Понятие о здоровье, общее состояние здоровья. Комплексная оценка здоровья населения

?", чтобы избавиться от лишних килограммов, совсем не обязательно придерживаться каких - либо специальных рационов питания. Вес можно скорректировать и без них.

Но перед тем, как приступить к процессу самосовершенствования, предлагается определиться с точкой начала отсчета и конечной целью.

Для этого нужно объективно, а не по самочувствию, провести оценку состояние физического здоровья в настоящий момент. И понять, каких показателей добиваться для оздоровления организма.

К основным критериям оценки состояния здоровья , которые можно использовать даже в режиме самонаблюдения, относятся:

    вес тела;

    состояние вестибулярного анализатора;

    уровень возбудимости вегетативной нервной системы;

  • объем талии и бедер;

    жизненная емкость легких;

    сила правой и левой кистей;

    становая сила;

    желание тренироваться;

    наличие болевых ощущений;

    уровень (объем) потоотделения;

    нарушение режима труда и отдых (очень важный показатель);

    сон - характеризуется следующими показателями - длительность, качество и наличие нарушений;

    настроение - если оно плохое, это приводит к ухудшению физического состояния, снижению силы и выносливости;

    аппетит - может быть хорошим, удовлетворительным, повышенным или отсутствовать.

    желание заниматься физкультурой - характеризуется терминами "большое", "безразлично", "нет желания".

Подробнее рассмотрим некоторые позиции.

Приведение массы тела в норму очень важно для людей, страдающих заболеваниями опорно - двигательного аппарата, в том числе -

Существует несколько способов определения нормального веса, т.е. того показателя, к которому нужно стремиться. Самый простой - по формуле Брока:

    если рост человека находится в пределах от 155 до 165 сантиметров, то нормальный вес в килограммах равняется величине роста за вычетом 100;

    у высоких мужчин выше 175 см нужно минусовать 110.

Заметим, что эта формула считается более справедливой для мужчин. Женщине желательно иметь несколько меньший вес:

    при росте 155 см её идеальный вес составит 53,5 кг;

    для среднего роста - от 165 см - 61 килограмм;

    у высоких женщин выше 175 см нормальный вес будет близок к отметке в 65 кг.

Женщинам "за пятьдесят" можно позволить себе более снисходительную арифметику.

Для исследования состояния вестибулярного анализатора при самоконтроле обычно используется проба Яроцкого. Заключается она в выполнении круговых поворотов головой в одну сторону (вправо или влево) в темпе 2 поворота в секунду.

Определяемым показателем является время сохранения равновесия. У нетренированных людей оно составляет в среднем 28 секунд. У спортсменов - может увеличиться до 40 - 80 секунд. Выполнять данные замеры желательно парами: испытуемый выполняет пробу, контролер фиксирует время сохранения устойчивости и страхует испытуемого (потеря равновесия может привести к падению).

Кроме того, во избежании травм шейного отдела позвоночника и мышц шейно - воротникового отдела перед таким испытанием желательно разогреть мышцы шеи, выполнив в течение пяти - десяти минут различные повороты головой. При чем, выполнять их нужно сначала в медленном темпе с каждым разом постепенно увеличивая амплитуду и слегка растягивая мышцы шейного отдела.

О состоянии еще одного критерия оценки состояния здоровья - уровня возбудимости вегетативной нервной системы можно получить некоторое представление по реакции сосудов кожи (дермографизму). Проявляется она при проведении по коже каким - либо тупым предметом (например, тупым концом карандаша) несколько полосок.

При этом вскоре на коже появляются линии:

    розовая - в норме;

    белые - при повышенной возбудимости симпатической иннервации;

    красные или выпукло - красные - при повышенной возбудимости парасимпатической иннервации сосудов кожи.

Формула индекса массы тела

Еще один способ оценить вес тела - определить так называемый индекс массы тела по формуле :

ИМТ = вес (кг) / рост2 (м2)

Например, этот показатель для мужчины ростом 1,7 м и весом 70 кг равен:

ИМТ = 70 / 2,89 = 24,2

Формула индекса массы тела для мужчин и женщин одинакова.

Таблица идеального веса

Приблизительная оценка весовых показателей приведена в так называемой таблице идеального веса .

Индекс массы тела не применяется в отношении:

Детей и подростков. Для них критерием оценки состояния здоровья является уровень физического развития;

Людей старшего возраста, когда расчет по приведенной выше формуле индекса массы тела может дать некорректный результат по причине сложности в измерении точного роста;

Спортсменов, имеющих хорошо развитую мускулатуру;

Беременных женщин.

Объем талии и бедер

С помощью таблицы идеального веса мы определили один из показателей оценки состояния Вашего физического здоровья. Сделали для себя соответствующий вывод. В любом случае он должен быть оптимистичным (не все еще потеряно, есть над чем работать), но не окончательным.

У нас есть еще один достаточно объективный критерий - это соотношение объема талии и бедер . Рассчитывается он по формуле:

ОТ / ОБ = объем талии (см) / объем бедер (см), где ОТ - объем талии, ОБ - объем бедер.

Анализ соотношения объемов талии и бедер представлен в приведенной ниже таблице.

Противостоять полноте, держать в норме объем талии и бедер и легко, и трудно. Легко потому, что позицию "противостояние" нужно заменить на "оздоровление". Борьба всегда утомляет. Трудно потому, что как и в любом деле нужны самодисциплина, настойчивость, терпение.

Помните, что в каждом возрасте хороши свои пропорции. Но именно пропорции, а не их отсутствие.

Центральными понятиями валеологии и медицины являются «здоровье» (от лат. valetudo , sanitas ) и «болезнь» (от лат. morbus , греч. pathos ), взаимодействие между которыми может быть обозначено как «единство и борьба противоположностей». Это чрезвычайно сложные, разноуровневые и многоаспектные понятия. Именно с этим обстоятельством, по-видимому, связано отсутствие до настоящего времени вполне удовлетворяющих нас совершенных определений этих терминов. Более того, можно даже прийти к внешне противоположным трактовкам, если рассматривать их на разном уровне. В частности, с точки зрения философов, «болезнь» на уровне индивидуума может быть определена как нарушение адаптационно-приспособительных механизмов, на более высоком, популяционном уровне можно говорить, что «болезнь» - это адаптация, приспособление к новым условиям окружающей среды.

Существует множество определений понятия «здоровье», и каждый специалист трактует его со своих позиций, исходя из сущности соответствующей науки. Так, гигиенисты считают, что здоровье - это оптимальное взаимодействие организма человека с окружающей средой; физиологи полагают, что здоровье - это способность поддерживать гомеостаз, т.е. относительное постоянство внутренней среды организма; философы и социологи дают такое определение: здоровье - это состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои социальные функции; или здоровье - это нечто большее, чем отсутствие болезней и повреждений, это возможность полноценно трудиться, отдыхать, выполнять присущие человеку функции, свободно и радостно жить. И каждое из определений является правомерным, так как при нарушении здоровья имеет место и то, и другое, и третье. Здоровье - это и медицинская, и социальная категория одновременно, оно является также категорией психологической, философской, экономической и др.

Общепринятое определение здоровья приведено в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье - это состояние полного физического, душевного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней». К сожалению, данная трактовка не направлена на количественную оценку здоровья, она противоречит наблюдающейся в настоящее время тенденции изменения здоровья населения, будучи рассчитанной на идеальный вариант здоровья, и, наконец, рассматривает здоровье лишь в статике, хотя это и динамический процесс формирования растущего организма и личности, изменяющейся в течение всей последующей жизни. Однако именно этому определению присущ целостный антропологический подход, оптимально отражающий сочетание биологического и социального в человеке.

Становится понятным, что собственно «здоровье» может иметь различные аспекты, или составляющие.

Физическое здоровье - это не только отсутствие болезней, но и определенный уровень физического развития (и гармоничность его), физической подготовленности и функционального состояния организма.

Согласно определению ВОЗ психическое (душевное, ментальное) здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Критериями психического здоровья по определению ВОЗ являются:

  • осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;
  • чувство постоянства и идентичности переживании в однотипных ситуациях;
  • критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
  • соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
  • способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
  • способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;
  • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Также принято выделять духовное, нравственное и социальное здоровье.

Духовное здоровье - это система мышления человека, его ценности, убеждения и отношение к окружающему миру.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни реоснка, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих здоровому образу жизни.

Социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение.

В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» сказано, что основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) является спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц. Подчеркивается, что в то же время следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения. «Многие дети не имеют таких условий», - констатируется в докладе.

Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения с взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Эти же исследования обнаружили, что нарушения психического здоровья в детстве имеют две важные характерные черты :

  • во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития;
  • во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на специфические ситуации.

Так, дети часто испытывают серьезные затруднения в одной ситуации, но успешно справляются с ними - в другой. Например, у них могут наблюдаться нарушения поведения в школе, а дома они ведут себя нормально, или наоборот.

У большинства детей в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи, и пр. Обычно эти нарушения носят временный характер.

Особое внимание эксперты ВОЗ обратили на то, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды.

В большинстве случаев нервно-психические нарушения не возникают внезапно, а имеют длительную историю своего развития, проявляясь определенными проблемами возрастного психического развития и шире - проблемами формирования личности. Вовремя распознать эти проблемы - значит предупредить не только развитие нервности, но и проявления нежелательных отклонении в поведении и развитии.

Необходимо отметить, что понятия нормы и здоровья не совпадают вследствие того, что повреждение, возникшее на низших уровнях интеграции организма, может компенсироваться регуляторными механизмами более высоких уровней, что обеспечивает здоровье на уровне целостного организма.

Различают следующие уровни интеграции, или структурной организации.

  • 1. Наиболее простой микросистемой, объединяющей молекулярный, субклеточный и клеточный уровни, является тканевый функциональный элемент.
  • 2. Орган как единое целое является действующим комплексом простых функциональных элементов.
  • 3. Далее следуют специфические анатомо-физиологические системы (органы и транспортно-коммуникационные пути между ними).
  • 4. Обобщенные функциональные системы - объединение специфических анатомо-физиологических систем, направленное на выполнение какой-либо функции, достижение полезного результата (теория функциональных систем физиолога II. К. Анохина).
  • 5. Целостный организм объединяет все предыдущие уровни; именно с этим, наиболее высоким, уровнем интеграции связаны состояния здоровья или болезни у человека, являющиеся результатом взаимодействия внешних факторов (экологических, социальных и др.) и внутренних (состояние различных уровней интеграции).

Понятие «болезнь» не менее сложное, чем понятие «здоровье». Анализ литературы, в частности Большой медицинской энциклопедии, показывает, что попытки дать определение этой сложной категории до сих пор также оказываются неудачными. Приведенные формулировки либо слишком громоздки, тогда перестают быть определением, либо очень кратки, при этом односторонность, привносимая специалистом, неизбежна.

Термин «болезнь» используется в нескольких значениях:

  • в узком смысле для обозначения заболевания отдельного человека (совпадает с термином «заболевание»);
  • для обозначения понятия «болезнь» как нозологической формы;
  • в более широком смысле для обозначения обобщающего понятия о болезни как биологическом и социальном явлении.

В основу определений этого понятия исследователями берутся различные критерии. Так, в определении Р. Декарта (в последующем цитируемом К. Марксом): «Болезнь - это стесненная в своей свободе жизнь» - подчеркивается факт нарушения жизнедеятельности. Некоторые авторы используют еще более узкий критерий - нарушение трудоспособности или самочувствия, что не всегда имеет место при заболевании; другие - выделяют нарушение гомеостаза, нарушение структуры и функции на уровне целостного организма или нарушение равновесия организма с окружающей средой. В частности, С. П. Боткин считал: «Всякое нарушение равновесия, не восстановленное приспосабливающейся способностью организма, представляется нам в форме болезни».

Приведем одно из самых распространенных в литературе определений понятия «болезнь»: это состояние и процесс взаимодействия структурно-функциональных нарушений и защитноприспособительных реакций целостного организма, которые возникают под влиянием внешних и (или) внутренних причин, и, как правило, приводят к нарушению жизнедеятельности. При этом травма (повреждение) - это частный случай болезни, возникающей под влиянием внешних факторов.

В настоящем определении отмечается, что каждая болезнь является страданием целостного организма, так как на нее реагирует весь организм, хотя иногда создается впечатление, что преобладают местные изменения (травма, фурункул).

Здоровье и болезнь как состояние организма качественно различны, но при этом находятся в диалектическом единстве. Четкой границы между состоянием здоровья и болезни, нормой и патологией в большинстве случаев не бывает.

Существуют так называемые пограничные или переходные состояния от здоровья к болезни, изучение которых является очень важной, но малоисследованной областью. Иначе эти состояния называются препатологическими, донозологическими, или преморбидными, т.е. предболезненными.

«Предболезнь начинается нарушением оптимального взаимодействия организма с внешней средой. Появляются отклонения в некоторых показателях (нарушается гомеостаз), хотя на уровне целостного организма сохраняется здоровье благодаря компенсаторным механизмам. Переход от здоровья к болезни характеризуется рядом особенностей, общих и специфических, характерных для каждого больного и заболевания. Начало заболевания связано с недостаточностью механизмов надежности, удерживающих состояние здоровья, в связи с чем включаются новые механизмы жизнедеятельности, характеризующие уже патологию» (А. М. Чернух, 1981). Имеются значительные трудности как в изучении препатологических состояний в эксперименте на животных, так и в распознавании их у человека - при этом важная роль принадлежит разработке новых информативных методов оценки функционального состояния организма. Сейчас уже создан ряд комплексных методик для диагностики состояний предболезни в условиях перетренировки у спортсменов, в условиях трудовой деятельности, наблюдения за состоянием здоровья космонавтов по степени напряженности регуляции сердечного ритма (методика вариационной пульсометрии Р. М. Баевского) и др.

По мнению И. И. Брехмана, большинство людей находится именно в этом, третьем, промежуточном между здоровьем и болезнью, состоянии.

Все три понятия (здоровье, болезнь и предболезнь) могут быть объединены термином «состояние здоровья», включающим элементы каждого из них.

Общая характеристика показателей состояния здоровья

На состояние здоровья населения влияют следующие условия и факторы: биопсихические факторы, условия труда и отдыха, бытовые условия, экологическая ситуация и природные условия в месте проживания, система здравоохранения, социально-экономические и политические условия (рис. 11.1).

Рис. 11.1.

Критерии состояния здоровья - эго такие показатели, по которым мы можем оценивать его. Различают следующие критериальные показатели: а) состояния здоровья населения, или общественного здоровья (демографические и медико-статистические);

б) показатели состояния здоровья индивидуума (медико-гигиенические).

Общественное здоровье как характеристика членов общества в целом не является только медицинским понятием, оно представляет собой общественную, социально-политическую и экономическую категорию, а также объект социальной политики; оно нуждается в измерении, точной количественной оценке.

О здоровье общества мы можем судить но таким демографическим показателям, как коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста населения, средняя продолжительность жизни, а также медико-статистическим показателям: заболеваемости - общей, инфекционной (эпидемической), неэпидемической, с временной утратой трудоспособности и некоторым другим, которые изучаются наукой, называемой социальная гигиена. Если рождаемость высокая, смертность низкая, члены общества долго живут и редко болеют, можно говорить, что общество относительно здорово.

Основные демографические показатели исчисляются обычно на 1000 человек населения.

Коэффициент, или годовой показатель, рождаемости определяется числом родившихся живыми за год, отнесенным к среднегодовой численности населения на конкретной территории, и умноженным на 1000.

Среднегодовая численность населения - это численность населения на 1 января данного года плюс численность населения на 1 января следующего года, деленное на два. Чаще всего и наиболее просто средняя численность населения определяется как полусумма численности населения на начато и конец года.

Аналогичным образом рассчитывается коэффициент, или годовой показатель, смертности, однако в числителе указывается число умерших за год.

Коэффициент, или показатель, естественного прироста населения определяется как разность коэффициентов рождаемости и смертности или в абсолютных числах - как отношение разности абсолютных чисел родившихся и умерших к среднегодовой численности населения.

Аналитическую оценку показателя естественного прироста населения нельзя производить без учета показателей рождаемости и смертности, из которых он был получен, так как одинаковый прирост может наблюдаться и при высоких, и при низких показателях рождаемости и смертности. С этой целью можно использовать табл. 11.1.

Таблица 11.1

Ориентировочные показатели естественного движения

населения

Высокий естественный прирост может оцениваться как благоприятное явление только при низкой смертности. Низкий прирост при высокой смертности является неблагоприятным показателем. Низкий прирост при низкой смертности свидетельствует о низкой рождаемости, и его также нельзя рассматривать как положительное явление.

Отрицательный естественный прирост во всех случаях свидетельствует о неблагополучии в демографических процессах, что наблюдается в последнее время в нашей стране.

Большое значение при анализе демографических процессов имеет дифференцированное изучение естественного движения населения по отдельным его группам, т.е. наряду с общими вычисляются частные коэффициенты, среди которых наибольшее значение имеют повозрастные, учитывающие существенное влияние возраста на показатели рождаемости и смертности.

Так, наиболее высокая смертность наблюдается на первом году жизни, особенно в период новорожденное™ (первые четыре недели) и соответственно рассчитываются частные показатели младенческой и неонатальной смертности. Коэффициент рождаемости обусловлен наличием среди населения большего или меньшего числа женщин репродуктивного (детородного) возраста (15-49 лет), поэтому вычисляется специальный коэффициент рождаемости - коэффициент плодовитости (общий и по отдельным возрастным группам женщин) и т.д.

Средняя продолжительность жизни - это комплексный показатель состояния здоровья, который является величиной, аккумулирующей повозрастные показатели смертности, вследствие чего это более надежный показатель общественного здоровья, чем показатели общей смертности.

В настоящее время в России средняя продолжительность жизни у мужчин составляет 59 лет, у женщин - 74 года.

Состояние здоровья индивидуума может быть установлено на основании субъективных ощущений конкретного человека в совокупности с данными клинического обследования с учетом пола, возраста, а также социальных, климатических, географических и метеорологических условий, в которых живет или временно находится человек.

Известный специалист по гигиене детей и подростков профессор С. М. Тромбах (1981) предложил следующие медико-гигиенические критерии здоровья индивидуума:

  • наличие или отсутствие хронических заболеваний;
  • функциональное состояние органов и систем;
  • уровень достигнутого физического и нервно-психического развития;
  • неспецифическая резистентность (сопротивляемость) организма.

Индивидуальная комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка и подростка завершается определением так называемых групп здоровья, которые также можно использовать и для молодежи.

Среди факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья, выделяются и факторы риска развития заболеваний и потери здоровья. Причем наиболее значимым фактором риска является образ жизни индивида (употребление психоактивных веществ, несбалансированное питание, вредные условия труда, плохие материально-бытовые условия, одиночество и социальная изоляция, низкий культурный уровень); следующим по значимости риском является наследственный фактор (предрасположенность к определенным наследственным заболеваниям). Экологическое состояние среды обитания занимает третье по значимости место в группе рисков, а четвертое место занимает структура здравоохранения (табл. 11.2).

Таблица 11.2

Факторы риска заболеваний и потери здоровья

  • 1. Здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций.
  • 2. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость острым и хроническим заболеваниям.
  • 3. Больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма.
  • 4. Больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма.
  • 5. Больные хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети, относящиеся к данной группе, не в состоянии посещать детские образовательные учреждения общего профиля.

Оценка состояния здоровья дается на момент обследования; острое заболевание, прежние болезни, если только они не приобрели хроническую форму, возможность обострения, стадия выздоровления, вероятность возникновения заболевания, обусловленная наследственностью или условиями жизни, не учитываются.

Наличие или отсутствие заболеваний определяется при врачебном осмотре с участием специалистов, функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях функциональных проб.

Степень сопротивляемости организма выявляется по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству острых заболеваний, в том числе и обострений хронических, за предыдущий год.

Уровень и степень гармоничности физического развития определяется антропометрическими исследованиями с использованием региональных стандартов физического развития.

Уровень достигнутого психического развития обычно устанавливается детским психоневрологом, принимающим участие в осмотре.

Здоровье населения - важная составляющая, как для каждого государства, так и планеты в целом. Современная система здравоохранения способна поддержать человека и вывести из состояния болезни даже при сложных заболеваниях. Однако здоровье населения зависит не только от экономических, социальных и медицинских показателей, уровня развития медицинского обслуживания в стране и регионе. Важный вклад в здоровье нации делает каждый человек понимающим ответственность и создающим условия для развития, формирования и поддержания здорового образа жизни.

Ребенка невозможно. Ведь здесь должны быть учтены не только физические параметры, по и Ребенок должен развиваться гармонично, а это во многом зависит от условий, в которых он проживает: здесь важна и психологическая обстановка в семье, и финансовое положение родителей, и даже уровень их образования.

Оценка ребенка - важное мероприятие, по результатам которого определяется к которой он принадлежит. В свою очередь знание группы здоровья позволяет определить физическую нагрузку, которая подходит данному ребенку, и меры профилактики заболеваний, которым он подвержен.

Такая оценка направлена на своевременное выявление и устранение имеющихся патологий, ведь только так можно добиться улучшения здоровья нации.

Критерии оценки здоровья

Состояние здоровья ребенка определяется многими критериями, разделенными на 2 группы: определяющие и характеризующие.

К определяющим относят генеологический, социальный и биологический анамнез.

Параметры социального анамнеза:

  • Полнота семьи.
  • Уровень образования семьи.
  • Жилищно-бытовые условия семьи.
  • Психологический климат.
  • Материальное обеспечение.
  • Уровень санитарно-гигиенических условий.

Параметры биологического анамнеза:

  • Как протекала беременность.
  • Как протекали роды.
  • Каково было здоровье ребенка после рождения.

Генеологический анамнез определяется по каждому заболеванию, насколько вся семья предрасположена к каким-либо патологиям.

Все эти параметры врач должен выяснить на первой встрече, а далее приступить к критериям, характеризующим состояние здоровья ребенка:

  • Состояние и психики.
  • Функционирование внутренних органов и систем (пульс, давление, и т. д.)
  • Наличие (или отсутствие) пороков и аномалий развития.

После изучения и осмотра по всем пунктам врач дает заключение, определяя, к какой группе здоровья относится ребенок.

Всего существует 4 группы

В первую группу включаются здоровые дети, не имеющие каких-либо отклонений или минимальные пороки развития (строение ушной раковины, аномалии ногтей, стигмы и т. п.), которые не могут повлиять на состояние его здоровья.

Ко второй А группе относят тех, кто имеет минимальные риски по развитию и формированию хронических заболеваний, т. е. у них отягощен социальный, гинеологический или биологический анамнез. Например, алкоголизм у родителей, профессиональные вредные факторы или аномалии течения беременности.

При наличии функциональных отклонений, но отсутствии каких-либо хронических процессов в организме детей включают во вторую В группу.

К третьей группе принадлежат дети с хроническими заболеваниями, а к четвертой - дети-инвалиды.

На основании длительного наблюдения группа здоровья может меняться, хотя часто этого делать не стоит (только по прошествии 9 месяцев). Основанием к переводу может служить улучшение функциональных показателей, излечение от острого заболевания, снятие с учета по поводу хронического заболевания.

Диагностика состояния здоровья необходима для того, чтобы каждому ребенку были даны эффективные и необходимые рекомендации по здоровому образу жизни. Так, дети первой группы нуждаются лишь в профилактических рекомендациях. Они должны соблюдать хорошо питаться и закаляться. Дети второй группы уже нуждаются в оздоровительных мероприятиях для того, чтобы их состояние здоровья улучшилось, и они могло бы перейти в первую группу. Дети из третьей и четвертой группы здоровья обычно находятся под наблюдением врачей и получают необходимое лечение в зависимости от имеющейся патологии.

Введение 3

Оценка состояния здоровья 4

Самооценка здоровья 7

Тесты самооценки здоровья 9

Заключение 15

Список Литературы 16

Введение

На необходимость количественной оценки физического здоровья впервые обратил внимание известный хирург, академик Н. М. Амосов. Он считает, что «уровень здоровья» - это интенсивность проявлений жизни в нормальных условиях среды, которая определяется тренированностью структурных элементов организма, а «количество здоровья» - это пределы изменений внешних условий, в которых еще продолжается жизнь. Непосредственно «количество здоровья» можно выразить в понятии «резервные мощности». По Н. М. Амосову, здоровье - это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций.

Очевидно, уровень жизнеспособности организма, его физическое здоровье должны определяться количественно. Количественная характеристика индивидуального физического здоровья - составная часть науки об индивидуальном здоровье человека.

Помимо непосредственной количественной характеристики физического здоровья о нем можно судить и по физическому развитию (его характеристике), и по оценке физического состояния и физической работоспособности организма. Безусловно, эти показатели несут информацию о состоянии физического здоровья.

Все методические приемы оценки физического состояния раскрывают границы приспособительных реакций организма, но именно диапазон этих реакций характеризует здоровье. Поэтому для объективной оценки физического здоровья наиболее соответствуют методики балльной и процентной оценки состояния здоровья, в которые включены как морфологические, так и функциональные показатели и результаты нагрузочных тестов.

Оценка состояния здоровья

Оценка состояния здоровья – это диагностика, мониторинг состояния здоровья при помощи специального оборудования, анализов, проводимых специалистами. Для оценки здоровья используется от 15 (в поликлинике) до 26 (в стацио­наре) критериев. Исследуют массу тела, флюрографию грудной клетки, час­тоту сердцебиений, АД, спирометрию, гемоглобин, эритроциты, лейкоциты и т. д. Кроме того, оценивают:

□ проявление активности;

□ способность работать подолгу, не утомляясь;

□ регулярность и правильность физиологических функций;

□ удовлетворительное самочувствие;

□ отсутствие устойчивых ощущений напряжения;

□ достаточные адаптационные резервы.

Комплектование происходит по следующим критериям:

    Состояние здоровья.

    Уровень физического развития.

    Уровень двигательной подготовленности.

Состояние здоровья определяет врач. При оценке состояния здоровья учитывают всю совокупность морфологических и функциональных признаков и данных анамнеза, особое внимание уделяют особенностям опорно-двигательного аппарата и других органов, затрудняющим или препятствующим выполнению тех или иных физических упражнений.

К основной медицинской группе относятся учащиеся, не имеющие отклонения в состоянии здоровья, с хорошим уровнем физического развития и двигательной подготовленности (не ниже среднего).

К подготовительной медицинской группе относятся учащиеся, которые имеют незначительные отклонения в состоянии здоровья или не имеют их, но с недостаточным уровнем физического развития и двигательной подготовленности (ниже среднего).

К специальной медицинской группе относят учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья и, как результат, низкий уровень физического развития и двигательной подготовленности.

С точки зрения социальной медицины, выделяют 3 уровня оценки здоровья:

    здоровье отдельного человека (индивидуума);

    здоровье малых социальных, этнических групп (семейное или групповое здоровье);

    здоровье всего населения (популяции), проживающего в городе, в селе, на определенной территории.

Для оценки здоровья на каждом из 3-х уровней используются различные шкалы, но следует подчеркнуть, что наиболее адекватные критерии для каждого уровня еще окончательно не обоснованы и порой трактуются по-разному, с учетом экономических, репродуктивных, сексуальных, воспитательных, медицинских и психологических критериев.

При оценке здоровья населения в санитарной статистике используются типовые медико-статистические показатели. I. Медико-демографические показатели.

А. Показатели естественного движения населения: смертность общая и возрастная; средняя продолжительность предстоящей жизни; рождаемость, плодовитость; естественный прирост населения.

Б. Показатели механического движения населения: миграция населения (эмиграция, иммиграция, сезонная, внутригородская миграция и др.).

II. Показатели заболеваемости и распространенности болезней (болезненности).

III. Показатели инвалидности и инвалидизации.

IV. Показатели физического развития населения.

Следует учесть, что функциональные возможности организма и его устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды в течение жизни существенно изменяются, поэтому можно говорить о состоянии здоровья, как о динамическом процессе, который может улучшаться или ухудшаться, т.е. об укреплении или ослаблении здоровья. Показатели здоровья индивидов характеризуют его уровень в обществе.

Валеологи в исследованиях разделяют физическую, психическую и социальную удовлетворенность при оценке качества здоровья

Исследования в области акмепсихологии и акмепсихотерапии показывают, что нереализованность человека в различных сферах деятельности вызывает психосоматические заболевания. Авторы утверждают, что самореализация личности необходима для здоровья человека.

При оценке физического состояния основными его компонентами выступают объективные и субъективные оценки. В большинстве случаев при оценке качества здоровья, а также определении его уровня авторы подразумевают физическое состояние человека. Так, ряд авторов для количественной оценки физического состояния используют адаптационно-приспособительную деятельность, устанавливая донозологический (доболезненный) диагноз в четырех вариантах: 1) физиологическое, 2) состояние напряжения, 3) адаптация, 4) паталогическое

Наиболее интересна энергетическая концепция профилактики хронических неинфекционных заболеваний. В основе этой концепции лежит биологическая закономерность существования некоего энергопотенциала биосистемы, выше которого у индивидов практически не регистрируются ни эндогенные факторы риска, ни хронические соматические заболевания. Этот порог количественно охарактеризован по показателям максимальной аэробной способности или производительности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Систематизация данных, характеризующих психическое состояние, позволила выделить следующие компоненты:

    самочувствие,

    настроение,

    тревожность,

    удовлетворенность,

    эмоциональную устойчивость.

К компонентам социального состояния человека можно отнести готовность к изменению образа жизни и поведения, если это грозит здоровью, наличие сознания и воли, уважение к иным точкам зрения и результатам чужого труда. Данный перечень может быть продолжен, но точки отсчета формирования этих установок у каждого человека разные и зависят от многих факторов.

Наиболее важным фактором формирования социального состояния является самопознание и самоанализ личностью себя и своей деятельности.

С точки зрения социальной медицины, выделяют 3 уровня оценки здоровья:

Здоровье отдельного человека (индивидуума);

Здоровье малых социальных, этнических групп (семейное или групповое здоровье);

Здоровье всего населения (популяции), проживающего в городе, в селе, на определенной территории.

Для оценки здоровья на каждом из 3-х уровней используются различные шкалы, но следует подчеркнуть, что наиболее адекватные критерии для каждого уровня еще окончательно не обоснованы и порой трактуются по-разному, с учетом экономических, репродуктивных, сексуальных, воспитательных, медицинских и психологических критериев.

При оценке здоровья населения в санитарной статистике используются типовые медико-статистические показатели.

I. Медико-демографические показатели.

А. Показатели естественного движения населения: смертность общая и возрастная; средняя продолжительность предстоящей жизни; рождаемость, плодовитость; естественный прирост населения.

Б. Показатели механического движения населения: миграция населения (эмиграция, иммиграция, сезонная, внутригородская миграция и др.).

II. Показатели заболеваемости и распространенности болезней (болезненности).

III. Показатели инвалидности и инвалидизации.

IV. Показатели физического развития населения.

Следует учесть, что функциональные возможности организма и его устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды в течение жизни существенно изменяются, поэтому можно говорить о состоянии здоровья, как о динамическом процессе, который может улучшаться или ухудшаться, т.е. об укреплении или ослаблении здоровья. Показатели здоровья индивидов характеризуют его уровень в обществе.

Известный хирург, пропагандист здорового образа жизни, академик Н.А. Амосов говорит: «Народ здоров, если здорово общество».

Утрачивая здоровье, человек начинает осознавать и чаще всего искать спасения в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, рациональное питание, закаливание, полноценный сон, основы массажа и самомассажа и других факторов.

Эти и другие значимые факторы представляют собой неотъемлемые компоненты здорового образа жизни. Существует фраза, которая подтверждена жизнью: «...человек умирает не от определенной болезни, а от своего образа жизни».

Резюмируя данную лекцию, можно сказать, что основа здорового образа жизни, стиль жизни и жизненные мотивации каждого человека в конечном счете определяют его здоровье и социальное благополучие в течение всей жизни.

Еще по теме Оценка состояния здоровья:

  1. ФИЗИЧЕСКОЕ И НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  2. Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков. Критерии и группы здоровья.
  3. Оценка общественного здоровья населения и анализ состояния здоровья
  4. Здоровье населения как интегральный критерий оценки состояния окружающей среды
  5. Способы оценки состояния нервной системы и уровня психического здоровья человека
  6. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ. ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО НАРУШЕНИЙ