенсибилизация, условно-рефлекторное отвращение) употреблять спиртное, наркотики, психотерапевтическая переориентация, гипнотерапия.
  • Амнестический (корсаковский) синдром - расстройство памяти . Наблюдается при органических поражениях мозга, вызванных интоксикациями, травмами, инфекциями, алкогольным полиневритическим психозом (корсаковский психоз), опухолями, инсультами.
  • Аффективные синдромы - депрессии и мании
  • Бред овые синдромы. Бред-это ложные, абсолютно некорригируемые, обусловленные болезненными причинами суждения, возникающие без адекватных внешних поводов. Бред наблюдается при шизофрении, органических, сосудистых и атрофических заболеваниях ЦНС, эпилепсии, психогенных, симптоматических и других психозах.
  • Галлюцинаторный синдром (галлюцинации ). в течение достаточно продолжительного времени проявляется почти исключительно обильными галлюцинациями и протекает без нарушения сознания. Возникает при шизофрении, органических и сосудистых заболеваниях ЦНС, симптоматических психозах, интоксикациях, эпилепсии. Различают слуховой, зрительный и тактильный (ощущение ползания под кожей червей, насекомых, микробов) галлюцинозы.
  • Дефект психический - слабоумие, маразм
  • Интоксикационные психозы - возникают в результате острого или хронического отравления промышленными или пищевыми ядами, химическими веществами, применяемыми в быту, наркотиками, лекарственными средствами. Интоксикационные психозы могут быть острыми и протрагированными.
  • Истерический синдром, истерика . Отличительной чертой истерической симптоматики является театральность, демонстративность проявлений. Их возникновение нередко сопровождается бурным, обычно неадекватным силе психогенного раздражителя выражением чувств и чрезмерной аффектацией - истерическим припадком, который длится от нескольких минут до нескольких часов и характеризуется разнообразными двигательными проявлениями
  • Кататонические синдромы - протекают с преобладанием двигательных нарушений - ступора или возбуждения, нередко сменяющих друг друга.
  • Маниакально-депрессивный психоз - (МДП) циркулярный психоз, циклофрения, - заболевание, проявляющееся периодическими маниакальными и депрессивными состояниями (фазами), обычно разделенными интермиссиями; не приводит к формированию психического дефекта.
  • Навязчивые состояния (обсессии) характеризуются непроизвольным и непреодолимым возникновением мыслей, представлений, сомнений, страхов, влечений, двигательных актов.
  • Неврозы - наиболее распространенный вид психогений (болезненных состояний, обусловленных воздействием психотравмирующих факторов); они характеризуются парциальностью психических расстройств (навязчивые состояния, истерические проявления и др.), критическим отношением к ним, сохранностью сознания болезни, наличием соматических и вегетативных нарушений.
  • Олигофрения - врожденное или рано приобретенное слабоумие, выражающееся в недоразвитии интеллекта и психики в целом. Олигофрения - не прогредиентный процесс, а следствие перенесенной болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам. Олигофрения нередко сопровождаются пороками физического развития.
  • Помрачение сознания - затрудненное восприятие окружающего, нарушенная ориентировка в месте и времени; неспособность к связному мышлению; полное или частичное выпадение из памяти периода помраченного сознания.
  • Пресенильные (предстарческие, инволюционные)психозы - группа психических заболеваний, манифестирующих в возрасте 45-60 лет, протекающих в форме либо депрессии (инволюционная меланхолия), либо бредового психоза паранойяльной пли парафренной структуры (инволюционный параноид).
  • Психоорганический синдром - состояние психической слабости, обусловленное органическим поражением головного мозга (вследствие травм, интоксикаций, инфекций, сосудистых и других заболеваний).
  • Психопатии - стойкие врожденные особенности склада личности, препятствующие полноценной адаптации к среде. Выделяют также приобретенные психопатические состояния вследствие органических поражений ЦНС и других заболеваний.
  • Реактивные психозы - наряду с неврозами составляют группу психогенных заболеваний, т. е. обусловлены психической травмой. Для них характерно соответствие содержания психопатологических проявлений травмирующему фактору и исчезновение их после ликвидации причины.
  • Симптоматические психозы - Острые симптоматические психозы обычно протекают с явлениями помрачения сознания; протрагированные формы проявляются в виде психопатоподобных депрессивно-параноидных, галлюцинаторно-параноидных состояний, а также стойкого психоорганического синдрома.
  • Травматическая энцефалопатия. Обусловлена дегенеративными, дистрофическими, атрофическими и Рубцовыми изменениями мозговой ткани вследствие травмы. Сроки появления, характер и степень выраженности нервно-психических расстройств при этом зависят от тяжести и локализации травмы, возраста пострадавшего, эффективности лечения и других факторов.
  • Шизофрения - Этиология, патогенез шизофрении недостаточно изучены. Важную роль играют конституционапьно-генетические факторы, а также пол и возраст больных. Наиболее тяжелые формы заболевания встречаются преимущественно у мужчин, менее выраженные - у женщин. Шизофрения, начавшаяся в юношеском возрасте, протекает более злокачественно, чем у взрослых. Лечение пожизненное, медикаментозное.

Психомоторные расстройства - общее название нарушений произвольных движений, мимики и пантомимики.

1. Симптомы психомоторных расстройств

Под психомоторикой понимают совокупность сознательно управляемых двигательных действий. Симптомы психомоторных расстройств могут быть представлены:

1. Затруднением, замедлением выполнения двигательных актов (гипокинезии) и полной обездвиженностью (акинезией):

a. каталепсия, восковая гибкость , при которых на фоне повышенного мышечного тонуса у больного возникает способность сохранять на длительное время приданную позу;

b. симптом воздушной подушки , относящийся к проявлениям восковой гибкости и выражающийся в напряжении мышц шеи, при этом больной застывает с поднятой над подушкой головой;

c. симптом капюшона , при котором больные лежат или сидят неподвижно, натянув одеяло, простынь или халат на голову, оставив открытым лицо;

d. пассивная подчиняемость состояния , когда у больного не возникает сопротивление изменениям положения его тела, позы, положения конечностей, в отличие от каталепсии тонус мышц не повышен;

e. негативизм , характеризующийся немотивированным сопротивлением больного действиям и просьбам окружающих. Выделяют пассивный негативизм, который характеризуется тем, что больной не выполняет обращенную к нему просьбу, при попытке поднять с постели сопротивляется напряжением мышц; при активном негативизме больной выполняет противоположные требуемым действия.

f. мутизм (молчание) - состояние, когда больной не отвечает на вопросы и даже знаками не дает понять, что он согласен вступить в контакт с окружающими.

2. Симптомами двигательного возбуждения или неадекватностью движений:

a. импульсивность , когда больные внезапно совершают неадекватные поступки, убегают из дома, совершают агрессивные действия, нападают на других больных и т. д.;

b. стереотипии - многократное повторение одних и тех же движений;

c. эхопраксия - повторение жестов, движений и поз окружающих;

d. парамимия - несоответствие мимики больного поступкам и переживаниям;

e. эхолалия - повторение слов и фраз окружающих;

f. вербигерация - повторение одних и тех же слов и фраз;

g. миморечь, мимоговорение - несоответствие по смыслу ответов задаваемым вопросам.

2. Расстройства речи

1. Заикание - затруднение в произношении отдельных слов или звуков, сопровождающееся нарушением плавности речи.

2. Дизартрия - смазанная, запинающаяся речь. Затруднения при правильной артикуляции звуков. При прогрессивном параличе речь у больного бывает настолько нечеткой, что говорят, что у него “каша во рту”. Для выявления дизартрии больному предлагают произнести скороговорки.

3. Дислалия - косноязычие - расстройство речи, характеризующееся неправильным произношением отдельных звуков (пропуски, замена другим звуком или его искажение).

4. Олигофазия - обеднение речи, малый запас слов. Олигофазия может наблюдаться у больных эпилепсией после припадка.

5. Логоклония - спастическое многократное повторение отдельных слогов слова.

6. Брадифазия - замедление речи как проявление заторможенности мышления.

7. Афазия - нарушение речи, характеризующееся полной или частичной утратой способности понимать чужую речь или пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей, обусловленное поражением коры доминантного полушария головного мозга, при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.

8. Парафазия - проявления афазии в виде неправильного построения речи (нарушение порядка слов в предложении, замена отдельных слов и звуков другими).

9. Акатофазия - нарушение речи, употребление сходных по звучанию, но не подходящих по смыслу слов.

10. Шизофазия - разорванная речь, бессмысленный набор отдельных слов, облеченных в грамматически правильно построенное предложение.

11. Криптолалия - создание больным собственного языка или особого шрифта.

12. Логорея - неудержимость речи больного, сочетающаяся с ее быстротой и многословием, с преобладанием ассоциаций по созвучию или контрасту.

3. Синдромы двигательных расстройств

Двигательные расстройства могут быть представлены ступорозными состояниями, двигательным возбуждением, различными навязчивыми движениями, действиями и припадками.

1. Ступор - полная обездвиженность с мутизмом и ослабленными реакциями на раздражение, в том числе болевое. Выделяют различные варианты ступорозных состояний: кататонический, реактивный, депрессивный ступор .

a. Кататонический ступор , развивающийся как проявление кататонического синдрома и характеризующийся пассивным негативизмом или восковой гибкостью или (в наиболее тяжелой форме) резкой мышечной гипертонией с оцепенением больного в позе с согнутыми конечностями. Находясь в ступоре, больные не вступают в контакт с окружающими, не реагируют на происходящие события, различные неудобства, шум, мокрую и грязную постель. Они могут не пошевелиться, если случаются пожар, землетрясение или какие-то другие экстремальные события. Больные обычно лежат в одной позе, мышцы напряжены, напряжение чаще начинается с жевательной мускулатуры, затем спускается на шею, позднее распространяется на спину, руки и ноги. В этом состоянии отсутствует эмоциональная и зрачковая реакция на боль. Симптом Бумке - расширение зрачков на боль - отсутствует.

b. Ступор с восковой гибкостью , при котором, кроме мутизма и обездвиженности, больной длительное время сохраняет приданную позу, застывает с поднятой ногой или рукой в неудобной позе. Часто наблюдается симптом Павлова: больной не реагирует на вопросы, заданные обычным голосом, но отвечает на шепотную речь. По ночам такие больные могут вставать, ходить, приводить себя в порядок, иногда есть и отвечать на вопросы.

c. Негативистический ступор характеризуется тем, что при полной обездвиженности и мутизме любая попытка изменить позу больного, поднять его или перевернуть вызывает сопротивление или противодействие. Такого больного трудно поднять с постели, но, подняв, невозможно снова уложить. При попытке ввести в кабинет больной оказывает сопротивление, не садится на стул, но усаженный не встает, активно сопротивляется. Иногда к пассивному негативизму присоединяется активный. Если врач протягивает ему руку, он прячет свою за спину, хватает пищу, когда ее собираются унести, зажмуривает глаза на просьбу открыть, отворачивается от врача при обращении к нему с вопросом, поворачивается и пытается говорить, когда врач уходит и т. д.

d. Ступор с мышечным оцепенением характеризуется тем, что больные лежат во внутриутробной позе, мышцы напряжены, глаза закрыты, губы вытянуты вперед (симптом хоботка). Больные обычно отказываются от еды и их приходится кормить через зонд или проводить амиталкофеиновое растормаживание и кормить в то время, когда проявления мышечного оцепенения уменьшатся или исчезнут.

e. При депрессивном ступоре при почти полной обездвиженности для больных характерно депрессивное, страдальческое выражение лица. С ними удается вступить в контакт, получить односложный ответ. Больные в депрессивном ступоре редко бывают неопрятны в постели. Такой ступор может внезапно смениться острым состоянием возбуждения - меланхолическим раптусом, при котором больные вскакивают и наносят себе повреждения, могут разорвать рот, вырвать глаз, разбить голову, разорвать белье, могут с воем кататься по полу. Депрессивный ступор наблюдается при тяжелых эндогенных депрессиях.

f. При апатическом ступоре больные обычно лежат на спине, не реагируют на происходящее, тонус мышц понижен. На вопросы отвечают односложно с большой задержкой. При контакте с родственниками реакция адекватная эмоциональная. Сон и аппетит нарушены. Бывают неопрятны в постели. Апатический ступор наблюдается при затяжных симптоматических психозах, при энцефалопатии Гайе-Вернике.

2. Психомоторное возбуждение - психопатологическое состояние с выраженным усилением психической и двигательной активности. Выделяют кататоническое, гебефреническое, маниакальное, импульсивное и другие варианты возбуждения.

a. Кататоническое возбуждение проявляется манерными, вычурными, импульсивными, некоординированными, иногда ритмичными, однообразно повторяющимися движениями и говорливостью, вплоть до бессвязности. Поведение больных лишено целенаправленности, импульсивно, однообразно, наблюдается повторение действий окружающих (эхопраксия). Мимика не соответствует каким-либо переживаниям, отмечается вычурное гримасничанье. Выделяют люцидную кататонию , при которой кататоническое возбуждение сочетается с другими психопатологическими симптомами: бредом, галлюцинациями, психическими автоматизмами, но без помрачения сознания, и онейроидную кататонию, характеризующуюся онейроидным помрачением сознания. Импульсивное возбуждение характеризуется неожиданными, внешне немотивированными поступками больных - внезапно вскакивают, куда-то бегут, с бессмысленной яростью нападают на окружающих

b. Гебефреническое возбуждение проявляется нелепо-дурашливым поведением (гримасничанье, кривляние, немотивированный смех и т.д.). Больные прыгают, скачут, передразнивают окружающих. Настроение чаще повышенное, но веселость может быстро сменяться плачем, рыданиями, циничной бранью.

c. Маниакальное возбуждение проявляется повышенным настроением и самочувствием, характеризующимся выразительной мимикой и жестами, ускорением ассоциативных процессов и речи, усиленной, часто беспорядочной деятельностью. Каждое действие больного носит целенаправленный характер, но так как быстро меняются побуждения к деятельности и отвлекаемость, то ни одно действие не доводится до конца, поэтому состояние производит впечатление хаотического возбуждения.

Предлагаем вам ознакомиться с самыми необычными психологическими синдромами. Многие из них получили свои названия благодаря нашим любимым с детства сказкам, милым сердцу фильмам, знаменитым писателям.

Синдром дефицита внимания (СДВ)


Megan/Flickr.com

Человек, страдающий СДВ, невнимателен, нетерпелив, ему очень сложно сконцентрироваться на чём-либо.

Бороться с СДВ достаточно сложно, но вполне возможно. О том, как это сделать, читайте .


Chris/Flicker.com

Данный синдром назван в честь утят из-за того, что утёнок принимает за мать любого, кого увидел сразу после рождения. Мамой утёнок может считать даже неодушевлённый объект.

У людей синдром утёнка проявляется следующим образом: увидев что-то впервые, человек априори начинает считать это что-то самым лучшим. А на самом деле всё может быть ровно наоборот.

Для того чтобы избавиться от синдрома утёнка, не следует принимать всё на веру. Развивайте в себе критическое мышление, анализируйте, не будьте слишком самоуверенны и не делайте поспешных выводов.


Courtney Dirks/Flickr.com

Все мы знаем, что:

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Но, несмотря на это, большинство из нас хватается за уйму дел сразу и в конечном итоге не может ни одно довести до конца нормально. А если подумать, сколько нервов мы на это тратим и сколько бессонных ночей проводим в попытках успеть всё и сразу, то становится страшно. О том, как нормально справляться с делами и не погружать себя в пучину многозадачности, вы можете узнать .

Синдром монаха на три дня


is a belle/Flickr.com

Суть данного синдрома: вы не можете завершить начатое. Неважно что - тренировки, курсы иностранных языков, какой-то проект или что-либо ещё. Даже неважно, сколько времени вы потратили на это дело раньше: дни, недели, месяцы и даже годы - в один совсем не прекрасный момент всё это летит к чёрту.

Будет очень обидно, если вы прекратите заниматься важным для вас делом по причине своей лени, собственной неорганизованности или просто потому, что вы мастер придумывать отговорки, правда? О том, как всегда заканчивать начатое и перестать быть «монахом на три дня», вы узнаете .


sumboid/Flickr.com

Вроде не бездельники и могли бы жить. Им бы понедельники взять и отменить.

Андрей Миронов

Любой взрослый человек, даже ответственный и организованный, хотя бы раз сталкивался с этим синдромом. Оказывается, чтобы избежать «понедельникового» синдрома, необходимо задать себе правильный темп в начале дня. О том, как это сделать, читайте .


Lajpal_Kaur/Flickr.com

Ещё один синдром, названный в честь произведения Льюиса Кэрролла. По-научному данный синдром именуется «микропсия» и «макропсия». Человек, страдающий синдромом Алисы в стране чудес, искажённо воспринимает реальность: окружающие предметы будут казаться ему гораздо меньше или гораздо больше, чем они есть на самом деле.

Подобно героине Алисе, люди, страдающие этим синдромом, не будут понимать, где реальность, а где их искажённое восприятие.

Чаще всего данный синдром может сопутствовать мигрени, но может также возникнуть под воздействием различных психотропных препаратов.


Dustin Gaffke/Flickr.com

Это психическое расстройство, которое сопровождается учащённым сердцебиением, головокружением и галлюцинациями. Проявляется данный синдром тогда, когда человек, им страдающий, оказывается в местах скопления произведений изобразительного искусства: в музеях и картинных галереях. Также синдром Стендаля может вызывать чрезмерная красота природы.

Стендаль в своей книге «Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио» описал первое проявление этого синдрома, который впоследствии и получил своё название в честь известного французского писателя.

Флоренция, Венеция, Рим и Стамбул - города, в которых чаще всего активизируется синдром Стендаля.


shelby gill/Flickr.com

Люди, страдающие данным синдромом, стремятся изолировать себя от общества, пренебрежительно относятся к себе самому, невероятно скупы и тяготеют к коллекционированию различного хлама.

Яркий пример - Плюшкин из поэмы «Мёртвые души» Гоголя.

Назван синдром в честь древнегреческого философа Диогена, который, согласно легенде, жил в бочке. Однако Диоген не собирал всякий хлам и не избегал человеческого общения, поэтому ряд исследователей считает целесообразным переименовать данный синдром в синдром Плюшкина.

Синдром Амели


Кадр из фильма «Амели»

В чём суть этого синдрома, догадываются все, кто смотрел картину французского кинорежиссёра Жан-Пьера-Жёне «Амели».

Люди, страдающие этим синдромом, периодически впадают в детство, любят наблюдать за незнакомыми людьми и делать им сюрпризы, расклеивают по городу разнообразные объявления и поздравления - в общем, перечислять можно долго и всё равно не перечислить всего, так что просто всем советую посмотреть данный фильм.


wavebreakmedia/Shutterstock.com

Синдром Адели, или любовное помешательство - страстное безответное любовное чувство.

Синдром получил своё название благодаря Адели Гюго, дочери знаменитого французского писателя Виктора Гюго.

Адель была очень красивой и одарённой девушкой, но на её психическое здоровье очень повлияла смерть старшей сестры. Позже девушка познакомилась с английским офицером Альбертом и влюбилась в него без памяти. Но влюбилась безответно: Альберт не ответил девушке взаимностью.

Она преследовала Альберта, врала всем сначала о помолвке, а потом и о женитьбе с ним. Расстроила помолвку офицера с другой девушкой и распускала слухи о том, что родила от него мертворожденного ребёнка. Конец у истории печальный: остаток жизни Адель провела в психиатрической больнице.

Несмотря на то, что всё это кажется невероятным и сильно преувеличенным, подобным синдромом страдают многие девушки и юноши.

Вряд ли можно выявить конкретные способы, которые помогут бороться с таким пагубным чувством, которое засасывает человека, подобно чёрной дыре. Просто всегда следует помнить, что «Не бывает любви несчастной…», и найти в себе силы и гордость, чтобы отказаться от человека, которому вы не нужны.


zeondp/Flickr.com

Этим синдромом страдают многие молодящиеся люди, которые способны бросить все силы, деньги и собственное время на погоню за внешней молодостью и красотой. Это становится для них главной целью в жизни.

Этот синдром знаком читателям по роману Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».

Данный синдром нередко самым негативным образом сказывается на психике человека и ведёт к другим психическим расстройствам.

Синдром Капгра


ℓyts/Flickr.com

Данный синдром ещё называют «бред отрицательного двойника». Подверженный данному синдрому человек уверен, что в близких ему людей вселился их двойник. Не исключает человек и такую возможность, что и в него вселился двойник, и приписывает «второму я» все негативные поступки, которые совершает самостоятельно.


Eugene Parmon/Flickr.com

…или патологическая ревность. Страдающий данным синдромом человек постоянно ревнует свою возлюбленную / своего возлюбленного, даже если у него совсем нет никаких оснований и поводов.

От этого синдрома сходят с ума: люди постоянно следят за объектом своей любви, у них нарушен сон, они не могут нормально есть, постоянно нервничают и не могут думать ни о чём, кроме того, что им якобы изменяют.

Ангедония

Это не синдром, но ввиду важности ангедонию тоже стоит включить в данный список.


Pete Pahham/Shutterstock.com

Ангедония - диагноз отсутствия радости.
Антивоенная армия, антипожарный огонь.
Янка Дягилева

Ангедония - снижение или утрата способности получать удовольствие. У человека, страдающего ангедонией, утрачивается мотивация к деятельности, которая способна приносить удовольствие: спорту, путешествиям, любимому хобби.

Лечат ангедонию продолжительным сном и здоровым питанием, процесс реабилитации также включает в себя посещение различных заведений и мероприятий, которые должны вызвать у человека положительные эмоции. В тяжёлых случаях применяют медикаментозное лечение.


Kevin Hamm/Flickr.com

Все дети, кроме одного-единственного на свете ребёнка, рано или поздно вырастают.
Джеймс Барри «Питер Пэн»

Люди, страдающие синдромом Питера Пэна, ни в коем случае не хотят взрослеть, и совсем не важно, сколько им лет - 20, 30, 40…

Таких людей называют кидалтами (взрослыми детьми).

Синдром взрывающейся головы


ahhhlicia/Flickr.com

Засыпая или просыпаясь, человек может услышать громкий звук, который можно сравнить с выстрелом или криком дикого зверя. У него будет складываться ощущение, что его голова разрывается.

Синдром взрывающейся головы очень часто является следствием бешеного ритма жизни, перманентной усталости, большой загруженности делами и заботами. Чтобы справиться с данным синдромом, человеку нужен полноценный отдых, в идеале - отдых на пару дней или даже недель.


viktoria/Flickr.com

По-научному данный синдром называется синдромом Клейне - Левина. Страдающим данным синдромом присуща чрезмерная сонливость (18 часов сна, а иногда и того больше), а если им не давать спать, они становятся раздражительными и агрессивными.


Alexander Raths/Shutterstock.com

Подверженный данному синдрому постоянно симулирует различные болезни, а потом ищет медицинской помощи. Страдающие этим синдромом, как правило, умны, изобретательны и находчивы, обладают обширными познаниями в области медицины.


Brent Hofacker/Flickr.com

Чрезмерное увлечение изысканной и, как правило, дорогостоящей едой. Синдром этот не опасен для жизни и здоровья человека, но вот для кошелька он достаточно плачевен.

А какие необычные синдромы знакомы вам? Делитесь в комментариях.

К понятию психологический синдром относят комплекс клинических признаков, определяющих душевные переживания человека, не выходящие за пределы его психологического здоровья, то есть не характеризующихся психопатологическими отклонениями. Однако любой психологический синдром может служить отправной точкой для развития подобных расстройств.

Некоторые из основных психологических синдромов

Один из наиболее распространенных – синдром психологического (эмоционального) выгорания – относительно новое для современной психологии явление, которое было впервые использовано Гербертом Фрейденбергером в 1974 году. Синдром характеризуется постепенно набирающим силы, эмоциональным истощением, вследствие профессиональной деятельности, что может значительно изменить психологический облик человека в окружающем социуме, вплоть до серьезных когнитивных искажений.

Когнитивное искажение – психологический термин, означающий систематические нарушения мышления человека в рамках созданной им самим субъективной реальности, что кардинальным образом определяет его социальное поведение.

Человек создает свое индивидуальное понятие окружающего мира, по законам которого живет, что приводит к ошибкам в выводах и суждениях, нелогичности и иррациональности поведения.

Прежде всего, синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – реакция организма на длительное воздействие стрессов, возникающих в рамках трудовой деятельности человека. Это – затяжной процесс потери эмоциональной и физической удовлетворенности сотрудника к исполнению своих трудовых задач, выражающееся в умственном истощении, потере инициативности и личной отстраненности от работы и коллектива.

В патогенезе СЭВ скрыта защитная составляющая реакции организма на постоянные психологические микротравмы – стрессы, возникающие в течение трудового дня. При регулярном повторении стрессовых ситуаций, психика адаптируется к ним, путем снижения уровня ответной реакции, снижая и дозируя расходы эмоциональной энергии.

Распространение синдрома психического выгорания

От 30% до 90% трудоспособного населения всех профессий подвержены появлению признаков синдрома. Особенно часто страдают врачи, педагоги, психологи, психиатры, спасатели, работники правоохранительных органов. Около 80% среди общего количества врачей психиатров и наркологов имеют все симптомы СЭВ, выраженные в той или иной степени. Из этого количества, около 8% – резко выраженные признаки, часто переходящие в различные расстройства психопатологической или психовегетативной симптоматики.

Более трети сотрудников уголовно-исполнительной системы подвержены профессиональному выгоранию, особенно те, кто имеют непосредственный контакт с осужденными.

Таким образом, наблюдается прямая зависимость между эмоциональной тяжестью трудового процесса и количеством случаев проявления СЭВ.

Этиологические факторы синдрома психологического выгорания

Роль основной причины синдрома играет душевное переутомление сотрудника в результате регулярного исполнения рутинных трудовых обязанностей, связанных с негативными эмоциями, получаемыми в процессе.

Определена четкая взаимосвязь между проявлением СЭВ-симптоматики и характером профессиональной деятельности – чем сильнее работа сопряжена с ответственностью за жизнь и здоровье, тем больше вероятность отклонения.

Еще одним располагающим фактором являются: строгий режим работы и частые, насыщенные эмоциями контакты с окружающими. Подобная стрессогенность характерна для психиатров и психотерапевтов – общение с пациентами длится многие часы и повторяется много лет к ряду, причем пациенты, как правило, люди с тяжелой судьбой, проблемные дети, жертвы катастроф, преступники, рассказывающие о своих самых скрытых мыслях и тайных желаниях. Ситуация осложняется в случае слишком честного, деликатного и скрупулезного отношения к своей работе. Специалисты, относящиеся к проблемам пациентов весьма посредственно, могут трудиться десятилетиями, безо всяких психологических отклонений.

Ключевая особенность СЭВ – несоответствие между желаниями сотрудника и обязательными требованиями рабочего процесса: серьезная нагрузка, недостаток понимания со стороны коллег, ханжеское отношение руководства, маленькая заработная плата, отсутствие оценки выполненной работы, невозможность поступить по-своему, боязнь получения штрафных санкций, отсутствие семейного благополучия.

Диагностика синдрома психологического выгорания

Современная психология выделяет приблизительно сотню клинических признаков, связанных с СЭВ, причем, проявляемых на фоне других сходных отклонений: синдрома длительных психологических нагрузок, синдрома хронической усталости, которые очень часто сопряжены синдромом выгорания.

СЭВ характеризуется тремя основными этапами поведения человека на рабочем месте:

  • I этап. Период повышенного внимания к своей работе. Человек поглощен своей работой, старается систематизировать повторяющиеся алгоритмы профессиональной деятельности, не думает о собственных потребностях, часто о них забывая. Такое отношение к своим профессиональным обязанностям, как правило, длится первые несколько месяцев после трудоустройства. Далее наступает физическое и эмоциональное истощение, определяемое как перенапряжение, физическая усталость, которая не проходит даже на утро,
  • II этап. Личностная отстраненность. Ни положительные, ни отрицательные явления не вызывают эмоциональной реакции, профессиональная деятельность становится рутиной и выполняется автоматически. Пропадает интерес к проблемам клиента и само его присутствие вызывает раздражение,
  • III этап. Комплекс потери собственной эффективности, снижение профессиональной самооценки. Рабочий день начинает тянуться невыносимо долго, не принося никакого удовлетворения от проделанной работы. На третьем этапе сильно страдают профессиональные навыки и опыт.

За третьим этапом следует, как правило, увольнение. Если по каким-то причинам это невозможно, и человеку приходится продолжать ненавистную трудовую деятельность – велика вероятность психопатологических расстройств и социальных проблем.

Современная наука выделяет 5 основных групп симптоматики синдрома психического выгорания, отражающихся во всех областях деятельности человека:

  • Физические симптомы. Усталость, быстрая утомляемость, физическое истощение, бессонница, одышка, тошнота, головокружение, гипертония, дерматиты, нарушения в работе сердечно-сосудистой системы.
  • Эмоциональные симптомы. Снижение или полное отсутствие эмоциональных реакций, пессимизм, черствость, ощущение безысходности, безнадежности, агрессивность, тревожное беспокойство, невозможность сосредоточиться, чувство вины, истерии, безликость.
  • Поведенческие симптомы. Усталость на рабочем месте, потеря аппетита, стремление меньше двигаться, оправдание табакокурения, алкоголизм, применение лекарств, раздраженность.
  • Интеллектуальное состояние. Потеря интереса к инновациям в профессиональной деятельности, скука, тоска на рабочем месте, пропадание интереса к жизни, формальное выполнение рабочих процессов.
  • Социальные симптомы. Отсутствие социальной активности, нежелание скрасить свой досуг, отказ от увлечений, хобби, скупые отношения в семейном кругу, жалобы на непонимание со стороны окружающих и недостаток поддержки.

Лечение и профилактика синдрома психологического выгорания

Профилактические и реабилитационные действия при СЭВ идентичны, они должны быть направлены на снятие напряжения, повышение мотивации к труду, чаши весов затраченного труда и вознаграждения за него должны быть выравнены.

При появлении первых признаков синдрома, обязательно должен быть повышен организационный уровень труда, улучшен характер взаимоотношений с коллегами (межличностный уровень) и изучены индивидуальные особенности сотрудника.

  • краткосрочное и долгосрочное планирование предстоящей работы,
  • использование обязательных перерывов в работе,
  • овладение навыками саморегуляции (релаксация на фоне положительной внутренней речи),
  • стремление к профессиональному развитию,
  • широкий контакт с представителями смежных служб, что дает эффект востребованности и препятствует замыканию в себе,
  • избегание лишней конкуренции,
  • эмоциональное общение с коллегами,
  • поддержка физической формы, закаливание здоровья,
  • обучение объективному расчету своих нагрузок,
  • регулярное переключение с одного вида деятельности на другой,
  • максимальное игнорирование конфликтов на рабочем месте,
  • не стремиться выделяться и быть лучше других в любых ситуациях.

(не совсем корректно использовать термин «Болезнь Дауна») – генетическое отклонение, характеризующееся повышенным количеством хромосомного набора у человека – 47, вместо 46. Лишняя хромосома хранится среди 21-ой пары, что дало синдрому еще одно название – трисомия.

Благодаря английскому врачу Джону Дауну, который в 1866 году систематизировал связь между лишней хромосомой и специфической симптоматикой проявления патологии, синдром получил свое название.

Синдром Дауна достаточно нередкое отклонение – один случай приходится примерно на 700 родов. Точная диагностика синдрома Дауна возможна лишь при генетическом анализе на обнаружение 47-ой хромосомы, предварительно диагноз ставится на основании специфических симптомов, характерных для синдрома. Основные из них:

  • плоские лицо, затылок и шея,
  • укороченный череп,
  • кожная складка на шее,
  • повышенная подвижность суставов,
  • снижения тонуса скелетной мускулатуры,
  • короткие руки, ноги и пальцы на них,
  • катаракта,
  • открытый рот,
  • короткие нос и шея,
  • раскосость глаз,
  • врожденные порок сердца.

Психологические особенности людей с синдромом Дауна

Для людей с синдромом Дауна характерны особые психологические особенности поведения:

  • Зачастую сильная интеллектуальная отсталость на отрезке от идиотии до нижнего уровня развития, на фоне несколько уменьшенного объема полушарий. В некоторых случаях масса мозга физиологически нормальная. Вследствие жизненного опыта, клиника умственной отсталости проявляется слабее, уровень развития затормаживается на уровне трехлетнего ребенка.
  • Люди с синдромом Дауна сонливы, доброжелательны, проявляют излишнюю ласковость. Для них свойственно бросить начатое дело, если они увидели что-то их заинтересовавшее.
  • Быстро находят контакт с окружающими без особого труда. Порог внушаемости и доверия сильно.
  • Умение мыслить абстрактно практически полностью отсутствует, поэтому научить их даже элементарным математическим исчислениям крайне сложно.
  • Чувства этики и эстетики не существует или слаборазвито.
  • Эмоциональная реактивность напрямую зависит от нарушений эндокринной системы, которые всегда сопутствуют синдрому Дауна. Характер эмоций банален и связан с текущим самочувствием и физиологическими потребностями.
  • Нет осознания собственной личности,
  • При вербальном общении сильно выражены интонации, сопровождающиеся яркой мимикой и жестами.
  • Сильные положительные эмоции вызываются ощущением сытости, тепла. Часты патологические влечения: онанизм, сосание и жевание несъедобных предметов.
  • Для вызова бурных отрицательных эмоций достаточно замерзнуть, проголодаться, не получить желаемого.
  • Люди с синдромом Дауна склонны к причинению вреда своему здоровью.

Лечения от синдрома Дауна не существует, помощь оказывается в виде комплексной психолого-педагогической помощи детям и взрослым с данным отклонением. Средняя продолжительность жизни – 50 лет.

Классификация расстройств психики представляет собой одну из наиболее сложных и спорных областей психиатрии. Невозможность во многих случаях использовать надежные объективные методы диагностики, недостаточные знания о причинах и механизмах развития психической патологии привели к значительным расхождениям между психиатрами разных стран (а также между несколькими школами в пределах одной страны) в подходах к систематике. Вместе с тем социальное значение психиатрической науки, широкое развитие международных исследований требуют создания унифицированного подхода к диагностике. Противоречие между стремлением к наиболее точному теоретическому осмыслению природы психических заболеваний и потребностью в практически удобных инструментах диагностики привело к развитию 2 основных направлений в построении классификаций - нозологического (этиопатогенетического, научно-клинического) и прагматического (статистического).

Развитие теоретических представлений о природе психических расстройств в XIX - начале XX в. было связано с появлением микробиологических методов исследования и описанием ряда заболеваний, в которых удалось наиболее четко проследить связь между причиной, клиническими проявлениями, течением и исходом болезни. Так, A. Л. Ж. Бейль в 1822 г. опубликовал описание прогрессивного паралича, которое до настоящего времени признается психиатрами всех стран. Другими примерами нозологических единиц, выделение которых представляет собой удачное соединение медицинской теории и клинической практики, являются маниакально-депрессивный психоз [Байарже Ж., 1854; Фальре Ж.., 1854; Крепелин Э., 1896], алкогольный полиневритический психоз [Корсаков С.С., 1887], dementia ргаесох - шизофрения [Крепелин Э., 1898, Блейлер Э., 1911]. В это же время был высказан ряд предположений об условности разграничения психических расстройств по этиопатогенетическому принципу. Так, в теории единого психоза В. Гризингера (см. раздел 3.5) высказывалась идея об общности всех видов психической патологии, а в концепции реакций экзогенного типа К. Бонгеффера (см. раздел 16.1) - показано сходство психических нарушений, вызванных самыми различными экзогенными этиологическими факторами. В большинстве случаев современные нозологические классификации представляют собой некоторый компромисс между этими точками зрения.

Важной особенностью нозологического подхода к построению классификации является особый интерес к динамике психических расстройств - скорости развития основных проявлений болезни, типичным вариантам течения, характеру исхода болезни. Таким образом, нозологический диагноз позволяет не только выработать правильную тактику этиопатогенетического лечения, но и определить прогноз заболевания.

Введение в практику психотропных лекарственных средств в середине XX в. привело к некоторому разочарованию в ценности нозологического диагноза. Оказалось, что в большинстве случаев психофармакопрепараты (нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы) оказывают действие независимо от предполагаемого нозологического диагноза. Это заставило психиатров обратить большее внимание на описание сиюминутных проявлений болезни, т.е. ведущего синдрома и основных симптомов. Кроме того, оказалось, что классификация психических расстройств, основанная на перечислении конкретных симптомов, более удобна при проведении статистических расчетов, поскольку в данном случае диагноз меньше зависит от клинического опыта и теоретических представлений конкретного врача. Это позволяет получить более унифицированную оценку психического состояния и успешно сопоставлять результаты исследований, проведенных психиатрами различных стран и школ.

Два указанных направления в диагностике не должны восприниматься как конкурирующие. Вероятно, наиболее полезным было бы одновременное использование нозологического и синдромологического подходов, удачно дополняющих друг друга. В российской традиции в большинстве случаев диагноз включает 2 рода понятий: 1) название нозологической единицы, которое указывает на возможность этиотропной терапии, а кроме того, определяет вероятный прогноз патологии; 2) ведущий синдром в момент обследования, который является важнейшей характеристикой текущего состояния пациента, показывает тяжесть расстройств, этап течения болезни, а также определяет круг необходимых симптоматических средств лечения, позволяет врачу выработать оптимальную тактику ведения больного в данный момент.

Принципы построения нозологической классификации

Нозологический принцип (от греч. nosos - болезнь) заключается в разделении болезней на основании общности этиологии, патогенеза и единообразия клинической картины (характерных симптомов, типов течения и исхода).

Разделение психических заболеваний по этиологическому принципу вызывает значительные трудности в связи с недостатком научных сведений о причинах психических расстройств (см. главу 1), возможностью сочетания нескольких причинных факторов в возникновении психического расстройства, отсутствием непосредственной связи между причиной болезни и ее клиническими проявлениями. С практической точки зрения удобным является разделение всех психических расстройств на вызванные внутренними причинами (эндогенные) и обусловленные внешним воздействием. Среди внешних причин выделяют факторы биологического характера, вызывающие собственно экзогенные расстройства, и психосоциальные факторы, являющиеся причиной психогенных заболеваний.

Обычно на эндогенное заболевание указывает спонтанный характер возникновения болезни, т.е. отсутствие какого-либо внешнего фактора, который мог бы вызвать расстройство психики. Однако в некоторых случаях бывает трудно определить роль того или иного внешнего воздействия в развитии болезни, поскольку, помимо собственно причинных факторов, мы наблюдаем случайные, несущественные события или условно-патогенные, например триггерные, влияния. Поэтому другим признаком эндогенных заболеваний является аутохтонное, т.е. не зависящее от изменений внешних условий, течение болезни. Течение эндогенных заболеваний обычно связано не столько с сиюминутными изменениями микросоциальной ситуации, метеорологических условий или соматического здоровья, сколько с внутренними глобальными общебиологическими перестройками в работе мозга (тесно связанными с общими биологическими ритмами). В большинстве случаев в развитии эндогенных заболеваний значительную роль играет фактор наследственности. И хотя чаще всего психические болезни не представляют собой фатальной наследственной патологии, однако практически всегда удается проследить роль наследственной предрасположенности, которая реализуется в виде особого типа психофизиологической конституции (см. раздел 1.2.3).

Понятие экзогенных расстройств охватывает широкий спектр патологии, обусловленной внешними физическими, химическими и биологическими факторами (травмой, интоксикацией, гипоксией, ионизирующим излучением, инфекцией). В практической психиатрии обычно к данным расстройствам относят и наблюдаемые при соматических заболеваниях вторичные нарушения психики. Действительно, клинические проявления соматогенных заболеваний практически не отличаются от других экзогенных причин, поскольку мозг практически одинаково реагирует на гипоксию или интоксикацию, какой бы причиной она ни была вызвана.

Психогенные заболевания обусловлены в первую очередь неблагоприятной психологической ситуацией, эмоциональным стрессом, микро- и макросоциальными факторами. Важным отличием психогенных заболеваний является отсутствие конкретных органических изменений в мозге.

Таким образом, разделение болезней на экзогенные и психогенные в некоторой степени пересекается с выделением органических и функциональных психических расстройств.

Еще одним важным принципом построения нозологической классификации является пристальное внимание к динамике патологических проявлений. В соответствии с этим принципом не каждый патологический феномен можно признать собственно болезнью (процессом, нозологией). Болезнями называют патологические процессы, обладающие отчетливой динамикой, т.е. имеющие начало, течение и исход. На практике врач-психиатр нередко имеет дело со стабильными состояниями, не имеющими процессуальной природы. Так, психический дефект (см. раздел 13.3), возникший после перенесенной травмы, интоксикации, самоповешения, инсульта может в течение всей последующей жизни больного оставаться неизменным. Кроме того, к патологии относят ряд состояний, обусловленных патологическим развитием (см. раздел 13.2). В этом случае стойкая дезадаптация человека бывает обусловлена не возникшей болезнью, а длительным пребыванием в необычных, исключительных условиях, повлиявших на весь склад личности человека, нарушивших естественный процесс его развития. Примером патологического развития являются психопатии.

Важной характеристикой болезни является тип течения. Можно выделить острые (в виде единственного эпизода в жизни) и хронические (протекающие годами, склонные к повторным приступам, нередко неизлечимые) заболевания. Хронические заболевания могут протекать с постоянным нарастанием тяжести проявлений (прогредиентное течение) или с отчетливым ослаблением симптоматики (регредиентное течение). Довольно часто удается наблюдать наличие отчетливых периодов ремиссий и обострений (приступообразное течение), иногда, на протяжении болезни отмечаются приступы с противоположной симптоматикой (фазовое или циркулярное течение). В ряде случаев (например, при церебральном атеросклерозе) у больного невозможно добиться формирования ремиссии, хотя в общем состоянии наблюдаются значительные колебания, вызванные временными изменениями гемодинамики. В этом случае говорят о волнообразном (ундулирующем) течении болезни.

В некоторых классификациях довольно четко разделяются расстройства с мягкими проявлениями (неврозы) и грубые нарушения психики (психозы).

Примером нозологически ориентированной систематики психических расстройств является классификация, разработанная в Научном центре психического здоровья РАМН [Снежневский А.В., 1983, Тиганов А.С., 1999].

КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

  • Эндогенные психические заболевания
  • Шизофрения
  • Аффективные заболевания
  • Аффективные психозы (в том числе МДП)
  • Циклотимия
  • Дистимия
  • Шизоаффективные психозы
  • Функциональные психозы позднего возраста (в том числе инволюционная депрессия и инволюционный параноид)
  • Эндогенно-органические заболевания
  • Эпилепсия
  • Дегенеративные (атрофические) процессы головного мозга
  • Деменции альцгеймеровского типа
  • Болезнь Альцгеймера
  • Сенильная деменция
  • Системно-органические заболевания
  • Болезнь Пика Хорея Гентингтона
  • Болезнь Паркинсона
  • Особые формы психозов позднего возраста
  • Острые психозы
  • Хронические галлюцинозы
  • Сосудистые заболевания головного мозга
  • Наследственные органические заболевания
  • Экзогенно-органические заболевания
  • Психические нарушения при травмах головного мозга
  • Психические нарушения при опухолях головного мозга
  • Инфекционно-органические заболевания мозга
  • Экзогенные психические расстройства
  • Алкоголизм
  • Наркомании и токсикомании
  • Симптоматические психозы
  • Психические нарушения при соматических неинфекционных заболеваниях
  • Психические нарушения при соматических инфекционных заболеваниях
  • Психические нарушения при интоксикациях лекарственными средствами, бытовыми и промышленными токсичными веществами
  • Психосоматические расстройства
  • Психогенные заболевания
  • Реактивные психозы
  • Посттравматический стрессовый синдром
  • Пограничные психические нарушения
  • Невротические расстройства
  • Тревожно-фобические состояния Неврастения
  • Обсессивно-компульсивные нарушения
  • Истерические нарушения невротического уровня
  • Расстройства личности (психопатии)
  • Патология психического развития
  • Умственная отсталость
  • Задержки психического развития
  • Искажения психического развития

Основные положения МКБ-10

Международная классификация болезней (МКБ) разрабатывается Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) с целью

унификации диагностического подхода при проведении статистических, научных и социальных исследований. Раздел психических заболеваний введен в Международную классификацию вскоре после второй мировой войны при разработке ее 6-го Пересмотра. В настоящее время действует 10-й пересмотр - МКБ-10 (ICD-10), где психические расстройства и нарушения поведения составляют главу V (F).

Создатели классификации ориентировались в первую очередь на практическое удобство при использовании классификации и на максимально возможный уровень воспроизводимости результата независимо от опыта и теоретических воззрений конкретного врача. Это заставило отказаться от использования любых понятий, не имеющих точных, одинаково принимаемых в различных странах определений. Поэтому в классификации не используются такие термины, как «эндогенный» и «экзогенный», «невроз» и «психоз». Само понятие «болезни» заменено более широким термином «расстройство». Социальная и практическая направленность классификации потребовала выделения расстройств, вызванных употреблением психоактивных веществ и алкоголя, в отдельную группу, хотя симптомы этих расстройств мало отличаются от других органических заболеваний.

МКБ-10 не отрицает в целом идеи нозологической классификации: в частности, используются такие общепринятые нозологические единицы, как «шизофрения», «органические расстройства», «реакция на стресс». Однако этиопатогенетический принцип учитывается только при условии, что это не вызывает существенных споров и разногласий. Так, при диагностике олигофрений причина органического дефекта не учитывается, поскольку во многих случаях определение ее связано с большими трудностями. Лишь в некоторых рубриках МКБ-10 регистрируется динамика расстройств (например, тип течения шизофрении). Чаще всего диагноз основан на выделении ведущего синдрома или симптома. Поскольку у одного и того же больного может быть расстройство нескольких сфер психики, допускается одновременное использование нескольких шифров. В полном тексте классификации даны подробные описания критериев включения и исключения, которые не допускают противоречивого или двойного толкования.

Каждый включенный в классификацию диагноз может быть представлен в виде шифра, состоящего из латинской буквы (в разделе психических расстройств это буква F) и нескольких цифр (до 4). Таким образом, возможно шифрование до 10 ООО психических расстройств (в действительности большая часть возможных шифров пока не используется). Некоторые часто встречающиеся в психиатрии диагнозы не включены в класс F (например, эпилепсия , нейросифилис [А52.1], интоксикации [Т36-Т65]).

ВОЗ не рассматривает МКБ-10 как теоретическую систему, поэтому разработка МКБ-10 не подменяет собой концептуальных классификаций, отражающих уровень развития научных знаний и традиции определенных психиатрических школ.

Ниже приводится сокращенный список основных рубрик МКБ-10. Звездочка (*), содержащаяся в некоторых шифрах, может быть заменена соответствующей цифрой.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

F0 Органические, включая соматические, психические расстройства:

  • F00 - болезнь Альцгеймера
  • F01 - сосудистая деменция
  • F02 - другая деменция (болезни Пика, Крейтцфельда-Якоба, Паркинсона, хорея Гентингтона, СПИД и др.)
  • F03 - деменция неуточненная
  • F04 - амнестический (корсаковский) синдром неалкогольный
  • F05 - делирий неалкогольный
  • F06 - другие расстройства (галлюциноз, бред, кататония и пр.)
  • F07 - органическое расстройство личности
  • F09 - неуточненное

F1 Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ:

  • F10 - алкоголь
  • FI1 - опиаты
  • F12 - конопля
  • F13 - седативные и снотворные средства
  • F14 - кокаин
  • F15 - психостимуляторы и кофеин
  • F16 - галлюциногены
  • F17 - табак
  • F18 - летучие растворители

F19 - другие или сочетание вышеуказанных Характер расстройства обозначается 4-м знаком:

  • F1*.0 - острая интоксикация
  • Fl*.l - употребление с вредными последствиями
  • F1*.2 - синдром зависимости
  • Fl*.3 - синдром отмены
  • F1 *.4 - делирий
  • Fl*.5 - другой психоз (галлюциноз, параноид, депрессия)
  • Fl*.6 - амнестический (корсаковский) синдром
  • Fl*.7 - резидуальное психическое расстройство (деменция, расстройство личности)
  • Fl*.8 - другие
  • Fl*.9 - неуточненные

F2 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства:

  • F20 - шизофрения, в частности выделяют формы:
  • F20.0 - параноидная
  • F20.1 - гебефренная
  • F20.2 - кататоническая
  • F20.3 - недифференцированная
  • F20.4 - постшизофреническая депрессия
  • F20.5 - резидуальная
  • F20.6 - простая
  • F20.8 - другие
  • F20.9 - неуточненная Также выделяют типы течения:
  • F20.*0- непрерывный
  • F20.*l- эпизодический с нарастающим дефектом
  • F20.*2- эпизодический со стабильным дефектом
  • F20.*3- эпизодический ремиттирующий
  • F20.*4- неполная ремиссия
  • F20.*5- полная ремиссия
  • F20.*8- другой
  • F20.*9- период наблюдения менее года
  • F21 - шизотипическое расстройство
  • F22 - хронические бредовые расстройства
  • F23 - острые и транзиторные бредовые расстройства
  • F24 - индуцированный бред
  • F25 - шизоаффективные психозы
  • F28 - другие неорганические психозы
  • F29 - неуточненный бредовый психоз

F3 Аффективные расстройства:

  • F30 - маниакальный эпизод
  • F31 - биполярный психоз
  • F32 - депрессивный эпизод
  • F33 - рекуррентное депрессивное расстройство
  • F34 - хронические расстройства настроения
  • F38 - другие
  • F39 - неуточненные

F4 Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства:

  • F40 - тревожно-фобическое расстройство
  • F41 - панические атаки и другие тревожные состояния
  • F42 - обсессивно-компульсивное расстройство
  • F43 - реакция на стресс и расстройства адаптации
  • F44 - диссоциативные (конверсионные) расстройства
  • F45 - соматоформные расстройства
  • F48 - неврастения, деперсонализация и другие
  • F49 - неуточненные

F5 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами:

  • F50 - расстройства приема пищи
  • F51 - неорганические расстройства сна
  • F52 - половая дисфункция
  • F53 - расстройства послеродового периода
  • F54 - психосоматические расстройства
  • F55 - злоупотребление средствами, не вызывающими зависимости
  • F59 - неуточненные
  • F6 Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых:
  • F60 - специфические расстройства личности (психопатии), в том числе:
  • F60.0 - параноидное (паранойяльное)
  • F60.1 - шизоидное
  • F60.2 - диссоциальное
  • F60.3 - эмоционально неустойчивое
  • F60.4 - истерическое
  • F60.5 - ананкастное
  • F60.6 - тревожное
  • F60.7 - зависимое
  • F60.8 - другие
  • F60.9 - неуточненные
  • F61 - смешанные и другие расстройства личности
  • F62 - изменения личности вследствие психотравмы, психической болезни и пр.
  • F63 - расстройства привычек и влечений
  • F64 - расстройства половой идентификации
  • F65 - расстройства сексуального предпочтения
  • F66 - расстройства сексуального развития и ориентации
  • F68 - другие (симуляция, синдром Мюнхгаузена и пр.)
  • F69 - неуточненные

F7 Умственная отсталость:

  • F70 - легкая умственная отсталость
  • F71 - умеренная умственная отсталость
  • F72 - тяжелая умственная отсталость
  • F73 - глубокая умственная отсталость
  • F78 - другая
  • F79 - неуточненная

F8 Нарушения психологического развития:

  • F80 - нарушение развития речи
  • F81 - расстройства развития школьных навыков
  • F82 - нарушение развития двигательных функций
  • F83 - смешанные расстройства развития
  • F84 - детский аутизм и общие расстройства развития
  • F88 - другие расстройства развития
  • F89 - неуточненные

F9 Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте:

  • F90 - гиперкинетическое расстройство
  • F91 - расстройства поведения
  • F92 - смешанные расстройства поведения и эмоций
  • F93 - тревожные, фобические и другие расстройства
  • F94 - расстройства социального функционирования
  • F95 - тикозные расстройства
  • F98 - энурез, энкопрез, заикание, расстройства питания
  • F99 Неуточиенное психическое расстройство

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов / Под ред. С. Н. Бокова. - Воронеж: Изд-во НПО «МО ДЭК», 1995. — 640 с.
  • Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия: Пер. с англ. - М.: Медицина, 1994. — Т.1: 672 с. — Т.2: 528 с.
  • Международная классификация болезней (10-й пересмотр): Классификация психических и поведенческих расстройств: Клинические описания и указания по диагностике: Пер. на рус. яз. / Под ред. Ю.Л. Нуллера, С.Ю. Циркина. - СПб.: Оверлайд, 1994. - 300 с.
  • Попов Ю.В., Вид В.Д.