Гимнастика для глаз детям дошкольного и школьного возраста в игровой форме.

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения , отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по поду более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст также нужно использовать вначале небольшой (до 4 строк), а затем переходить к более сложным и длинным.

Виды гимнастик

По использованию художественного слова гимнастики для глаз можно разделить на те, которые имеют стихотворное сопровождение и те, которые проводятся без него.

По использованию дополнительных атрибутов , можно выделить 4 вида:

— с предметами (например, комплекс 4 или работа с расположенными на стенах карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, цифры, геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см). По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т.д.

— без атрибутов (никакие предметы и плакаты не используются);

— с использованием специальных полей (комплекс 73,74 или изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т.д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см.. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте (над доской, на боковой стене и даже на потолке). По просьбе педагога дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку или персонажа по теме и отправиться в путешествие);

— с использованием ИКТ. Существуют специализированные программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения. Как правило, они дорогостоящие и мало используются в ДОУ. Но мультимедийную гимнастику для глаз легко изготовить самим, используя программу PowerPoint для создания презентаций, где любому объекту можно задать определенное движение (инструменты Анимации). Это удобно при использовании непосредственной образовательной деятельности на основе презентации, когда педагог подбирает рисунки по теме и вставляет ее в нужный этап.

Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в стихотворной форме , движения по определенным дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы.

“Весёлая неделька” гимнастика для глаз

— Всю неделю по — порядку,

Глазки делают зарядку.

— В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

— Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

— В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

— По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

— В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

— Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

— В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

— Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

Сидя на стуле, руки на коленях. Посмотрите на левое плечо. Затем посмотрите прямо. Теперь посмотрите на правое плечо. Постарайтесь справа увидеть как можно дальше. Посмотрите прямо.

Любопытная Варвара

Смотрит влево…

Смотрит вправо…

А потом опять вперёд.

Тут немного отдохнёт;

Шея не напряжена

И расслаблена…

(Движения повторяются по два раза в каждую сторону).

Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Медленно откиньте голову как можно больше назад! Как напрягается шея! Выпрямитесь! Легко стало, свободно дышится. Слушайте и делайте как я.

А Варвара смотрит вверх!

Возвращается обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И рассла-а-бле-на…

сейчас медленно опустите голову вниз. Выпрямитесь. Шея расслаблена. Приятно. Хорошо дышится. Слушайте и повторяйте такие слова.

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И рассла-а-бле-на…

Вы успокоились, расслабились. Вам легко и приятно дышится.

Физкультминутка для глаз

«Глазкам нужно отдохнуть.»

(Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»

(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.»

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут»

(Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.»

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!»

(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

«Бабочка»

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох).

Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

МОСТИК

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса

(Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют

(Продолжают стоять с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву «О», получается легко

(Глазами рисуют букву «О»)

Вверх поднимем, глянем вниз

(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем

(Глазами двигают вправо-влево)

Заниматься вновь начнем.

(Глазами смотрят вверх-вниз)

СТРЕКОЗА

Вот какая стрекоза- как горошины глаза.

(Пальцами делают очки.)

Влево- вправо, назад- вперед-

(Глазами смотрят вправо- влево.)

Ну, совсем как вертолет.

(Круговые движения глаз)

Мы летаем высоко.

(Смотрят вверх.)

Мы летаем низко.

(Смотрят вниз.)

Мы летаем далеко.

(Смотрят вперед.)

Мы летаем близко.

(Смотрят вниз.)

ВЕТЕР

Ветер дует нам в лицо.

(Часто моргают веками.)

Закачалось деревцо.

(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)

Ветер тише, тише, тише…

(Медленно приседают, опуская глаза вниз.)

Деревца все выше, выше!

(Встают и глаза поднимают вверх.)

БЕЛКА

Белка дятла поджидала,

(Резко перемещают взгляд вправо- влево.)

Гостя вкусно угощала.

Ну-ка дятел посмотри!

(Смотрят вверх-вниз.)

Вот орехи - раз, два, три.

Пообедал дятел с белкой

(Моргают глазками.)

И пошел играть в горелки.

(Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем).

ТЕРЕМОК

Терем- терем- теремок!

(Движение глазами вправо- влево.)

Он не низок, не высок,

(Движение глазами вверх- вниз.)

Наверху петух сидит,

Кукареку он кричит.

(Моргают глазами.)

ЗАЯЦ

Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.

(Смотрят вверх.)

Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево.

(Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.)

Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает.

(Моргают глазками.)

Глазки закрывает.

(Глазки закрывают.)

Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.

(Прыгаем, как зайчики).

ДОЖДИК

Дождик, дождик, пуще лей.

(Смотрят вверх.)

Капель, капель не жалей.

(Смотрят вниз.)

Только нас не замочи.

Зря в окошко не стучи.

КОШКА

Вот окошко распахнулось,

(Разводят руки в стороны.)

Кошка вышла на карниз.

(Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.)

Посмотрела кошка вверх.

(Смотрят вверх.)

Посмотрела кошка вниз.

(Смотрят вниз.)

Вот налево повернулась.

(Смотрят влево.)

Проводила взглядом мух.

(Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.

(Дети приседают.)

Глаза вправо отвела,

Посмотрела на кота.

(Смотрят прямо.)

И закрыла их в мурчаньи.

(Закрывают глаза руками.)

Кот на солнышке сидит,

Глаз закрыт, другой закрыт

(закрыть по очереди оба глаза)

Кот играет в «Жмурки»

(крепко зажмуриться)

— С кем играешь, Васенька?

— Мяу, с солнцем красненьким!

(открыть оба глаза)

КАЧЕЛИ

Есть качели на лугу:

Вверх-вниз, вверх-вниз

(посмотреть глазами вверх, вниз)

Я качаться побегу

Вверх-вниз, вверх-вниз

(посмотреть вверх, вниз)

ЛУЧИК СОЛНЦА

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

(Моргают глазками.)

Ну-ка лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

(Делают круговые движения глазами.)

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

(Отводят взгляд влево.)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

(Отводят взгляд вправо.)

«Отдыхалочка»

Мы играли, рисовали (выполняется действия, о которых идет речь)

Наши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть — чуть.

А теперь их открываем

И немного поморгаем.

«Ночь»

Ночь. Темно на улице. (Выполняют действия, о которых идет речь)

Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.

(повторить 3 — 4 раза)

«Прогулка в лесу»

Мы отправились гулять. Шагают на месте

Грибы — ягоды искать

Как прекрасен этот лес.

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине, смотрят вверх

Вот грибок растет на пне, смотрят вниз

Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх

Ежик под кустом шуршит. смотрят вниз

Слева ель растет — старушка, смотрят вправо

Справа сосенки — подружки. смотрят влево

Где вы, ягоды, ау! повторяют движения глаз

Все равно я вас найду! влево — вправо, вверх — вниз.

I Комплекс

1. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

2. Не поворачивая головы, закрытыми глазами «посмотреть» направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

II Комплекс

1. На счет 1-4 закрыть глаза, без напряжения глазных мышц, на 1-6 широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо.

III Комплекс

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно 5 секунд.

Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево — вправо, вверх-вниз.

Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.

Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.

ЛИТЕРАТУРА

1. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

2. Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: Учебн. Пособие. М.: Изд-во РУДН, 1999.

3. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. — М.: ВАКО, 2007

4. Демирчоглян Г.Г. Эффективные упражнения для зрения. – М.

воспитатель МАДОУ №27 «Чебурашка»,

г. Чайковский, Пермский край, Россия

Большое количество информации ребенок получает именно через органы зрения, именно поэтому даже у дошкольников могут возникать зрительные нарушения. Гимнастика для глаз для детей поможет избежать ухудшения зрения, которое сказывается на физическом и интеллектуальном развитии. Зарядка хорошо тренирует глазодвигательные мышцы.

Специально подобранные комплексы помогают успокоить нервную систему малыша, снять усталость и облегчить нагрузку. Зарядка для глаз для детей способна замедлить или даже вовсе остановить падение зрения. В итоге головному мозгу легче перерабатывать информацию, которую он получает из органов зрения.

В первые десять лет жизни происходит интенсивное развитие органов зрения. В этот период глаза уязвимы для негативного влияния различного рода факторов: компьютер, телевизор, инфекционные процессы, неблагоприятная экология и другое. Неудивительно, что в наш век технологий зрение ухудшается, именно поэтому глаза нуждаются в отдыхе и расслаблении.

Детская гимнастика для глаз очень проста. В некоторых случаях достаточно посчитать вместе с ребенком растущие на дереве плоды или проезжающие мимо машины. Для этого не нужно слишком много времени. Одна такая разминка может длиться от трех до пяти минут.

Разминка для глаз для детей показана уже с двух-трех лет. Специалисты рекомендуют проводить ежедневные упражнения и обращают внимание на тот факт, что зрение формируется до двенадцатилетнего возраста.

Цель зрительной тренировки

Упражнения для глаз для детей не только повышают остроту зрения, они способны снимать спазм глазодвигательных мышц, поддерживать общий тонус и снимать усталость. Более того, такая зарядка даже убирает мешки под глазами, обогащает глазное яблоко притоком крови. Специалисты утверждают, что если каждый день проводить упражнения для глаз утром и вечером, то уже через месяц вы ощутите результат.

Не забывайте о том, что любая двигательная активность поможет глазам вашего ребенка лучше работать. Поощряйте ребенка больше двигаться, бегать, прыгать, играть в подвижные игры. Немаловажно следить за осанкой ребенка. Неправильная посадка за столом может привести к нарушению кровоснабжения головного мозга, что в свою очередь влечет за собой проблемы со зрением. Также важно контролировать времяпрепровождение ребенка перед экраном телевизора или компьютера. Не допускайте, чтобы он подолгу, не отрываясь, пользовался гаджетами. Специалисты не рекомендуют смотреть телевизор в темной комнате. Из-за этого органы будут перенапрягаться, для того чтобы адаптироваться к свету.

Не стоит самоуверенно полагать, что если у вашего чада нет проблем со зрением, то и гимнастика ему не нужна. Зарядка применяется как в лечебных, так и в профилактических целях, она поможет предотвратить проблемы со зрением.

Комплекс упражнений для детей, которые ходят в детский сад, может проводиться в игровой манере

  • миопия – близорукость;
  • дальнозоркость;
  • жалобы на усталость глаз;
  • амблиопия;
  • наследственная предрасположенность – кто-то в семье имеет проблемы со зрением;
  • серьезные внутренние патологии;
  • косоглазие;
  • астигматизм. Дети жалуются на то, что картинка расплывается и двоится.

Комплекс упражнений

Рассмотрим ряд упражнений, которые снимают усталость с глаз и укрепляют мышцы органов зрения. Крайне важно создание спокойной атмосферы, не нужно заставлять ребенка делать эти упражнения, необходимо его заинтересовать. Не забывайте о регулярности. Один месяц можно делать один комплекс, а потом для разнообразия попробовать другие варианты.


Упражнения для детей с нарушением зрения подбираются офтальмологом

Выделим наиболее действенные методики:

  • голова ребенка должна быть зафиксирована. Для этого он должен положить подбородок на руки. Затем глазные яблоки следует поднять максимально вверх к потолку, а потом вниз. Необходимо сделать четыре подхода и немного отдохнуть. Далее делается аналогичное упражнение, только глаза направляются по горизонтальной оси в левую и правую стороны;
  • при косоглазии рекомендуется разводить зрачки в разные стороны, а затем сводить их к носу;
  • вместе с ребенком смотрите в окно и найдите рядом расположенный и отдаленный предмет. Задача ребенка попеременно фиксировать свой взгляд то на одном, то на другом предмете;
  • упражнение «Уголки» заключается в том, что ребенок попеременно смотрит в левый верхний угол комнаты, затем переводит взгляд в правый нижний угол. Далее он смотрит в правый верхний и левый нижний угол;
  • ребенок может закрыть глаза и аккуратными движениями их погладить. Необходимо объяснить, что надавливать на глазки не нужно;
  • для расслабления глаз в темной комнате следует закрыть глаза и попытаться представить темную или даже черную поверхность. Такое упражнение снимает возбуждение с сетчатки и расслабляет глазодвигательные мышцы;
  • упражнение «Воображаемая гимнастика» развивает восприятие и воображение, оно выполняется с закрытыми глазами. Ребенок должен сесть, успокоиться и представить приятную картину. Это может быть красивый остров с пальмами, чайками и глубоким океаном. Необходимо представить, что вы сидите на берегу и смотрите вдаль без очков. Мысленно переводите взгляд от одного предмета к другому.


Хорошо сочетать гимнастику в ДОУ с домашней зарядкой

Снять зрительное напряжение помогут и другие советы. Встаньте в ровное положение и поднимите плечи вверх, а затем отведите их максимально назад, после чего верните в исходное положение. Необходимо сделать десять таких повторений. Также можно усложнить это упражнение тем, что после отведения назад вы не возвращаетесь в исходное положение, а отводите плечи вперед.

Также можно положить подборок на грудную клетку, при этом расслабив шею, после чего голова запрокидывается максимально назад. Усложните это задание, делая его в сидячем положении. Сначала подбородок опускается на грудь, затем голову нужно отвести в сторону и запрокинуть назад.

Ребенок должен сесть прямо и максимально расслабиться. Далее он берет две ладошки и трет их одну о другую. Затем правую ладонь следует приложить к правому глазу и, соответственно, левая рука располагается возле левого глаза. Необходимо объяснить ребенку, что прижимать ладони к глазам сильно не нужно, пальминг не должен причинять никакого дискомфорта. Главным моментом является то, что между пальцами не должно быть щелочек, которые бы пропускали свет.

Во время пальминга шея и позвоночник должны находиться на одной прямой линии. Локти лучше поместить на стол. Это упражнение можно выполнять на перемене между уроками для снятия напряжения. Не стоит резко убирать ладони с глаз. Можно постепенно их приоткрывать, для того чтобы глаза привыкли к свету.


Пальминг можно проводить перед каждым комплексом упражнений

Упражнения для детей дошкольного возраста

Примерно с трехлетнего возраста органы зрения начинают испытывать значительные нагрузки, поэтому зарядка послужит хорошим профилактическим методом для предотвращения зрительных нарушений. Если ребенок носит очки, то во время зрительной тренировки необходимо надевать очки с более слабыми диоптриями.

Рассмотрим эффективный комплекс:

  1. из картона вырежьте два круга и прикрепите их к двум углам на потолке. Для того чтобы ребенок обратил на них внимание, можно использовать цветной картон. Суть задания заключается в том, что ребенок должен в течение десяти секунд зафиксировать взгляд на одном круге, а затем на другом. Все движения должны осуществляться глазными яблоками, следует объяснить ребенку, что головой крутить нельзя. Ребенок должен сделать пять подходов, после чего делается пятнадцатисекундный перерыв;
  2. для этого упражнения родителям следует заранее подготовиться. Понадобится яркий рисунок, это может быть змейка, спираль или шахматная доска. Крепится картинка на потолке. Задача ребенка – пройти весь путь от начала и до конца. Родители сами могут определять траекторию движения;
  3. для улучшения кровоснабжения и развития глазодвигательных мышц используется упражнение с маятником. Его рекомендуют выполнять детям, чьи родственники страдали косоглазием. Оно помогает синхронно фиксировать движущиеся предметы и является хорошей профилактикой косоглазия. В качестве маятника можно использовать пуговицы на нитке, шарик или бусинку. Родитель должен стать за спиной у ребенка и расположить маятник примерно на расстоянии 40 см. Его задача заключается в том, чтобы следить за движением маятника, при этом голова должна оставаться неподвижной. После этого ребенок должен посмотреть на отдаленные предметы за окном и постараться описать в деталях все, что он видит. Специалисты утверждают, что по мере улучшения остроты зрения ребенок начнет описывать все больше деталей;
  4. для улучшения зрения на близком расстоянии возьмите обычные наручные часы с крупным циферблатом. Ребенок должен сказать, сколько времени, когда часы расположены в 30–40 см от него, затем вы отходите на метр и в конце на полтора метра. После этого в таком же порядке приближаете часы к лицу ребенка.


Не нужно заставлять ребенка проводить зрительную тренировку, он должен ее делать с приятными эмоциями

Глазная тренировка для детей школьного возраста

Школьники испытывают колоссальные нагрузки, поэтому в этом возрасте нельзя пренебрегать важностью зрительной тренировки. После каждого упражнения необходимо закрывать глаза на несколько секунд. Все движения выполняются без усилий.

Рассмотрим быстрый комплекс для детей школьного возраста:

  1. это упражнение называют «скорой помощью», так как оно расслабляет глазодвигательные мышцы, улучшает остроту зрения и повышает четкость изображения. Очень важно правильно выполнять упражнение, а для этого вы должны в первую очередь сами освоить технику. Поставьте стул примерно в метре от стены. Лицо должно быть максимально расслабленным, а голова – неподвижной. Глазными яблоками необходимо прорисовать латинскую букву V. Для этого вы поднимаете глаза в правый верхний угол и опускаете их вниз. Далее на пять секунд глаза необходимо закрыть. Затем вы смотрите в левый верхний угол и опускаете их вниз;
  2. посмотрите на область между бровями и задержите взгляд на несколько секунд. Со временем задержку в верхнем положении можно постепенно увеличивать;
  3. это упражнение выполняется с открытыми глазами. Представьте перед собой циферблат и прорисовывайте глазным яблоком все цифры сначала по часовой, а затем против часовой стрелки;
  4. для расслабления мышц необходимо сильно зажмурить глаза, а затем открыть и расслабить;
  5. еще одно упражнение в форме игры поможет восстановить зрение и расслабить шею. Для этого ваш ребенок должен представить, что его нос – это речка или указка, и он должен им нарисовать цифру, букву или что-то еще, а окружающие будут угадывать.


С помощью зрительной гимнастики дети будут видеть гораздо лучше

Гимнастика для глаз по Аветисову

Эдyapд Cepгeeвич Aвeтиcoв – это авторитетный профессор медицины в области офтальмологии. Долгие годы он работал над вопросами улучшения зрения и доказал, что проблему гораздо легче предупредить, чем лечить. Тем более что офтальмологические заболевания имеют склонность к хронизации процесса.

Профессор считает, что заботиться о зрении необходимо еще с раннего детского возраста. Он разработал комплекс несложных упражнений, на которые особое внимание должны обратить родители, чьи дети страдают миопией и подолгу находятся перед компьютером.

Профессор заверяет, что положительную динамику можно заметить уже через несколько дней. Нагрузку следует постепенно увеличивать. Аветисов предложил три тренировочных комплекса.

Рассмотрим, что входит в первый комплекс:

  • сожмите веки на три секунды, после чего их следует разжать. Рекомендуется сделать по шесть-восемь таких подходов;
  • в течение двадцати секунд активно моргайте, после чего сделайте перерыв на несколько секунд. Помассируйте глаза через закрытые веки подушечками пальцев;
  • легонько придавите подушечками пальцев глазное яблоко;
  • указательными пальцами надавите на область между бровями.

Укрепить внутренние мышцы глаз поможет второй тренировочный комплекс:

  • переводите взгляд с пола на потолок, при этом не двигайте головой. Сделайте по десять подходов;
  • опускайте глазные яблоки с потолка на пол по диагональной оси;
  • перемещайте взгляд по горизонтальной оси;
  • вращайте глаза по кругу сначала в одном, затем в другом направлении. Старайтесь не упускать из поля зрения попадающие предметы.

Завершающий этап способствует не только укреплению зрения, но и совершенствованию аккомодации:

  • перемещайте взгляд с пальца вытянутой руки на отдаленный предмет;
  • согните руку в локте и поместите указательный палец к кончику носа. Постепенно выравнивайте руку, а глазами следите за ходом направления пальца;
  • упражнение аналогично предыдущему, только сейчас, если вы отводите правую руку, то закрываете левый глаз. Только правый глаз должен следить за указательным пальцем правой руки. Затем необходимо закрыть правый глаз;
  • нарисуйте на оконном стекле точку. Зафиксируйте взгляд сначала на нем, а затем на каком-нибудь уличном предмете.

Итак, зрительная гимнастика для детей – это хороший способ предотвратить многие офтальмологические нарушения, а также избавиться от уже имеющихся проблем. На проведение вышеупомянутых упражнений не нужно много времени. Главное, это хорошая организованность и сила воли. Ребенка важно заинтересовать, не нужно его принуждать делать зарядку. Если вы подумаете, как выполнить упражнения в форме игры, ваше чадо будет просить вас поиграть и заодно укрепит мышцы глаз. Прежде чем начинать гимнастику для глаз, отведите ребенка к офтальмологу и посоветуйтесь в отношении того, какой комплекс будет наиболее эффективен в вашем конкретном случае.

Гимнастика для глаз дает своеобразный «отдых» напряженным органам зрения. В условиях современной жизни и взрослые, и дети сталкиваются с такой проблемой, как чрезмерная нагрузка на глазодвигательные мышцы. Именно поэтому окулисты рекомендуют не лениться и ежедневно проводить гимнастику для глаз.

Особенно это актуально для детей, которые с раннего возраста подвержены высоком риску развития нарушений зрения.


Цель

Многие родители задаются вопросом, каково предназначение гимнастики для глаз, какая польза от подобной процедуры. Для начала стоит уточнить, что данные тренировки органов зрения являются хорошим способом профилактики развития различных недугов в раннем возрасте. В основном это касается таких заболеваний, как близорукость и дальнозоркость. Исключением не является и астигматизм, который нередко беспокоит детей школьного возраста.

Ребята ежедневно получают и усваивают большое количество информации, и органы зрения находятся в постоянном напряжении. Именно по этой причине ребенок начинает испытывать усталость, что и провоцирует появление проблем с глазами.


Даже при наличии идеального зрения не нужно забывать о простых методах релаксации. Так, учитывая все вышеперечисленные факторы, медики разработали множество полезных упражнений. Кроме этого, гимнастика способствует улучшению зрения даже при регулярном перенапряжении. Лучше всего выбирать комплексы, включающие элементы игры, а также стихи и поговорки. Особенно это касается тех случаев, когда упражнения подбираются для малыша или дошкольника.

Важной целью проведения гимнастики для глаз является восстановление зрения. К подобным методам рекомендуется обращаться даже в запущенных случаях, когда единственным возможным решением представляется операция для коррекции зрения. Тренировки потребуют большого количества времени и усилий. Родителям необходимо учесть то, что комплекс упражнений для ребенка подбирается в зависимости от проблем со зрением. В случае, если нарушения отсутствуют, гимнастика будет отличным методом для профилактики различных заболеваний. Перед выбором комплекса упражнений рекомендуется проконсультироваться со специалистом.


Физминутка для детей дошкольного возраста и начальной школы

Многие специалисты в области медицины отмечают, что даже посещая детский сад или начальную школу, ребенок сталкивается с продолжительными нагрузками на органы зрения. В основном это происходит на уроках рисования, лепки или конструирования. Известно, что именно эти виды требуют постоянного напряжения, так как внимание сосредоточено на одной точке. Когда ребенок идет в школу, нагрузка только увеличивается. Дети 6-7 лет сталкиваются со удвоенными зрительными нагрузками по сравнению с дошкольниками 5 лет.

В любом случае справиться с подобной проблемой помогут простые и интересные упражнения, которые займут минимальное количество времени.


  • Лучше всего начать с движений глазами вправо и влево . Если занятия проводятся с детьми дошкольного возраста, воспитатель должен сначала демонстрировать все действия в медленном темпе.Рекомендуется проводить тренировку в виде игры. К примеру, можно предложить детям представить себя хитрой лисичкой, которая подобными движениями глаз высматривает зайчика. Постепенно темп рекомендуется увеличивать. Заканчивая упражнение, дети должны закрыть глаза.


  • Далее нужно предложить ребятам такой способ, как зажмуривание и открытие глаз . Предварительно пример должен показать воспитатель, особенно если занятия проходят в дошкольной группе. Ребенок зажмуривает глаза на 5 секунд, после чего широко их открывает. Можно предложить детям изобразить удивление – им будет понятнее.
  • Еще одной интересное упражнение для дошкольников – чесание носика. Дети должны вытянуть руки вперед. Напротив носа нужно поместить указательный палец. Взгляд необходимо сосредоточить на приближающемся издали пальце. Ребенку следует слегка почесать носик. После выполнения этого действия палец нужно медленно удалить.


Если же подобная физминутка подбирается для детей 9-10 лет, лучше всего воспользоваться в процессе специальными учебными пособиями.

  • Одним из эффективных способов расслабить глаза является обводка взглядом геометрической фигуры . Во время выполнения упражнения взгляд нужно останавливать на углах. В процессе можно использовать разные фигуры: треугольники, прямоугольники или круги.
  • Еще одно интересное упражнение называется «Покажи глазами». Для этого на доске нужно зафиксировать несколько геометрических фигур. Ребенок должен глазами, не поворачивая головы, изобразить выбранную учителем форму.


Зарядка при нарушении зрения

Различные комплексные упражнения рекомендовано использовать при развитии определенных нарушений. Довольно часто применяются зрительные гимнастики при близорукости у детей. Известно, что для такого недуга характерно размытое виденье объектов, которые находятся далеко от ребенка.

Близорукость может быть как врожденной, так и приобретенной, поэтому рекомендуется обратиться к комплексу, который не только поможет в борьбе с недугом, но и остановит его дальнейшее развитие.


Итак, начать тренировки нужно с фиксации нижнего века . Для этого указательный палец кладут на внешний угол глаза, средний – на центр века. Безымянный палец должен располагаться на внутреннем уголке зрительного органа. Необходимо придерживать веко таким образом, чтобы возникло своеобразное сопротивление. В это время ребенок должен открывать и закрывать глаза, придерживаясь медленного темпа. Гимнастику от близорукости можно проводить даже во время прогулки.

Ребенок должен переводить взгляд с отдельно расположенных предметов: к примеру, с объектов, находящихся возле дороги, на область под его ногами. Особенно полезным будет подобное упражнение при миопии слабой степени у подростков.



Еще одной распространенной проблемой как среди взрослых, так и среди детей является дальнозоркость (гиперметропия) . Даже в раннем возрасте малыши сталкиваются с быстрой утомляемостью глаз. При наличии подобной проблемы также можно использовать эффективные комплексы упражнений. Одним из интересных и полезных вариантов является тренировка «Пальминг» . Суть упражнения заключается в том, что ребенок закрывает глаза руками. Ладони не должны давить на зрительные органы, наоборот, требуется полная расслабленность.

Упражнение можно выполнять в любом положении. Если тренировка проводится с ребенком дошкольного возраста, лучше всего почитать сказку. Через несколько минут нужно медленно отвести руки от лица, чтобы органы зрения перенастроились на комнатное освещение.

Также специалисты разработали упражнения при косоглазии у ребенка . Стоит отметить, что подобное нарушение у новорожденного малыша не относится к категории заболеваний. Это нормальное явление, но только до 6 месяцев. Если же косоглазие не прошло после полугода, необходимо обратиться к врачу. Кроме этого, специалисты рекомендуют выполнять упражнения на конвергенцию.

Одним из эффективных способов является использование карандаша . Предмет размещают в 20-30 см от глаз, просят ребенка смотреть мимо него. В результате должно возникнуть два изображения одного предмета.

Устранить нарушение в дошкольном возрасте можно с помощью различных интересных упражнений.



Можно предложить малышу закрыть глаза руками и попросить, чтобы он произносил название различных любимых игрушек. При этом ребенок должен рассказывать об их форме. Одно из сложных заболеваний у детей – астигматизм. В основном, схема лечения недуга подбирается на начальных этапах его развития. В этом случае можно полностью устранить заболевание без использования радикальных мер. Восстановить зрение помогут колебательные движения, интенсивные сжимания и разжимания век.

Детям с амблиопией также рекомендуется каждый день заниматься гимнастикой для глаз. Стоит отметить, что лечение данного заболевания эффективно только на ранних этапах развития. Обязательным условием является укрепление мышц органов зрения с помощью различных комплексов. Особое внимание необходимо уделить лечению нистагмы у ребенка. Одним из методов устранения неконтролируемого движения глаз является выполнение различных упражнений.


Комплекс упражнений по Аветисову

Уникальность данных комплексных упражнений заключается в том, что тренировки используются как для лечения, так и для профилактики недугов. Занятия по данной схеме помогут вернуть ребенку нормальное зрение. Стоит отметить, что методика включает в себя три категории упражнений.

Все действия, входящие в первую группу, способствуют улучшению циркуляции крови. Для начала ребенку следует принять положение сидя. Глаза закрывают на 5-6 секунд, после чего открывают. В таком положении необходимо оставаться несколько секунд. Повторять упражнения необходимо от 6 до 8 раз.



После этого необходимо предложить ребенку моргать в течение 60 секунд. Для выполнения данного упражнения лучше всего использовать часы. Затем нужно сделать небольшой перерыв и вновь повторить действие. Далее необходимо сидеть с закрытыми глазами, аккуратно давить на веко. Воздействие нужно выполнять тремя подушечками пальцев, предварительно сложив их вместе. Надавливание необходимо выполнять не дольше 3 секунд. Аналогичные действия нужно повторить и со вторым глазом.

Во вторую группу включены упражнения, способствующие укреплению мышечных составляющих. На первом этапе ребенку следует попеременно смотреть то на ковер, то на люстру. В процессе выполнения голова не должна двигаться в стороны. Взгляд нужно попеременно переводить с верхней части на нижнюю. Сохраняя положение головы, ребенку следует смотреть в левую и правую стороны поочередно. После этого нужно поднимать взгляд вверх и опускать вниз.

На последнем этапе ребенку следует вращать зрачками, выполняя круговые движения.


Упражнения из третьей категории восстанавливают аккомодацию. Для начала ребенок должен смотреть вдаль несколько секунд. После этого взгляд постепенно переводится на указательный палец, который нужно расположить в 20-30 см от лица. Затем ребенок должен принять положение стоя. Руку вытягивают перед собой, поднимают указательный палец так, чтобы он находился на уровне средины лица. Взгляд сосредотачивают на кончике пальца, который следует медленно приближать к себе. Повторять действие необходимо до тех пор, пока изображение не начнет двоиться.



4 самых эффективных упражнения по восстановлению зрения

Существует множество различных упражнений, которые направлены на восстановление зрительной функции у ребенка. Стоит обратить внимание на особые методики, использующиеся даже в запущенных случаях.

«Ступенчатая гимнастика»

Первый вид называется «Ступенчатая гимнастика». Действие всех упражнений направлено на активизацию функций аккомодационного аппарата. Преимущество этой методики заключается в том, что в ней задействованы все элементы одновременно. Особенность упражнений заключается в том, что ребенок постепенно переводит взгляд с ближних предметов на дальние. Взгляд необходимо фиксировать на каждом объекте в течение примерно 5 секунд, чтобы аккомодационный аппарат функционировал нужным образом.


«Цифровая гимнастика»

Вторая методика называется «Цифровая гимнастика». Ребенок должен прикрыть глаза ладонями, при этом закрыв глаза. В таком положении следует «нарисовать» глазами числа от 1 до 10. Затем упражнение нужно повторить, «рисуя» числа в обратном порядке. Преимущество этой гимнастики заключается в том, что она занимает не более 2-х минут. Если упражнения должен выполнять маленький ребенок, на начальных этапах нужно заниматься вместе с ним.

Зачастую «Цифровую гимнастику» выполняют при больших нагрузках на органы зрения. В основном она рекомендована школьникам, которые с раннего возраста страдают от проблем со зрением. При ежедневном выполнении таких простых упражнений улучшается кровоснабжение в глазах.

Нередко методика используется при катаракте и глаукоме.


В современном мире огромный процент информации поступает в наш мозг через зрительные анализаторы. Этому во многом способствует активное использование персональных гаджетов – смартфонов, планшетов, ноутбуков, игровых приставок, без которых мы уже не может представить свою жизнь.

В ногу со временем идут и наши дети. Уже с раннего возраста большинство из них умело использует в своих целях необыкновенно интересные достижения науки и техники. К сожалению, это увлечение создает большую нагрузку на развивающиеся органы зрения малыша, что негативно сказывается на их здоровье.

Поэтому для сохранения и профилактики различных заболеваний зрительной системы в образовательных учреждениях проводится специальная гимнастика. О том, что представляют собой спортивные упражнения для глаз в детском саду, расскажем в данной статье.

Здоровье глаз нужно беречь с раннего возраста!

Специальная гимнастика для глаз считается самой популярной формой профилактики и коррекции патологий зрительной системы в дошкольных образовательных учреждениях.

Регулярное выполнение простых упражнений позволяет:

  • избежать переутомления глаз;
  • снять зрительное напряжение;
  • улучшить кровоток в тканях глаза;
  • развить мышечный аппарат органа зрения;
  • улучшить состояние глаз, повысить их функциональные возможности.

Поэтому зрительная гимнастика относится к числу важнейших здоровьесберегающих технологий, рекомендованных к ежедневному применению в ДОУ.

Особенности проведения гимнастики для глаз в детских садах


Спортивные упражнения нужно проводить в игровой форме

Зрительная гимнастика в ДОУ имеет свои особенности. Для получения положительного результата, при выборе методики проведения и подготовке упражнений воспитателю важно учитывать возрастные особенности малышей, состояние их здоровья.

Гимнастика для глаз должна проводиться ежедневно. Длительность упражнений зависит от возраста дошкольников, постепенно увеличиваясь с двух-трех до четырех-пяти минут.

Кроме того, необходимо постепенно наращивать интенсивность тренировок, повышая сложность упражнений и скорость их выполнения. В первую очередь следует обучить детишек элементарным двигательным действиям: зажмуриваться, моргать, смотреть в разные стороны, не поворачивая головы.

Как правило, в младшей и средней возрастной группе (с 2 до 4 лет) выполняются самые простые упражнения для глаз, так как ребенок только начинает знакомиться с данным видом занятий. Проводить данное оздоравливающее мероприятие рекомендуется несколько раз в течение суток.

Воспитателю важно не просто провести , а приобщить малышей к самостоятельному ее выполнению, приучая с раннего возраста заботиться о здоровье зрительной системы.

Поэтому следует применять различные формы организации данных физкультминуток, развивая интерес дошкольников к зрительной гимнастике. Это может быть использование во время выполнения спортивных упражнений для органов зрения стишков, песенок, необычных движений, различных предметов, картинок, в том числе и при помощи современных технологий.

Занятие должно проводиться в игровой форме, давая малышам возможность расслабиться и отдохнуть.

Какие виды гимнастики для глаз используются в ДОУ?


Воспитатели должны владеть методиками упражнений для глаз

Как правило, в детских садах используются схожие комплексы упражнений для зрительной гимнастики. Поэтому деление их на различные типы осуществляется в зависимости от выбранной методики проведения занятия.

По тому, как озвучиваются воспитателем упражнения, выделяются комплексы:

  1. со стихотворным сопровождением;
  2. без стихотворного сопровождения.

Кроме того, в зависимости от того, используются ли в оздоровительном комплексе упражнений дополнительные предметы и средства, гимнастика для глаз делится на следующие типы:

  • Без использования дополнительных атрибутов.
  • С использование различных предметов (в том числе, и различных изображений, размер которых варьируется от одного до трех см).
  • С использованием специальных плакатов, на которых могут быть изображены цветные дорожки, лабиринты, овалы, спектр и многое другое.
  • С использованием ИКТ. При этом упражнения могут быть созданы воспитателем самостоятельно, при помощи простых компьютерных программ, или же содержаться в специально разработанных электронных приложениях.

Как правило, малыши больше всего любят упражнения, в которых используются веселые стишки и песенки, различные предметы. Кроме того, дошкольников привлекает, когда упражнения носят игровой и творческий характер и озвучиваются воспитателем в виде различных увлекательных заданий.

Базовые комплексы упражнений для глаз

Как правило, зрительная гимнастика в детском саду включает следующие группы упражнений:

  • Зажмуривание глазок на пять секунд.
  • Круговые движения .
  • Движения глазками в различных направлениях.
  • Фокусирование взгляда попеременно на ближних и дальних объектах.
  • Слежение глазками за траекторией движения предмета
  • Частое моргание.

Данные упражнения сочетаются в различных вариациях и проводятся в интересных, игровых формах. Приведем пример нескольких разработок комплексов гимнастики для глаз, используемых в детских образовательных учреждениях.

Комплекс № 1


Гимнастика для глаз позволяет расслабить органы зрения

Под счет воспитателя выполняется движение зрачками по диагонали попеременно то в одну, то в другую сторону. По команде педагога малыши закрывают глазки.

Под счет ребята выполняют движение зрачками вправо, затем переводят взгляд прямо. Далее упражнение повторяется в левую сторону, а потом вверх и вниз.

Ребятам предлагается вытянуть руку и посмотреть на свой указательный пальчик. Под счет пальчик необходимо медленно подвести к кончику носа и дотронуться до него.

А после посмотреть вдаль, например, в окно или указанную воспитателем игрушку в другом конце комнаты. Каждое упражнение рекомендуется воспроизводить 4-5 раз.

Комплекс № 2

В течение нескольких секунд быстро поморгать, закрыть глазки и дать в течение пяти секунд им отдохнуть. Зажмуриться на пять секунд. Затем открыть глазки и поглядеть вдаль.

Вытянуть руку перед собой, следя глазками за движениями указательного пальчика в различные стороны. Занять ИП: «сидя, руки на поясе». Повернув голову в правую сторону, поглядеть на локоток левой руки. Затем повторить упражнение в другом направлении.

Помассировать подушечками указательных пальчиков верхние и нижние века, слегка дотрагиваясь до них. Каждое упражнение воспроизвести 4-5 раз.

Комплекс №3 «Спектр»

В течение нескольких минут ребятам предлагается посмотреть на цвета спектра, изображенного на специальном плакате, размещенном на стене или классной доске.

И таких комплексов может быть разработано огромное множество. Таким образом, зарядка для глаз является неотъемлемым компонентом здоровьесберегающих технологий, применяемых в дошкольных образовательных учреждениях.

Регулярные занятия зрительной гимнастикой в детских садах способствуют снижению риска возникновения различных офтальмологических заболеваний и являются отличным способом коррекции имеющихся патологий.

С методикой гимнастики для глаз в детском саду вас ознакомит видеосюжет:

Основная цель зрительной гимнастики - тренировка глазных мышц. Специальные комплексы упражнений направлены на то, чтобы дать отдохнуть глазам, снять усталость при зрительных нагрузках. В процессе выполнения упражнений идет воздействие на нервную систему ребенка, что помогает мозгу обрабатывать и усваивать информацию, полученную через зрительный канал.

Органы зрения человека развиваются и формируются с самого раннего возраста до 10–12 лет. Специальная методика призвана помочь формирующимся детским глазкам противостоять чрезмерным зрительным нагрузкам и предотвратить ухудшение зрения. Офтальмологи рекомендуют выделять время на занятия ежедневно, утром или вечером, тогда пользу от нее можно будет ощутить через месяц.

Универсальный комплекс упражнений

В этом комплексе гимнастика для глаз подходит детям и взрослым. Простота упражнений позволяет выполнять их даже малышам. Перед занятием рекомендуется несколько раз крепко зажмуриться, чтобы улучшить кровоток, а выделившаяся слеза увлажнила глаза.

Решив заниматься с ребенком зарядкой для глазок, важно проводить ее в виде игры и каждый раз стараться заинтересовать малыша. Большое значение имеет собственный пример и спокойная, располагающая к взаимному общению, обстановка. Дети всегда с удовольствием относятся к рифме и ритму, любят поэзию. Существует много коротеньких стихов, сопровождающих упражнения для восстановления остроты зрения. Вместе со взрослым, а потом и самостоятельно ребенок учится проделывать глазками все, что говорится в стихотворении. Большинство детей постепенно запоминает стихи наизусть, тем самым развивая память и расширяя кругозор.

Все упражнения комплекса сопровождаются стихотворением «Дни недели»:

1. Упражнение «Качели».

Подбородок положить на руки, чтобы голова не крутилась вместе с глазками, а оставалось неподвижной. Глаза смотрят наверх, затем вниз. Повторить 4 раза. Отдохнуть, сосчитать до 10. Повторить 4 раза и сделать перерыв.

Всю неделю по порядку глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся, глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву и обратно - в высоту.

2. Упражнение «Маятник».

Нужно двигать глазами вправо-влево, голова при этом двигаться не должна.

Во вторник часики-глаза водят взгляд туда-сюда.

Ходят влево, ходят вправо, не устанут никогда.

3. Упражнение «Жмурки».

Это упражнение настолько легкое, что с ним справятся даже детки 1–2 лет. Оно эффективно расслабляет мышцы, поддерживающие глазное яблоко. Нужно постараться как можно сильнее зажмурить глаза (считаем до 5, а кто сможет - до 10), а затем открыть их и расслабиться, посмотреть вдаль. Упражнение повторяют несколько раз.

В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем, так игру мы продолжаем!

4. Упражнение «Переключение зрения».

Дети очень любят сидеть и играть на подоконнике. Нужно попросить малыша найти в окне на улице предмет, который расположен ближе всех, и внимательно смотреть на него, рассматривать. Можно смотреть на ноготок, расположив палец в 25–30 см от уровня глаз. Затем выбрать самый дальний предмет - и перевести взгляд на него. Повторить несколько раз по команде взрослого: «Далеко! Близко! »

По четвергам мы смотрим вдаль, на это времени не жаль.

Что вблизи и что вдали глазки видеть чтоб могли.

5. Упражнение «Часики».

Направить взгляд по часовой стрелке: вниз, влево, вверх, вправо и снова вниз. Пройти глазами обратный путь.

В пятницу мы не зевали - глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять - в другую сторону бежать .

6. Упражнение «Уголки».

Посмотреть в верхний правый угол комнаты, затем - в нижний левый угол. Перевести взгляд в верхний левый угол, затем - в нижний правый.

Хоть в субботу выходной, мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки .

7. Упражнение «Массаж».

Закрыть глаза. Легко, с минимальным нажимом, погладить их пальцами: верхнее веко от внутреннего угла к наружному углу, нижнее веко от наружного края к внутреннему, а затем наоборот.

В воскресенье будем спать, а потом пойдем гулять,

Чтобы глазки закалялись, нужно воздухом дышать .

В последнем стишке неслучайно говорится о прогулке и свежем воздухе. Подвижные игры, бег, активные виды спорта помогают органам зрения правильно развиваться и лучше функционировать. Следует выработать у ребенка правильную осанку. Искривление позвоночника влечет за собой нарушение кровоснабжения головного мозга. Одним из последствий являются проблемы со зрением.

Зрительная гимнастика для дошкольников

Начиная с 3 лет детские глазки испытывают значительные нагрузки. Основную часть информации ребенок получает через зрительный канал. Родителям и работникам детского сада, особенно воспитателям старшей группы, рекомендуется регулярно проводить у детей зарядку для глаз, направленную на физическое и интеллектуальное развитие. Если ребенок уже испытывает проблемы со зрением, при близорукости, дальнозоркости, астигматизме и косоглазии в легкой степени, гимнастика для глаз дает положительный эффект. Следует набраться терпения: за первый месяц результаты бывают малозаметны .

Если ребенок носит очки, то при занятиях зрительной гимнастикой следует надевать очки с линзами на 1–2 диоптрии слабее, чем привычные. Упражнения выполняются без очков, если параметры привычных очков находятся в пределах 1 диоптрии.

Методика, о которой говорилось выше, применима для детей дошкольного и школьного возраста. Ее можно разнообразить дополнительными упражнениями, которые, в силу некоторой сложности, доступны для детей с 4-летнего возраста.

1. Упражнение с кругами.

Понадобятся два цветных круга разных размеров. Их можно вместе с ребенком вырезать из бумаги или картона и прикрепить повыше в двух углах комнаты. Попросите ребенка сначала внимательно посмотреть на левый круг (не спеша считаем до 10), затем на правый. Голову поворачивать нельзя, движения выполняются исключительно глазами. Ведь круги не должны догадаться, что за ними следят! Упражнение выполняется 5 раз, после чего малышу нужно закрыть глазки (считаем до 15) и повторить упражнение еще 5 раз.

2. Упражнение V.

Это простое упражнение называют «скорой помощью», так как оно позволяет глазам расслабиться и помогает восстановить остроту зрения, повышает четкость изображения. Его следует регулярно выполнять всем тем, кто много работает перед монитором или подолгу смотрит телевизор.

Чтобы научить ребенка правильно делать упражнение, следует освоить технику выполнения самому. Сесть лицом к стене в 1 метре от нее. Голова, как и при выполнении большинства методик для глаз, остается неподвижной. Лицо должно быть полностью расслаблено. Сначала нужно посмотреть в верхний левый угол стены, сразу опустить взгляд к полу и одновременно закрыть глаза на 5–7 секунд. Теперь нужно перевести взгляд в верхний правый угол стены, и снова опустить глаза вниз. Таким образом, глаза рисуют воображаемую латинскую букву V, а глазные яблоки двигаются с максимальной амплитудой. Повторить 5 раз подряд.

3. Упражнение «Траектория».

Для выполнения этого упражнения будет необходим большой контрастный рисунок: змейка, спираль, круги, волнистые линии и т. п. Можно нарисовать его на листе ватмана яркими красками (синей, зеленой, красной, черной). Рисунок крепится в центре потолка. Ребенок должен, не двигая головой, пройти глазами траекторию по заданию взрослого. На иллюстрации представлен «Тренажер В. Ф. Базарного».


4. Упражнение с часами.

Помогает улучшить зрение на близком расстоянии. Упражнение должно выполняться в течение 3–4 минут. Понадобятся наручные часы с крупным светлым циферблатом, четкими цифрами и минутными черточками-делениями. Ребенку нужно будет постараться рассмотреть и назвать цифры с разного расстояния. На первом этапе часы расположены в 30–40 см от лица. Затем взрослый медленно отодвигает часы на 1 метр, на 1,5 метра. После этого приближает часы к лицу ребенка.

5. Упражнение с маятником.

В процессе выполнения этой методики улучшается кровоснабжение глаз, развиваются глазные мышцы. Формируется навык синхронно фиксировать движущиеся предметы. Особенно показано упражнение с маятником тем, у кого в семье кто-то из родственников страдал косоглазием: тогда оно будет иметь профилактическое значение.

Необходимо приготовить маятник - яркий шарик, бусина, крупная пуговица на нитке. Упражнение выполняется сидя перед окном. Взрослый становится за спиной ребенка, располагая маятник приблизительно в 40 см от его лица, и просит его следить за движениями маятника. Голова должна оставаться неподвижной. Маятник раскачивается в течение 30 секунд. После этого взрослый предлагает ребенку посмотреть в окно на какой-нибудь далекий предмет. Если там автостоянка, пусть опишет машины и людей, которые там находятся. Если дом, пусть расскажет, сколько окон, что он в них видит, что находится на крыше. Малыш вряд ли сможет рассмотреть детали, но подобное упражнение является эффективной тренировкой зрения. Необходимо выяснить у малыша, на каком расстоянии он видит мелкие детали. Например, видит листики вон на том дереве, а на следующем - уже нет.

Доказано, что при регулярных тренировках дети начинают описывать все больше деталей и предметов, которые им удалось рассмотреть вдали.

6. Методика «Воображаемая гимнастика».

Эта методика предложена офтальмологом Мариной Ильинской в книге «Как учиться и не испортить зрение». Помимо улучшения остроты зрения, воображаемая гимнастика развивает познавательные процессы - восприятие и воображение. Основана она на принципе реакции глаз на представляемые образы. Если представить, что вы находитесь в затемненной комнате, то зрачки расширяются.

Для проведения этой методики нужно удобно сесть, расслабиться и представить приятную глазу картину. Автор рекомендует как можно подробнее вообразить океанский берег с островом, пальмами, чайками, лайнером - цвета, контрасты, мелкие предметы. Нужно представить себя сидящим на берегу и смотрящим вдаль без очков. Мысленный взгляд медленно переводится с одного объекта на другой. Следует акцентироваться на том, что у вас хорошее зрение, не нужны очки и рассмотреть все детали вы можете с легкостью. Упражнение выполняется в течение 5–7 минут.

Если ребенок никогда не отдыхал на море, то нужно расспросить, какие события в жизни запомнились ему как самые приятные. Это может быть воспоминание о катании на «Колесе обозрения» или о рыбалке с папой на лесном озере. Необходимо действовать исходя из запомнившейся ребенку ситуации.

Быстрый комплекс упражнений для школьников

Важно сесть в удобную позу с прямой спиной. После выполнения каждого упражнения закрывать глаза на несколько секунд. Начинающие выполняют каждое упражнение 1 раз, через две - три недели можно делать 2 раза, через месяц - 3 раза. Все движения необходимо делать без усилий.

  1. 1. Глубоко и медленно вдохнуть, посмотреть в межбровное пространство в течение нескольких секунд. Медленно выдохнуть, вернуть глаза в исходное положение.
  2. 2. Глубоко вдохнуть, посмотреть на кончик носа. Задержать глаза на несколько секунд, вернуться в исходное положение на выдохе.
  3. 3. Вдохнуть, посмотреть вправо до упора. Не задерживаясь, выдохнуть, вернуться в исходное положение. То же самое влево.
  4. 4. Вдохнуть, посмотреть в правый верхний угол. Без задержки выдохнуть, вернуться в исходное положение. То же самое в нижний левый угол. Повторить упражнение, начав с левого верхнего угла.
  5. 5. Вдыхая, опустить глаза вниз и медленно поворачивать их по часовой стрелке. В верхней точке без задержки начать выдыхать и продолжить поворот вниз. Начинать следующий круг надо без задержки.

Методика расслабления глаз

1. Упражнение «Пальминг» (от английского слова palm - ладонь).

Упражнение можно выполнять в перерыве между учебой, работой на компьютере.

Нужно сесть прямо, постараться расслабиться, дышать спокойно и равномерно. Напряжение в шейно-воротниковой зоне нарушает правильное кровоснабжение глаз, тем самым лишая их необходимого питания. Середины ладоней следует мягко положить на глаза, ни в коем случае не прижимать их к лицу с усилием. Пальцы рук можно расположить параллельно или перекрестить на лбу - польза должна быть комфортной. Главное условие - это не допускать щелочек, которые пропускают свет. Теперь можно опустить веки: закрытые глаза прикрыты ладонями. Теперь следует опустить локти на стол, стараясь не изгибать позвоночник в стороны. Тело, спина и шея не должны быть в напряжении. В таком положении следует провести 10–15 секунд, но лучше дольше: за это время глаза успевают отдохнуть. Выход из упражнения не должен быть резким: медленно приоткрываются ладони, затем нужно несколько секунд посидеть с закрытыми веками, потом уже открывать глаза.

2. Упражнение «Письмо носом».

Нужно закрыть глаза, расслабиться (можно сидеть или стоять) и представить, что кончик носа - это фломастер или кисть с краской. Теперь можно писать или рисовать в воздухе что угодно: буквы, слова, геометрические фигуры, простые рисунки. Это упражнение также расслабляет шею.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста без особых усилий могут справиться с большинством упражнений. Проблема будет заключаться в том, что в этой возрастной группе апелляция к разумности не работает: дети просто не могут понять необходимость таких занятий, которые к тому же не дают мгновенного результата. Непростая задача родителей и воспитателей заключается в том, чтобы настойчиво дать понять ребенку, что регулярная зрительная гимнастика - это так же необходимо, как ежедневный туалет и чистка зубов.

Если серьезных проблем у ребенка нет, родители могут позаниматься с малышом основными упражнениями самостоятельно. Если проблемы имеются, лучшую методику восстановления и улучшения зрения посоветует офтальмолог.