Сниженная физическая работоспособность. Факторы снижения работоспособности персонала

Жители мегаполисов все чаще отмечают у себя чувство сильной усталости, которое не покидает ум и тело даже после выходных и праздников. За потерю жизненной энергии отвечает не только стремительный ритм жизни, диктуемый большими городами, питание и экология, но и некоторые негативные привычки человека. Достаточно внести ряд изменений в ежедневный распорядок дня, чтобы повысить работоспособность и вновь ощутить прилив сил и бодрости.

Вместо того, чтобы ежедневно накачивать организм кофеином, энергетическими напитками или, наоборот, снотворным и алкоголем для расслабления, стоит обратиться к своим биологическим часам. Некоторые мобильные приложения на современных смартфонах помогут вам без труда определить и выстроить индивидуальный режим сна и бодрствования, чтобы не чувствовать себя разбитым по утрам и не считать овец в попытке заснуть поздней ночью.

Если у вас сидячая работа, то для поддержания общего тонуса достаточно посвящать тренировкам 20 минут три раза в неделю и больше ходить пешком. Отсутствие движений и физических нагрузок негативно сказывается на общей выносливости организма. А значит, вы будете терять силы, буквально ничего не делая. Не обязательно изнурять себя ежедневными кардио и силовыми упражнениями, проводя значительное время в тренажерном зале. Главное не пропускать занятия, даже если нет настроения и сил что-либо делать, думая, что этим вы сохраните остаток бодрости. Спорт повышает ваши запасы энергии, стимулируя организм легче бороться с усталостью и быстрее восстанавливаться.

Постарайтесь следить за количеством выпиваемой в течение дня жидкости. Даже 2х-процентное обезвоживание влияет на работу сердца. В результате мозг получает меньше кислорода, что снижает вашу работоспособность и скорость реакции. На замедление циркуляции кислорода также влияет недостаток железа в потребляемой пище, что может привести к анемии.

Позвольте себе не задерживаться в офисе после окончания рабочего дня и не пропускайте перерывы, даже если так не принято или у вас дедлайн. То же самое касается проектов, не имеющих четкого временного графика, и работы во время отпуска. Разграничение времени напрямую влияет на качество труда. И лучше всего эту закономерность объясняет закон Парето, известный большинству, как принцип 20/80.

Умственная усталость наступает из-за различных страхов и повышенной тревожности человека. Мы тратим массу энергии на опасения и негативные мысли, которые часто возникают на ровном месте. Чтобы сохранить свою жизненную энергию, нужно попытаться абстрагироваться от тревожащей вас ситуации или людей, а также научиться правильно выражать свои эмоции. С этим отлично справляются различные медитативные практики и арт-терапия.

Чувство усталости может наступать из-за резких скачков сахара в крови. Поэтому из ежедневного рациона стоит исключить продукты, состоящие из простых углеводов и заменить их сложными.

Научитесь говорить людям нет, не позволяйте переступать ваши личные границы, чтобы потом не страдать от бессилия и злости в попытках заслужить чью-либо похвалу.

Когда вы чувствуете упадок сил, есть большой соблазн оставить за собой беспорядок и отложить разбор вещей и документов на завтра. Однако, возвращаясь в офис, вы будете еще больше расстраиваться, начиная день с плохого настроения. В большинстве случаев бардак не способствует хорошей концентрации внимания и не позволяет полностью сфокусироваться на работе.

Виртуальная реальность крепко засела в нашей жизни и способна полностью изменить наше восприятие времени. Постарайтесь ограничить свой доступ в интернет, к играм и телевиденью за час до сна, чтобы не блокировать выработку мелатонина.

Следуя этим простым советам, вы сможете избавиться от усталости и повысить свою работоспособность в несколько раз.

Хроническая усталость – это синдром, который проявляется в повышенной утомляемости, раздражительности и плохом настроении. Усталость не проходит даже после хорошего отдыха. Чаще всего хронической усталости подвержены люди, посвятившие себя постоянному общению с людьми: психологи, врачи, менеджеры и т.д.

Как проявляется хроническая усталость?


Конечно, самый главный симптом – постоянная, не проходящая усталость. Человек чувствует себя уставшим уже с первых утренних минут, когда умывается и завтракает. Это отрицательно влияет на работоспособность организма: нарушена концентрация внимания, память, заторможены мыслительные процессы.


Люди с хронической усталостью часто подвержены тревогам, страхам, мрачным мыслям. Это приводит к бессонницам. Несмотря на сильную утомленность, человек все равно не может сразу заснуть, перебирая в голове мрачные мысли.


Одним из первых симптомов перенапряжения нервной системы является головная боль, особенно в висках. Болевые ощущения могут наблюдаться и в мышцах всего тела.


Как избежать появления хронической усталости?


Нужно любить свою работу, это самое лучшее средство от перенапряжения. Не менее важно учитывать следующие моменты:


Здоровый сон . 7-8 часов – это минимум для полноценного сна. Время подъема нужно рассчитывать так, чтобы на все утренние дела с небольшим запасом хватило времени. Излишняя спешка утомляет и напрягает.


Сортировка дел . Чтобы в конце рабочего дня не валиться с ног от усталости, можно попробовать разделить дела на 4 категории: важные + срочные, важные + несрочные, неважные + срочные, неважные + несрочные. Это поможет понять, что нужно делать прямо сейчас, что можно сделать чуть позже, а что можно и не делать.


Обеденное время . Обед обязателен! Это заслуженное время полноценного отдыха и приема пищи. Стоит отключить все телефоны и посвятить свое время ланчу. Еду желательно выбирать легкую, чтобы избежать тяжести в послеобеденное время.


Выходные и отпуск . Многие работники взваливают на свои плечи дополнительную работу, которую делают все выходные. Среди них и обитает чаще всего хроническая усталость. Выходные – это законный отдых. Посвятите это время семье и любимым занятиям. В отпуск уж точно не стоит брать с собой рабочие телефоны и ноутбуки. Чем лучше вы отдохнете, тем лучше будете работать .


Что делать при обнаружении симптомов?


Если сон и хороший отдых не помогают избавиться от усталости, следует обратиться к врачу. Хроническая усталость может быть симптомом многих заболеваний. Но прежде нужно пересмотреть свой образ жизни: отказаться от вредных привычек и вредной еды; исключить из рациона колбасы, чипсы, снеки; увеличить потребление зелени, овощей, орехов, круп; увеличить потребление продуктов, содержащих витамин В; обязательно завтракать; отказаться от позднего ужина.


Плохое самочувствие, вызванное усталостью, снижает работоспособность и доставляет много неприятностей. Но есть множество способов избавиться от усталости и оставаться бодрым весь день.

Вам понадобится

  • - вода;
  • - шоколад;
  • - инжир;
  • - курага;
  • - изюм;
  • - цельные зерна, черный хлеб и другие продукты, содержащие углеводы.

Инструкция

Сон должен быть качественным, то есть никаких посторонних шумов и звуков. Да и нужно медленно. Лучше всего с вечера продумать, что может разбудить на рассвете: желательно, чтобы утром вас разбудила приятная музыкальная композиция, громкость которой будет постепенно увеличиваться.

Благотворно влияет поутру выпитый стакан воды: это лучшее «топливо» . К тому же, не отказывайтесь от полноценного завтрака (он придаст вам сил и снабдит энергией). Сократите порции, увеличив при этом частоту приема пищи, к примеру, до пяти раз.

Учитесь управлять эмоциями: пессимистический настрой утомляет, поэтому старайтесь везде видеть положительную сторону. Из-за стрессов и прочих негативных эмоций будет падать .

Стимулирующим эффектом обладает , но не увлекаться потреблением этого продукта. Буквально через три-четыре часа эффект «подъема сил» пройдет, то есть этот «стимулятор» оказывает кратковременное действие. Горький шоколад способен и повысить работоспособность, а молочный – успокаивает нервную систему и поднимает настроение.

Разрешите себе перекусы между основными приемами пищи, используя для этого натуральные : курагу, инжир, изюм и другое. Обогатите свой рацион , содержащими углеводы – это источник сил, необходимых для поддержания надлежащего энергетического уровня. Но выбирайте только «полезные» углеводы (цельные

Эфирные масла для энергии.

Для возвращения бодрости и снятия усталости рекомендуется принимать теплые ванны с эфирными маслами лимона, лемонграсса или грейпфрута. Лимон идеально повышает работоспособность и мгновенно поднимает тонус даже после тяжелейших трудовых будней или стрессовых ситуаций. Лемонграсс благотворно влияет на работу мозга, улучшая память и помогает легче концентрироваться. Грейпфрут способен вызывать положительные эмоции и бороться с постоянной сонливостью.

Эфирные масла для пробуждения чувств.

Обрести гармонию с самим собой, пробудить чувства и значительно повысить самооценку помогут эфирные масла инжира и ванили. Инжир успокаивает, проясняет ясность сознания. Ваниль с давних времен считается символом чувственности. Благодаря всего двум ингредиентам вы сможете в значительной степени усилить свою привлекательность и пробудить в себе страсти и соблазна.

Эфирные масла для хорошего настроения.

Плохое настроение может быть вызвано не только конкретными раздражающими ситуациями, но и регулярным накоплением негативных эмоций. Вернуть радость помогут эфирные масла розы, мимозы и лаванды. Мимоза в буквальном смысле способна зарядить положительными эмоциями и оптимизмом. Лаванда идеально расслабляет и снимает напряжение. Роза погружает в мир грез и мечтаний.

Источники:

  • Психоэмоциональное воздействие ароматов
  • Глава III профессиональная подготовка психолога-консультанта Контрольные вопросы
  • Что включает в себя профессиональная подготовка психолога-консультанта
  • С чего начинается, как проводится и на чем основывается подготовка психолога-консультанта
  • Как повышать профессиональную квалификацию психолога-консультанта
  • Упражнения
  • Общие вопросы организации работы психологической консультации
  • Режим работы психологической консультации
  • Распределение обязанностей между работниками психологической консультации
  • Организация индивидуальной работы психолога-консультанта
  • Взаимодействие психолога-консультанта с другими специалистами-консультантами
  • Взаимодействие психолога-консультанта со вспомогательным персоналом консультации
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава V подготовка и проведение психологического консультирования, его этапы и процедуры Контрольные вопросы
  • Как подготовиться к психологическому консультированию
  • Как проводится психологическое консультирование
  • Основные этапы психологического консультирования
  • Процедуры психологического консультирования
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава VI техника психологического консультирования Контрольные вопросы
  • Понятие и вводные замечания о технике психологического консультирования
  • Встреча клиента в психологической консультации
  • Начало беседы с клиентом
  • Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его рассказа на стадии исповеди
  • Техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента
  • Действия консультанта при даче клиенту советов и рекомендаций
  • Техника завершающего этапа консультирования и практика общения консультанта с клиентом по окончании консультации
  • Типичные технические ошибки, допускаемые в процессе консультирования, способы их устранения
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава VII тестирование в практике психологического консультирования Контрольные вопросы
  • Для чего необходимо проводить тестирование во время психологического консультирования
  • Когда в консультировании рекомендуется применять психологические тесты
  • Каким требованиям должно отвечать психологическое тестирование! применяемое в психологическом консультировании
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава VIII тесты, рекомендуемые к использованию в практике когнитивного психологического консультирования Контрольные вопросы
  • Тесты когнитивных процессов восприятия, внимания, воображения, речи и общих интеллектуальных способностей
  • Тесты памяти
  • Упражнения
  • Тесты коммуникативных способностей
  • Тесты организаторских способностей
  • Тесты специальных способностей
  • Тесты темперамента и характера
  • Тесты мотивов и потребностей
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава х ситуации и общие практические рекомендации по психологическому консультированию, связанному со способностями Контрольные вопросы
  • Типичные случаи (ситуации) психологического консультирования
  • Общие рекомендации по коррекции способностей в практике психологического консультирования
  • Советы по развитию интеллектуальных способностей
  • Советы по развитию мнемических способностей
  • Пути решения проблем развития коммуникативных способностей
  • Улучшение организаторских способностей клиента
  • Развитие специальных способностей клиента
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XI практические рекомендации по психологическому консультированию, связанному с развитием личности клиента Контрольные вопросы
  • Советы по вопросам, связанным с темпераментом
  • Общие рекомендации по коррекции черт характера
  • Советы по развитию воли
  • Рекомендации по совершенствованию деловых черт характера
  • Советы по развитию коммуникативных черт характера
  • Консультирование по потребностно-мотивационным проблемам
  • Глава XII практические рекомендации по коммуникативному и социально-перцептивному психологическому консультированию Контрольные вопросы
  • Отсутствие интереса к людям
  • Неумение привлекать к себе внимание, оказывать положительное впечатление на людей
  • Неумение высказывать комплименты и правильно реагировать на них
  • Неумение точно воспринимать и оценивать социальные роли людей
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XIII практические рекомендации по проблемам саморегуляции в деловых отношениях Контрольные вопросы
  • Неудачи в управлении эмоциями в деловой жизни
  • Неудачи в выборе профессии, условий и места работы
  • Неудачи в продвижении по службе
  • Неудачи в поддержании и сохранении своей работоспособности
  • Неудачи в конкуренции с другими людьми
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XIV практические рекомендации по проблемам межличностного психологического консультирования Контрольные вопросы
  • Основные проблемы в межличностных отношениях людей, причины их возникновения
  • Проблемы личных взаимоотношений клиента с людьми
  • Отсутствие взаимных симпатий в личных человеческих отношениях
  • Наличие антипатий в общении клиента с людьми
  • Неспособность клиента быть самим собой
  • Невозможность эффективного делового взаимодействия клиента с людьми
  • Неспособность клиента быть лидером
  • Неспособность клиента подчиняться другим
  • Неумение клиента предупреждать и разрешать межличностные конфликты
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XV практические рекомендации по проблемам семейного консультирования Контрольные вопросы
  • Основные вопросы семейного консультирования
  • Взаимоотношения с будущим супругом
  • Взаимоотношения между супругами в сложившейся семье
  • Взаимоотношения супругов с их родителями
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XVI рекомендации по вопросам психолого-педагогического консультирования Контрольные вопросы
  • Взаимоотношения родителей с детьми-дошкольниками
  • Психолого-педагогическое консультирование родителей младших школьников
  • Решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста
  • Консультирование родителей юношей и девушек
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XVII практические рекомендации по проблемам, связанным с личными жизненными неудачами Контрольные вопросы
  • Неудачи личного характера
  • Неудачи в развитии потребностей и интересов
  • Неудачи в изменении эмоций и чувств
  • Неудачи в коррекции недостатков темперамента и характера
  • Неудачи в избавлении от комплексов
  • Неудачи в установлении хороших личных взаимоотношений с людьми
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XVIII практические рекомендации по проблемам самочувствия и состояния здоровья Контрольные вопросы
  • Психогенные заболевания
  • Психогенные сердечные заболевания
  • Психогенные нарушения пищеварения
  • Изменчивость настроения клиента
  • Депрессивные состояния
  • Снижение работоспособности
  • Бессонница
  • Эмоциональные расстройства (аффекты, стрессы)
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XIX практические рекомендации по деловому психологическому консультированию Контрольные вопросы
  • Руководство личными отношениями людей
  • Руководство деловыми отношениями людей
  • Принятие и реализация решений по персональным делам
  • Принятие и реализация решений по рабочим делам
  • Неумение обращаться к людям с просьбами и правильно реагировать на просьбы
  • Неумение убеждать людей
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XX оценка результатов психологического консультирования Контрольные вопросы
  • Что такое результативность психологического консультирования
  • Как оценивать результаты психологического консультирования
  • Причины недостаточной результативности психологического консультирования
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Учебный план и программа курса «основы психологического консультирования» Пояснительная записка
  • Учебный план курса «Основы психологического консультирования»
  • Программа курса «Основы психологического консультирования»
  • Тема 1. Введение в психологическое консультирование
  • Тема 2. Требования, предъявляемые к психологу-консультанту и его работе
  • Тема 3. Профессиональная подготовка психолога-консультанта
  • Тема 4. Организация работы психологической консультации
  • Тема 5. Подготовка и проведение психологического консультирования, его этапы и процедуры
  • Тема 6. Техника психологического консультирования
  • Тема 7. Тестирование в практике психологического консультирования
  • Тема 8. Тесты, рекомендуемые к использованию в практике когнитивного психологического консультирования
  • Тема 9. Тесты, рекомендуемые к использованию в практике персонального и коммуникативного психологического консультирования
  • Тема 10. Ситуации и общие практические рекомендации по психологическому консультированию, связанному со способностями
  • Тема 11. Практические рекомендации по психологическому консультированию, связанному с развитием личности клиента
  • Тема 12. Практические рекомендации по коммуникативному и социально-перцептивному психологическому консультированию
  • Тема 13. Практические рекомендации по проблемам саморегуляции в деловых отношениях
  • Тема 14. Практические рекомендации по проблемам межличностного психологического консультирования
  • Тема 15. Практические рекомендации по проблемам семейного консультирования
  • Тема 16. Рекомендации по вопросам психолого-педагогического консультирования
  • Тема 17. Практические рекомендации по проблемам, связанным с личными жизненными неудачами
  • Тема 18. Практические рекомендации по проблемам самочувствия и состояния здоровья
  • Тема 19. Практические рекомендации по деловому психологическому консультированию
  • Тема 20. Оценивание результатов психологического Консультирования
  • Литература
  • Словарь терминов попсихологическому консультированию
  • Советы р. Мея, а. Пиза и других известных практических психологов начинающим психологам-консультантам
  • Советы по определению целей психологического консультирования
  • Советы по размещению клиента в помещении психологической консультации
  • Советы по ведению психологического консультирования
  • О роли собственных переживаний клиента в решении его личной проблемы
  • Признаки, по которым можно судить о психологических состояниях и личности клиента
  • Личностные особенности клиента
  • Немов Роберт Семенович основы психологического консультирования Учебник для вузов
  • Глава I введение в психологическое консультирование 5
  • Глава VII тестирование в практике психологического консультирования 70
  • Глава VIII тесты, рекомендуемые к использованию в практике когнитивного психологического консультирования 75
  • Глава IX тесты, рекомендуемые к использованию в практике персонального и коммуникативного психологического консультирования 82
  • Глава XI практические рекомендации по психологическому консультированию, связанному с развитием личности клиента 115
  • Глава XII практические рекомендации по коммуникативному и социально-перцептивному психологическому консультированию 129
  • Глава XIII практические рекомендации по проблемам саморегуляции в деловых отношениях 137
  • Глава XIV практические рекомендации по проблемам межличностного психологического консультирования 150
  • Глава XV практические рекомендации по проблемам семейного консультирования 170
  • Снижение работоспособности

    Если причины депрессии определить достаточно трудно, то при снижении работоспособности человека причин, как правило, не так много и они легко узнаваемы. Рассмотрим эти причины вместе с теми рекомендациями, которые в связи с ними мог бы предложить психолог-консультант клиенту.

    Причина 1. Физическое переутомление человека. Как причина снижения работоспособности, оно в основном действует в тех случаях, когда человеку долгое время приходится выполнять работу, требующую значительной физической нагрузки. Это в основном различные виды тяжелого физического труда, которые в современных условиях встречаются довольно редко.

    В этом случае для предупреждения утомления следует рационально организовать режим физической нагрузки, продумав его таким образом, чтобы человек отдыхал, восстанавливая свою работоспособность еще до того, как у него появятся явные признаки физического утомления.

    Добиться этого клиент может следующим образом. В течение достаточного времени понаблюдать за своей работой и попытаться понять, когда после длительной физической нагрузки у него впервые возникают заметные признаки утомления. Зафиксировав интервалы времени, через которые они регулярно появляются, необходимо будет примерно на 3–5 минут уменьшить время непрерывной работы, т.е. сделать промежутки между моментами физической работы такими, чтобы в течение их явные признаки усталости не появлялись.

    Надо всегда помнить о том, что при тяжелой физической работе в любом случае лучше делать частые, но кратковременные перерывы на отдых, чем один большой и достаточно длительный перерыв. В итоге человек сможет намного увеличить свою физическую работоспособность, и при этом он будет гораздо меньше уставать.

    Причина 2. Болезнь или физическое недомогание также могут стать причиной снижения работоспособности человека. Эта причина появляется тогда, когда в организме нарушаются какие-либо нормальные физиологические функции. Их изменение может быть констатировано в случае, если клиническое обследование клиента действительно подтверждает данный факт.

    Заметим, однако, что просто плохое самочувствие человека, в том числе и физическое, не является достаточным основанием для того, чтобы делать вывод о существовании этой причины, так как физическое состояние подобного рода может быть порождено у клиента указанными ниже социально-психологическими причинами.

    В том случае если выявлены социально-психологические причины снижения работоспособности, то клиенту рекомендуется отдохнуть, но если полный отдых невозможен, то на некоторое время снизить до минимума физические и психологические нагрузки.

    Правда, такие рекомендации в основном годятся только для лиц, которые не привыкли к большим нагрузкам. Что же касается тех, кто в жизни привык к значительным нагрузкам и для кого они являются нормальными, то им нельзя рекомендовать резкое снижение нагрузок, так как быстрое и существенное изменение привычного образа жизни может вызвать у них отрицательные последствия. Для таких лиц физическая нагрузка даже в период недомогания должна оставаться достаточно большой, но посильной.

    Регулировать меру нагрузки следует самому клиенту по своему самочувствию. Саморегуляция позволит ему сохранить на высоком уровне свою работоспособность.

    Причина 3. Монотонная работа также может привести к снижению работоспособности человека. Такая работа порождает состояние усталости и понижает работоспособность человека не потому, что она для него непосильна и тяжела, а по причине своей чисто психологической утомительности. Это весьма распространенный фактор понижения работоспособности, практически встречающийся у всех людей независимо от того, чем им приходится заниматься в жизни, так как любой вид труда может содержать в себе элементы монотонности и, следовательно, приводить к утомлению.

    Практическое решение проблемы повышения работоспособности в этом случае заключается в сведении к минимуму однообразия в деятельности человека, в том, чтобы сделать ее как можно более разнообразной и интересной. Для этого нужно внимательно проанализировать то, чем данный человек занимается в течение дня, продумать режим его жизни таким образом, чтобы условия и характер работы более или менее систематически менялись. Что же касается определения интервалов времени, в течение которых работа человека может сохранять монотонный характер, то для их уточнения желательно воспользоваться рекомендациями, уже высказанными при обсуждении первой причины.

    Оптимальным является такой режим работы, при котором значительные умственные нагрузки в одни периоды времени чередуются у человека со средними или слабыми физическими нагрузками в другие периоды времени, и наоборот: существенные физические нагрузки в одни моменты деятельности сопровождаются средними или слабыми умственными нагрузками в другие моменты деятельности человека.

    Заметим, что одновременно сочетать сильные или слабые физические нагрузки с такими же умственными нагрузками не рекомендуется, так как в этом случае сильные нагрузки того или другого типа сами по себе могут вызвать утомление. Слабые же умственные и физические нагрузки не способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

    Задача чередования умственных и физических нагрузок сводится к тому, чтобы, восстанавливая работоспособность человека в одном виде деятельности, не утомлять его другим видом деятельности.

    Причина 4. Следующей причиной снижения работоспособности может стать просто не интересная для человека работа. Здесь проблема сохранения работоспособности на должном уровне носит в основном мотивационный характер и, следовательно, средство повышения работоспособности человека касается усиления мотивации его деятельности.

    Рассмотрим, как это можно было бы сделать практически. Но прежде всего выясним, что реально влияет на мотивацию человека. Воспользуемся для этого следующей формулой:

    М.д. = Н.з.п. х В.у.н.з.п. х О. у.н.з.п. + Д.п. х В.у.д.п. х О.у.д.п.,

    М.д. – мотивация деятельности,

    Н.з.п. – наиболее значимая потребность, связанная с данной деятельностью,

    В.у.н.з.п. – вероятность удовлетворения наиболее значимой потребности в соответствующем виде деятельности,

    О.у.н.з.п. – ожидание удовлетворения этой потребности в данном виде деятельности,

    Д.п. – другие потребности человека, которые могут быть удовлетворены с помощью данного вида деятельности,

    В.у.д.п. – вероятность удовлетворения других потребностей человека в данном виде деятельности,

    О.у.д.п. – ожидание удовлетворения других потребностей человека в данном виде деятельности.

    Рассмотрим общие принципы применения этой формулы к решению интересующей нас проблемы усиления мотивации деятельности человека.

    М.д. – это сила реального стремления человека к занятиям соответствующим видом деятельности. Чем больше М.д., тем выше работоспособность человека, и наоборот, чем меньше М.д., тем ниже работоспособность человека. Основной путь повышения и сохранения работоспособности человека заключается, соответственно, в усилении М.д.

    От чего же зависит мотивация деятельности? Прежде всего от силы наиболее значимой потребности, которая может быть удовлетворена при помощи данного вида деятельности. В приведенной выше формуле сила соответствующей потребности обозначена как Н.з.п. (наиболее значимая потребность). Если занятие соответствующим видом деятельности отвечает этой потребности человека, то это будет поддерживать интерес человека к деятельности и, следовательно, сохранять его работоспособность.

    Но так, к сожалению, бывает далеко не всегда, и часто оказывается, что одной, наиболее значимой потребности для поддержания интереса к деятельности недостаточно. Тогда мотивацию деятельности необходимо усиливать за счет привлечения к управлению деятельностью других мотивов и потребностей человека, которые так же могут быть удовлетворены с помощью соответствующей деятельности. Таких потребностей может оказаться несколько, и они в приведенной выше формуле обозначены аббревиатурой Д.п. (другие потребности).

    Кроме самих потребностей, на мотивацию могут оказать влияние дополнительные факторы, такие, как вероятность удовлетворения потребностей и ожидание того, что в данной ситуации соответствующие потребности действительно будут удовлетворены.

    Человек – существо разумное, и всякий раз, приступая к конкретным действиям, он руководствуется определенными мотивами, оценивает, насколько его потребности действительно могут быть удовлетворены.

    Если они могут быть удовлетворены полностью, то его интерес к деятельности и, следовательно, работоспособность будут самыми высокими. Если же, приступая к деятельности, человек заранее не рассчитывает на полное удовлетворение актуальных потребностей в заданных условиях, то его интерес к деятельности и, соответственно, работоспособность в ней будут намного ниже, чем в первом случае.

    То же самое касается и ожидания успеха. При стопроцентном ожидании успеха мотивация деятельности будет сильнее, чем при частичном ожидании успеха. И то и другое – вероятность удовлетворения потребности и ожидание успеха – могут относиться как к наиболее значимой потребности (В.у.н.з.п. и О.у.н.з.п.), так и к другим потребностям (В.у.д.п. и О.у.д.п.).

    Рассмотрим теперь на конкретном примере, как психолог-консультант может практически воспользоваться этой формулой. Допустим, что к психологу обратился клиент, который жалуется на то, что давно занимается творческой работой, но в последнее время у него значительно снизилась работоспособность. Предположим также, что все остальные, до сих пор рассмотренные причины снижения работоспособности в процессе консультационной работы с данным клиентом у него не обнаружились и осталась только одна, последняя причина, связанная с возможным дефицитом мотивации деятельности.

    Тогда психолог-консультант должен будет приступить к разработке именно этой версии причины и вести работу с клиентом по следующему плану. Например:

    1. В беседе с клиентом постараться понять самому и, кроме того, помочь осознать клиенту те потребности, ради удовлетворения которых он занимается данным видом деятельности, где как раз и произошло снижение его работоспособности. Консультант и клиент должны будут вместе определить, почему работоспособность клиента уменьшилась.

    Возможно, что это произошло потому, что занятия соответствующим видом деятельности в данный момент времени уже не полностью удовлетворяют потребности клиента. К примеру, могло случиться так, что раньше за результаты своей творческой работы этот человек (он, может быть, является ученым, писателем, инженером или художником) получал вполне приличные гонорары, а сейчас его творческий труд фактически обесценился.

    2. Вместе с клиентом постараться найти новые, дополнительные стимулы в его работе. Такими стимулами могли бы стать другие мотивы и потребности, о которых он еще не думал и которые вполне могли бы удовлетвориться данным видом деятельности.

    Для того чтобы практически найти эти дополнительные мотивы, необходимо определить, ради чего, кроме удовлетворения главной потребности, клиент готов заниматься тем же видом деятельности, которым занимается в настоящее время. Отыскав и указав клиенту такие мотивы, необходимо перестроить иерархию его потребностей, лежащую в основе соответствующей деятельности, таким образом, чтобы верхнюю ступень в ней теперь занимали новые мотивы и потребности.

    Психологически это означает, что нужно изменить или придать новый смысл прежней деятельности. Если, к примеру, окажется, что раньше творческой работой клиент занимался в основном ради заработка, затем – для престижа, признания со стороны окружающих людей, то теперь его необходимо постараться убедить в том, что самоуважение может значить для человека не меньше, чем престиж и заработок. Убедив в этом клиента, можно далее восстановить его работоспособность через усиление мотивации и повышение внутреннего интереса к творческой работе

    3. Третий желательный шаг на пути усиления мотивации заключается в том, чтобы вместе с клиентом рассмотреть условия его жизни и доказать, что в действительности клиент имеет гораздо больше шансов удовлетворить свои наиболее значимые и другие потребности с помощью соответствующей деятельности, чем ему казалось до сих пор, что ожидание успеха у него является объективно более высоким, чем он раньше предполагал.

    В нашем примере это означает следующее: объяснить клиенту, что с помощью его творческой работы можно не только больше заработать, но добиться того, чтобы его больше уважали и чтобы он сам себя выше ценил, как личность.

    Консультируя клиента по этим вопросам, психолог совместно с ним должен находить пути и обращать внимание самого клиента на то, как лучше всего добиться желаемого результата. В практическом плане по отношению, например, к утратившему свою работоспособность творческому человеку это, в частности, означает, что вместе с ним необходимо разработать конкретный, вполне реальный план таких практических действий, рассчитанных на ближайшую перспективу, реализация которых должна будет восстановить и повысить утраченную работоспособность клиента.

    Причина 5. Следующей возможной причиной снижения работоспособности могут стать неприятные переживания клиента, связанные с событиями и делами в его жизни, не имеющими прямого отношения к выполняемой им в данный момент времени работе.

    Эта причина обычно непосредственно не связана с деятельностью, которой человек занят, и, следовательно, способы ее устранения лежат за пределами регуляции мотивации или содержания соответствующей деятельности.

    К выводу о существовании у клиента данной причины снижения работоспособности приходят в том случае, если в ходе беседы с ним не подтверждается наличие ни одной из ранее рассмотренных причин. Однако для безошибочного заключения о том, что именно такая причина является реально действующей, необходимо прямое подтверждение факта ее существования.

    Это может быть сделано, например, в результате анализа ответов клиента на следующие вопросы (их обычно задают клиенту уже после того, как твердо установлено, что описанные выше причины не являются реально действующими):

    Что в вашей жизни произошло до того момента или в то время, когда вы реально почувствовали, что ваша работоспособность начала снижаться?

    Какую реакцию это событие вызвало у вас?

    Что вы сами предприняли для того, чтобы справиться с возникшей проблемой?

    Удалось ли вам решить эту проблему? Если не удалось, то почему?

    Если в ответах клиента на эти вопросы выяснится, что какие-то значимые события в его жизни за последнее время действительно произошли, если, кроме того, обнаружится, что среди этих событий были весьма неприятные, породившие у клиента длительные, отрицательные переживания, если, наконец, окажется, что клиент пытался с ними справиться, но не смог, и соответствующие проблемы До сих пор не решены, то из всего этого следует вывод, что обсуждаемая причина снижения работоспособности действительно существует. В этом случае вместе с клиентом необходимо будет приступить к поиску способа ее решения и к устранению соответствующей ей причины.

    Снижение работоспособности ведёт к тому, что мы не можем работать на пределе своих возможностей. Работая же вполсилы – трудно рассчитывать на какой-либо успех. С низкой работоспособностью о каких-либо достижениях останется лишь мечтать.

    • В сегодняшнем мире преуспевают люди, умеющие эффективно использовать возможности своего организма.

    ФАКТОРЫ, СНИЖАЮЩИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ !

    1. Несправедливая критика.

    Если вы добросовестно выполняете свои обязанности, делая всё, что от вас зависит, но начальство считает своим долгом покритиковать вас и вашу работу по поводу и без, то вполне естественно, что, в скором времени, с работоспособностью начнутся проблемы, и она может снизиться весьма ощутимо. Предвзятость руководства к некоторым своим подчинённым порой выходит за все рамки разумного.

    • Если вы чувствуете к себе предвзятость, которая проявляется независимо от того что вы делаете, то самое время задуматься о смене места работы, если здоровье и хорошее настроение для вас что-то значат.

    2. Трения с коллегами.

    Работа в компании предполагает совместную деятельность многих людей, вынужденных «терпеть» друг друга в стенах офиса. Если атмосфера в коллективе здоровая, то всё получается, дела идут прекрасно, а при ошибках – есть на кого опереться, кто поддержит в трудную минуту, посочувствует и поможет разобраться с проблемами. В плохих коллективах всего этого нет. Вы предоставлены сами себе. Но и это ещё не самое страшное...

    Худший вариант – это когда коллектив начинает давить и третировать кого-то из коллег. Если вам «повезло» оказаться в такой ситуации, то можете даже не сомневаться, что ваша работоспособность неминуемо начнёт снижаться, поскольку находиться каждый день помногу часов бок о бок с недоброжелателями и не испытывать какого-либо дискомфорта, могут позволить себе люди с сильными характерами.

    3. Плохая компания/неинтересная работа.

    Если вы изо дня в день буквально изнываете на нелюбимой работе, забирающей все силы, то о высокой работоспособности можно забыть до тех пор, пока не решитесь сменить эту ненавистную каторгу, не дающую ничего, кроме раздражения и сплошных разочарований. Работа может не нравиться в разумных пределах. Все мы хотим чего-то лучшего и мечтаем о большей заработной плате. Но когда кто-либо чувствует, что она настолько ненавистна, что, буквально, высасывает все соки, да, к тому же - шеф-тиран постоянно придирается и третирует подчинённых, которые, в свою очередь и сами друг друга терпеть не могут, то бегите из этого болота без оглядки.

    • Жуткое снижение работоспособности в таких условиях - вопрос времени! Никакие заработанные деньги не могут быть важнее всего того, что вы утратите, работая в таких нечеловеческих условиях.

    4. Плохое настроение.

    Когда настроение великолепное, то так и хочется работать, творить, что-то делать, созидать. При плохом же настроении хочется, чтобы никто нас не донимал «дурацкими» идеями, вопросами и советами. При плохом настроении работоспособность снижается автоматически, и никак не реагирует на все наши попытки повысить её хоть немного. Для начала, необходимо позаботиться о и, лишь после этого, можно ожидать высокой работоспособности.

    5. Неорганизованность.

    Если в вашей голове и на рабочем месте постоянный хаос, неразбериха и неупорядоченность, то с работоспособностью гарантированно будут большие проблемы. Много сил попросту уйдёт на борьбу с этим бардаком. рабочий процесс так, чтобы время использовалось максимально эффективно, а силы не распылялись на всё что угодно, но только не на работу.

    Попробуйте полдня работать физически без остановок и перекуров. А попробуйте несколько часов без перерывов решать сложные задачи, ребусы и головоломки. При такой нерациональности мозг взбунтуется довольно быстро, и до конца рабочего дня будет отказываться эффективно работать. Секрет гораздо более высокой продуктивности и работоспособности заключается в своевременном чередовании умственной работы с физической. Если делать это правильно, то можно и уставать меньше, и, за один и тот же промежуток времени, переделывать гораздо больше дел.

    ЗДОРОВЬЕ И СНИЖЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ !

    7. Здоровый образ жизни имеет прямое отношение к высокой работоспособности, продуктивности, эффективности и удовлетворению от работы. Не заботясь о здоровье и, не тренируя регулярно организм, рано или поздно, но работоспособность начнёт неумолимо снижаться, поскольку ослабленный хворями организм априори не способен эффективно функционировать. Кроме того, качество потребляемых нами продуктов имеет самое прямое отношение к тому, как мы себя чувствуем и насколько эффективно способны работать и достигать свои цели. Не заботясь о здоровье, не занимаясь спортом, и питаясь чем попало, плохое самочувствие, быстрая утомляемость и постоянная общая слабость будут обеспечены.

    8. Стрессы.

    Умеренные стрессы не способны причинить нам какого-либо вреда. Наоборот, они подстёгивают к дальнейшим действиям, новым достижениям и закаляют организм, делая его выносливее. А вот череда больших стрессов, способна надолго выбить человека из колеи, высосав из него слишком много энергии и уничтожив большое количество нервных клеток.

    • Если вы не научитесь их дозировать, по возможности, избегая частых стрессовых ситуаций, и, уж тем более нервных срывов и тяжёлых, затяжных депрессий, то работоспособность может снизиться катастрофически.

    9. Вредные привычки.

    Если бы эти привычки несли нам какую-то пользу, то они не назывались бы вредными. Всё то, что вредит нашему здоровью, точно так же снижает и работоспособность, понижая её иногда настолько, что уже ничего вообще не хочется делать. Чем больше вы имеете, тем раньше организм может подвести вас в самый неподходящий момент.

    10. «Тяжёлый» офисный воздух.

    Как установили учёные, редко проветриваемые офисы переполняются углекислым газом, результатом чего является - быстрая утомляемость сотрудников, невозможность сконцентрироваться, слабость, сонливость, апатия... Не позволяйте воздуху застаиваться в офисе, проветривайте его при каждом удобном случае. Все можно избежать!

    11. Недостаток сна.

    Само собой разумеется, что невозможно чувствовать себя хорошо, если человек не выспался и, уж тем более, если он регулярно испытывает с этим проблемы. Здоровый и полноценный сон – это залог высокой работоспособности. Относительно времени, которое необходимо отводить на сон, то тут нет чётких рамок. Одни люди прекрасно себя чувствуют, если спят 6 часов в сутки, другим же – и 8 часов мало.

    • Старайтесь спать столько, сколько чувствуете вам достаточно для отличного самочувствия. Единственное, как выяснили учёные, если спать слишком много, то вред от этого будет не меньший, нежели от недосыпания.

    12. Переедание.

    Хорошо покушав, а вернее переев, работоспособность может снизиться до нулевой отметки. Если в обеденный перерыв вам не удастся сдержаться и вы, мягко говоря, переедите, то ближайших пару часов будете чувствовать себя отвратительно. Вы будете испытывать леность, вялость, сонливость, апатичность, даже с выполнением самой простой работы возникнут значительные сложности.

    13. Отсутствие отпуска.

    Всему своё время! Отпуск – это время, которое именно ему и надо посвятить, позабыв хоть на какой-то период о «любимой» работе. Наивно полагая, что, не беря законный отпуск, вы в чём-то выигрываете, вы совершаете большую ошибку, свойственную трудоголикам. Усталость имеет свойство накапливаться. Не желая своевременно отдыхать и набираться сил, можно получить , после чего, уже вообще ничего радовать не будет. О какой-либо нормальной работоспособности, разумеется, можно будет благополучно забыть.

    14. Оптимизм.

    Давно замечено, что оптимисты легче переносят трудности, реже болеют и демонстрируют большую работоспособность, энтузиазм и производительность, нежели пессимисты, которых мало что в жизни радует. Оптимисты более жизнерадостны, они гораздо легче относятся к жизненным невзгодам и проблемам. Вполне естественно, что они меньше подвержены стрессам, депрессиям и плохому настроению, которые сами по себе забирают много сил и не позволяют эффективно работать. Если вам удастся ослабить или нейтрализовать большинство вышеприведённых факторов снижающих работоспособность , то у вас словно крылья вырастут, и высвободится огромное количество дополнительной энергии!

    Для того чтобы жить, необходима энергия или жизненная сила. Человек способен добывать энергию из различных источников, например атома, угля, воды и так далее. Но до сих пор нет такого способа, который бы помог накопить энергию, необходимую для жизни человека. Ее нельзя искусственно синтезировать, слить в бутылочку и при необходимости употреблять. Никакие цели и мечты никогда не осуществятся, если у человека нет энергии что-либо делать. Так давайте же выясним, как зарядиться энергией и повысить свою работоспособность.

    Что такое жизненная энергия

    Гармоничное развитие человека возможно только при совокупности мышечной силы и нервной. Это сочетание и можно назвать жизненной даны нам для осуществления разнообразных движений, координацией которых занимается нервная система.

    Слаженная работа нервной и мышечной систем обеспечивает равновесие между физическими, ментальными и эмоциональными процессами. Получается, если жизненная сила снижается, то нарушается работа всего организма.

    Откуда черпаем жизненную силу

    Например, когда у человека нарушается сон, то это является примером разлаженной работы мышечной и нервной систем. Мышцы расслаблены, а мозг не может отключиться. Отсутствие жизненной силы ослабляет тело человека, что является причиной развития различных патологий.

    Когда нет сил, то пропадает всякий интерес к жизни, все планы отходят в сторону, ничего не хочется, наступает эмоциональное истощение.

    Для восстановления жизненной силы в организм должны поступать различные например воздух, который наполняет наши легкие во время дыхания. Он просто необходим для функционирования всех систем органов.

    В теле человека может быть аккумулирован некоторый запас жизненных сил, чтобы их накопить, можно использовать всевозможные практики:

    • Полноценный сон.
    • Медитации.
    • Дыхательные практики.
    • Расслабление.

    Как только у вас возникает вопрос о том, то попробуйте для начала сделать несколько дыхательных упражнений, а потом можно перейти и к другим методам.

    Причины снижения работоспособности

    Наша современная жизнь такова, что мы постоянно находимся в окружении стрессовых ситуаций и часто испытываем перегрузки. Это касается как мышечной работы, так и умственной. Зачастую однообразная и приводит к тому, что понижается работоспособность, как повысить ее - волнует многих. Прежде чем говорить о ее повышении, давайте разберем причины снижения работоспособности:

    1. Большие физические нагрузки, особенно когда требуется выполнять длительное время такую работу.
    2. Физические недомогания и различные заболевания, при которых нарушается функционирование систем, что и приводит к тому, что происходит снижение работоспособности.
    3. Длительное выполнение монотонной работы также приводит к усталости.
    4. При нарушении режима работоспособность не способна оставаться на высоком уровне.
    5. Злоупотребление искусственными стимуляторам приводит к кратковременному эффекту, например, при употреблении крепкого кофе, чая изначально человек чувствует бодрость и прилив сил, но это происходит ненадолго.
    6. Вредные привычки также можно отнести к врагам работоспособности.
    7. Отсутствие интереса к жизни, личного роста приводит к угасанию ранее полученных навыков и способностей, а это не может негативно не сказаться на работоспособности.
    8. Стрессовые ситуации в семье, на работе, личные проблемы способны повергнуть человека в глубокую депрессию, которая напрочь лишает всякой работоспособности.

    Если снизилась работоспособность, как повысить ее - вот в чем проблема. Давайте с этим разбираться.

    Популярные средства повышения жизненных сил

    Существует много способов, с помощью которых можно восстановить свои умственные и физические силы. Их можно разделить на несколько групп:

    1. Лекарственные препараты.
    2. Физиотерапевтические процедуры.
    3. Средства народной медицины.

    Остановимся на каждой группе немного подробнее.

    Лекарства против усталости

    Если посетить врача, то, скорее всего, он порекомендует повысить свою активность, работоспособность с помощью лекарственных препаратов. К таковым можно отнести:


    Для тех, кто не желает использовать лекарственные средства, чтобы справиться со своей повышенной утомляемостью и низкой работоспособностью, есть и другие средства.

    Водные процедуры для придания сил

    Все процедуры, связанные с водой, тонизируют организм, снимают усталость, повышают работоспособность организма. Можно порекомендовать при сильной усталости и когда кажется, что совсем нет сил, следующие ванны:

    • Принять ванну с добавлением хвойного экстракта. Она прекрасно восстанавливает после усиленных физических нагрузок.
    • Всем знакомая морская соль также способна творить чудеса. Ванна с ее добавлением расслабляет, способствует отдыху организма и восстановлению жизненных сил.

    Страдает работоспособность, как повысить - не знаете? Примите для начала расслабляющую и восстанавливающую ванну. Сил непременно прибавится, общее самочувствие значительно улучшится.

    Знакомые методы повышения работоспособности

    В настоящее время многими учеными и исследователями, которые изучают человека, доказано, что есть способы повышения работоспособности, доступные абсолютно каждому, необходимо только желание.


    Наш мозг тоже устает

    Можно чувствовать не только физическую усталость, но и потеря умственной работоспособности совсем даже не редкость. Человеку мозг дан не зря, он не только управляет работой всего организма, но и должен постоянно решать какие-либо задачи, чтобы быть в тонусе. Ученые установили, что мы используем возможности своего мозга всего процентов на 15, практически каждому под силу сделать так, чтобы этот процент значительно повысился. Это даст огромные возможности. Сколько важных задач мог бы решить человек!

    Ученые уверены, что как мышцы нуждаются в постоянной тренировке, чтобы быть в тонусе и поддерживать красивую форму тела, так и мозг необходимо тренировать. Раньше считалось, что он не поддается тренировкам, но сейчас все это уже опровергнуто многочисленными исследованиями. Если мы тренируем мозг, то о потере умственной работоспособности не может быть и речи. Ежедневная рутинная работа достаточно утомительна для мозга, он не получает пищу для развития.

    Давайте выясним, как же можно повысить способности нашего мозга.

    Способы повышения умственной работоспособности

    1. Неоспоримая истина - ночью человек должен спать, а днем бодрствовать.
    2. Даже на рабочем месте необходимо выделять время для отдыха, но только не с сигаретой в руках или чашкой кофе, а совершаем небольшую прогулку по свежему воздуху, просто расслабляемся или делаем гимнастику.
    3. После работы многие спешат на свой любимый диван или к монитору компьютера, чтобы просмотреть ленту в соцсетях, но разве это отдых? Для нашего мозга это настоящее наказание, ему требуется активный отдых - прогулки на свежем воздухе, катание на велосипеде, подвижные игры, общение с друзьями и детьми.
    4. Курение и алкоголь являются главными врагами нашего мозга, откажитесь от них и увидите, насколько эффективнее стал он работать.
    5. Тренируем мозг, для этого старайтесь считать не на калькуляторе, а в уме, информацию запоминаем, а не записываем на бумажку. На работу маршрут стоит периодически менять, чтобы между нейронами образовывались новые связи.
    6. Подкармливайте свою память с помощью витаминных препаратов, а еще лучше употреблять больше свежих овощей и фруктов.
    7. Освоение дыхательной гимнастики поможет вам насытить ваш мозг необходимым кислородом.
    8. Массаж шеи и головы также поможет существенно улучшить кровообращение в головном мозге.
    9. Постоянные стрессы и тревожные мысли утомляют мозг, учитесь расслабляться, можно освоить приемы йоги или научиться медитировать.
    10. Научитесь мыслить позитивно, неудачи бывают у всех, но пессимист на них зацикливается, а оптимист идет дальше и верит, что все будет хорошо.
    11. Все дела решаем постепенно и поочередно, не стоит рассеивать свое внимание.
    12. Тренируйте свой мозг, решая задачки, ребусы.

    Методы довольно просты и вполне выполнимы, но достаточно эффективные, стоит только попробовать.

    Народная медицина против усталости

    Как повысить работоспособность человека, подскажут рецепты народных лекарей. Вот некоторые из них:

    • Взять свеклу и натереть ее на терке, сложить в банку примерно на три четверти и залить водкой. Настаивать в темном месте около 2 недель, а затем принимать по столовой ложке перед каждым приемом пищи.
    • Приобрести в аптеке исландский мох, взять 2 чайные ложки и залить 400 мл прохладной воды, поставить на огонь и сразу после закипания снять. После остывания процедить и все количество выпить в течение дня.

    Если посмотреть травники, то можно найти еще массу рецептов, которые помогут повысить работоспособность.

    Подведем итоги

    Из всего сказанного становится очевидно, что в потере умственной и физической работоспособности чаще всего виноват сам человек, а не окружающие факторы. Если правильно организовывать свой рабочий день и отдых после него, то не придется страдать из-за того, что снизилась работоспособность. Как повысить ее различными способами, не потребуется выяснять.

    Ведите наслаждайтесь жизнью, радуйтесь, что вы живете на этой прекрасной земле, и тогда никакая усталость вас не победит.

    РАБОТОСПОСОБНОСТЬ. ПРИЧИНЫ И ВИДЫ ЕЕ СНИЖЕНИЯ

    В процессе производственной деятельности в системе «человек-машина-окружающая среда» самым уязвимым элементом является именно человек. Искусственная среда, химический состав воздуха, ускорения, шум и вибрации - все это негативно влияет на самочувствие человека, вызывая у него как скрытое утомление, так и переутомление. Поводом для особого беспокойства является травматизм на предприятиях. Травмы возникают в результате многократно повторяющихся движений, перенапряжения, вызывая профессиональные затылочно-шейные и скелетно-мышечные расстройства. Травматизм нередко принимает характер эпидемии, подвергая риску до 15-20 % рабочих. Национальный институт профессиональной безопасности и здоровья США включает производственные травмы в число 10 основных опасностей, которые подстерегают людей на работе. Неудобные рабочие места и инструменты - основные виновники производственных травм и профессиональных заболеваний.

    На физическое и психические состояние людей на производстве влияют и стрессовые ситуации, которые возникают при сочетании ряда составляющих.

    Перечислим факторы, влияющие на создание стрессовой ситуации:

    Среда (социальное и физическое окружение на работе и в свободное время);

    Организационные факторы (стиль руководства);

    Индивидуальные факторы (личностные качества).

    Перед эргономикой встает проблема проектирования систем, ориентированных на пользователя, его опыт, знания, квалификацию. В числе основных должны быть учтены вопросы организации условий труда в зависимости от полового признака («эргономика женской работы»), выделены эргономическое проектирование для пожилых людей и инвалидов (на рабочем месте и в окружающей среде).

    В эргономике работоспособность рассматривается как потенциальная возможность человека выполнять трудовую деятельность в течении заданного времени и с заданной эффективностью.

    Понятие работоспособности - психофизиологическое, оно отличается от понятия трудоспособности, которое отражает физическое состояние здоровья.

    Если трудоспособность уже ограничена, то необходимо устанавить степень утраты трудовых возможностей (20 %, 50 % и т.п.). Состав группы людей с ограниченной трудоспособностью очень неоднороден по возрастным показателям, виду и степени повреждений, социальному статусу и т.п. Так, снижение трудоспособности на 50-100 % происходит у 18,8 % группы, на 30-50 % - у 3,2 %, в то время как работоспособность не снижается у 37 %. Это выражается в уровнях социальной активности - от нулевой до относительной активности, когда человек стремится продолжить доступную трудовую или общественную форму деятельности, ведет активный образ жизни.

    В проявлениях работоспособности выделяют:

    Общий уровень: потенциальные возможности человека;

    Текущее состояние: реальный уровень работоспособности, изменяющийся в зависимости от фаз ее динамики, а также различных внешних и внутренних факторов.

    При характеристике общего уровня работоспособности за эталон обычно принимают среднестатистические данные взрослых здоровых мужчин при нормальных здоровье и самочувствии в благоприятной фазе динамики работоспособности - через 2-3 ч после начала смены, во 2-3 день недельного цикла.

    Различают пять групп факторов, влияющих на работоспособность:

    1-ая группа - обусловлена особенностями растущего организма, проблемами акселерации; функциональные ресурсы отстают от морфологических, поэтому уровень работоспособности подростков и юношей ниже показателей взрослых людей;

    2-ая группа - обусловлена возрастными особенностями пожилых людей; возрастное снижение функциональных способностей организма начинается после 45 лет;

    3-я группа - связана с анатомо-физиологическими особенностями женского организма, вызывающими снижение уровня работоспособности женщин по сравнению с эталоном (особенно при физическом труде);

    4-ая группа - связана с индивидуальными особенностями организма (конституционные черты, тренированность). Она относится к состоянию физиологической нормы и поэтому снижение трудовых возможностей в этом случае является умеренным и не ведет к утрате работоспособности;

    5-ая группа - патологические изменения в организме - как хронические (постоянное снижение работоспособности), так и острые (временное нарушение работоспособности).

    При разработке эргономических принципов организации труда инвалидов необходимо опираться на квалификацию дефекта и связанные с ним психофизиологические особенности этой категории лиц. Дефектологические изменения целесообразно рассматривать на нескольких взаимосвязанных уровнях:

    Средства коррекции предусматривают повышение возможностей ослабленной функции путем специальных мер (зрения - линзами, корректировка слуха - применением слухового аппарата и т.п.). Эти средства универсальны, но не связаны с особенностями конкретной деятельности. Для многих других видов нарушений используются специальные средства - различного рода приспособления на рабочих местах, корректирующие ту или иную ослабленную функцию. К специальным средствам корректировки ослабленного зрения относится изменение освещения и цветовой гаммы на рабочем месте, яркости источников света, окраски помещения и др. Подобное коррективное направление не требует существенных преобразований средств труда, делая процесс труда и без его коренной перестройки доступным для человека.

    Другое направление связано с коренной перестройкой самого процесса труда и с проективным эргономическим подходом организации самой деятельности для лиц с ограниченными трудовыми возможностями. Проективный подход предполагает перестройку всего процесса труда, сохраняя лишь его цель и результаты деятельности.

    Так, ручное управление автомобилем для инвалида влечет за собой радикальную перестройку органов управления и их компоновки.

    Основным направлением в организации труда инвалидов является проектирование новых технических средств компенсации различных дефектов на основе замещения утраченных функций при опоре на сохраненные функции. Кроме проектирования подобных средств необходимо организовать систему обучения инвалидов по их использованию (рис. 84).