Снижение работоспособности умственной и физической, симптомы. Низкая работоспособность: что делать для ее повышения

Итак, давайте сразу отбросим такие факторы, как:

а) низкая мотивация к выполняемой работе — из-за отсутствия к ней личного интереса;

Б) низкая мотивация к выполняемой работе из-за отсутствия (по тем или иным причинам) адекватного вознаграждения;

В) неправильная организация рабочего места;

Г) неправильная организация рабочего времени;

Д) плохое физическое самочувствие

И прочие очевидные вещи.

Всё это, конечно же, не имеет отношения к тому, о чём я хочу поговорить.

Возьмём двух человек, пребывающих в практически одинаковых условиях - у них нормальное количество витаминов в организме, одинаковая мотивация, одинаковые условия труда... И вот, как говорится, при прочих равных, один - показывает высокую трудоспособность, а другой вынужден с печалью констатировать, что это именно про него сказано - ЧЕЛОВЕК С НИЗКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТЬЮ.

Знаете, я нашла ответ на этот вопрос. И сейчас я с Вами им поделюсь. Вы можете сколько угодно пить витамины, менять работы на более интересные и дышать свежим воздухом, но так и будете стоять лицом к лицу с проблемой - «устаю, братцы, устаю...»

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Вот она, разгадка этой безблагодатности! Да-да, мы опять будем сводит всё к тонкостям работы правого - образного, и левого - рационального полушарий.

Значит, у нас в стране есть два ОЧЕНЬ известных учёных, которые стоят в авангарде всей мировой науки о человеческом мозге. Это - ныне покойная Наталья Бехтерева (в представлении не нуждается) и ныне здравствующий, молодой профессор Дмитрий Спивак - старший научный сотрудник института мозга человека РАН.

Так вот именно в их работах и содержится ответ на обозначенный мною выше и давно мучавший меня вопрос.

Для начала, очень коротко о работе полушарий.

Хотя правильней будет отослать читателя (Вас) к монографии Руднева «Словарь культуры ХХ века», а точнее, к содержащейся в ней статье «Функциональная асимметрия полушарий головного мозга».

Итак, известно, что левое полушарие доминирует по речи и интелекту. Оно же управляет пишущей рукой всех людей, то есть, правой рукой - правшей, левой - левшей.

Левое полушарие отвечает за связи слов в предложении, за абстракции, за схемы. Оно понимает структуры. Оно понимает глаголы - слова, которые выражают наше отношение ко времени.

Правое полушарие отвечает не за структуру предложения, а за сами слова, из которых состоит предложение. Особенно за конкретные слова, которые можно «пощщупать», то есть - за имена существительные.

Итак, левое полушарие - это корзина. Правое - яйца в этой корзине.

Поскольку наша речевая деятельность невозможна без структуры, без логики (иначе будет непонятно, о чём мы лопочем!), считается, что левое полушарие СВЯЗАНО С РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

Хотя, как мы видим из всего вышесказанного, правое полушарие тоже играет в формировании речи не последнюю роль, да?

Но исходя из этой логики, считается, что правое полушарие, в свою очередь, СВЯЗАНО С ОБРАЗАМИ, РИСУНКАМИ - С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

Так. Разобравшись в теории, перейдём непосредственно к ответу на вопрос: как работа полушарий головного мозга влияет на нашу трудоспособность. Имеется в виду, конечно, в первую очередь, умственный труд.

Группа учёных из института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН суммировала результаты своих многолетних экспериментов и выдала следующую концепцию (почитать об этом Вы можете в коллективной монографии «Индивидуальный мозг», изданной под редакцией акад. П.В. Симонова)

Для лиц с высокой работоспособностью характерна попеременная активация правого и левого полушария.

Это, как если бы Вы, неся тяжёлую сумку, несли её не в одной руке, а постоянно меняли руку.

Для лиц с низкой работоспособностью характерна застойная активация левого полушария.

Причём его передних отделов, как раз связанных только с речью.

Давайте теперь пойдём вглубь и уточним, какие ещё специфические функции выполняют при умственной работе полушария мозга? Знать это важно - для ответа на наш вопрос.

Структуры левого полушария отвечают за формирование стереотипов деятельности,

А правого - за их механическое выполнение.

Это очень понятно, не правда ли? Когда мы впервые в жизни делаем новую, сложную - незнакомую работу, то стереотип деятельности ещё не сформирован (учимся ходить, кататься на коньках, чертить круг ровно, рисовать на глазах «стрелки»). И левое полушарие работает во всю мощь.

Когда же стереотип - сформирован, то левое полушарие начинает отдыхать, а правое - подключается - следить за механическим исполнением уже сформированного стереотипа.

Со стрелками на глазах всё просто. Сложнее с умственной работой. В ней постоянно наряду со старыми задачами мелькают и новые. А иногда можно констатировать - Ваша умственная работа - это столкновение с новым каждый день.

Так вот люди со слабой работоспособностью отличаются тем, что они не способны «отключать», давать отдых своему левому полушарию, поскольку полагают (на неосознанном уровне, конечно!), что:

БЕЗ ПОСТОЯННОГО КОНТРОЛЯ ЗАДАЧА НЕ БУДЕТ ВЫПОЛНЕНА!

Вот это и есть нейрофизиологическая разгадка того, что называют словом «перфекционизм ».

А что же делают в это время люди с высокой работоспособностью? А они (опять же, неосознанно!) демонстрируют очень лёгкое и даже равнодушное отношение к выполняемой задаче. Ибо они «позволяют себе»

ДАВАТЬ ОТДЫХ ЛЕВОМУ ПОЛУШАРИЮ , переключаясь на своеобразный «автопилот».

Итак, проблема людей с низкой работоспособностью в том, что они ошибочно полагают, что

БЕЗ ПОСТОЯННОГО КОНТРОЛЯ ЗАДАЧИ ЛЕВЫМ ПОЛУШАРИЕМ

ЗАДАЧА ВЫПОЛНЕНА НЕ БУДЕТ.

Учёные пишут: «По мере утомления у нормального человека (выделено мной - Е.Н. ) к выполнению задачи подключается механизм адаптации, который изменяет состояние нервной системы».

Другими словами, у нормального человека в мозгу звучит фраза: «Расслабься, отдохни, спусти на тормоза, снизь важность, солдат спит - служба идёт».

Это не значит, что все нормальные люди, с точки зрения нейрофизиологов - злостные халтурщики. Нет! Это значит, что работа в расслабленном сосотянии - норма, а перфекционизм, тотальный рациональный контроль - патология.

Представьте себе, как бы Вы сделали несколько шагов, если бы серьёзно и ответственно думали о том, как Вы переставляете ноги? Вы бы взмокли через пять шагов!

Примерно так, как взмокает человек, переходящий речку по бревну.

А вот если он каждый день переходит так речки, то не взмокнет - ибо будет ВЫПОЛНЯТЬ ЭТУ РАБОТУ МЕХАНИЧЕСКИ.

«Истощение сознания»

Хотите я Вас попугаю? В науке есть два устоявшихся термина, противоположных друг другу в некотором смысле. Это:

  1. «Селективное (избирательное) внимание» и
  2. «Истощение сознания».

Так вот, Первое существует для того, чтобы с человеком не случилось Второе.

Оказывается, что в нормальном состоянии бодрствования у нас имеют место кратковременные эпизоды ПОЛНОГО ОТКЛЮЧЕНИЯ СОЗНАНИЯ! Остаётся работать только одна зона в правом полушарии, выполняющая функцию «сторожевого пункта». Она и поддерживает минимальный уровень внимания.

И заметьте, это не когда человек спит, это когда человек как бы «бодрствует».

Почему же всё-таки так происходит?

Концентрация внимания на творческой работе приводит неизбежно к истощению сознания тех людей, у кого не срабатывает механизм переключения работы полушарий. Человеку мало сказать: «Расслабься, снизь важность!». Представьте, что «кнопка, переключающая на правое полушарие» - заржавела, заела, её нужно восстанавливать...

Что делать?

Есть одно отлично работающее упражнение, которое несложно выполнять самостоятельно или со своими детьми, для предотвращения формирования у них «мозга перфекциониста». Это упражнение основано на действии так называемого

«СТРУП-ЭФФЕКТА» (Stroop Effect)

Заготовьте большое количество картонных карточек.

Заготовьте много разноцветных карандашей или фломастеров.

На каждой карточке по центру напишите крупно одно слово, обозначающее тот или иной цвет.

Значение слова не должно совпадать с цветом чернил, краски.

Примерно вот так:

ЗЕЛЁНЫЙ

КРАСНЫЙ

ЖЁЛТЫЙ

ГОЛУБОЙ

Теперь в расслабленном состоянии показывайте себе по одной карточке и быстро сначала:

  1. читайте слово, затем
  2. называйте «его цвет».

Второе задание подразумевает активную работу правого полушария.

У Вас будут сбои, и это - хорошо. Это значит, что Вы начали учиться свободно переключать работу полушарий - в игровой форме.

«Разработав» таким образом этот заржавевший когнитивный механизм, Вы наконец-то сможете приблизиться к той «норме», которую имеют люди с так называемой «высокой работоспособностью».

Конечно, упражнение, основанное на Струп-эффекте - это не панацея. Это один из первых шагов. Хотя он и эффективен.

Однако немаловажно уже и то, что теперь мы знаем точную причину низкой работоспособности, а зная точную причину легче искать выход.

Внимание! Как повысить работоспособность — Лень уходит навсегда

5 причин понижения работоспособности

— 5 причин понижения работоспособности
— 7 способов повысить свою продуктивность
— 7 советов как поднять выносливость
— Продукты, повышающие трудоспособность и умственную активность
— Как увеличить функциональность: пошаговая инструкция
— Заключение

В первую очередь причинами являются хронические заболевания, в основе которых лежит поражение центральной нервной системы. Здесь присутствуют такие симптомы, как сонливость, леность, неуклюжесть, рассеянность. При этом, кажется, что буквально всё валится из рук.

При этом начинает медленно развиваться хроническая усталость. Это отрицательно сказывается на работоспособности.

Вторая причина снижения работоспособности – стрессовые состояния, депрессия и другие явления, которые подавляют работу ЦНС. Кроме угнетения на работоспособность влияет и перевозбуждение, например, сильные эмоции. Сюда же можно отнести приём некоторых медикаментов, а также чрезмерное употребление кофе или чая.

Третья, не менее частая причина – переутомление. Чаще всего здесь играют роль такие факторы, как переработка, недосып и неправильный режим дня. А отсутствие отпуска и необходимость работать даже по выходным только усугубляют процесс. Поэтому важно своевременно выявить и обязательно устранить все эти факторы. В противном случае переутомление может в дальнейшем превратиться в синдром хронической усталости.

Пятый – психологический фактор. Бывает так, что работа сильно раздражает, при этом человек не получает удовлетворения от своей деятельности, а также не получает от неё финансового удовлетворения. В этом случае работа делается кое-как, что сильно влияет на работоспособность.

Пятая частая причина – неправильный график работы. Сюда же следует отнести неправильно расставленные приоритеты при выборе первичных и вторичных по важности задач.

7 способов повысить свою продуктивность

Сегодня стала довольно популярной тенденция «делать меньше». Как следует из названия, это направление охватывает техники, с помощью которых можно достичь больших результатов, прикладывая меньше усилий.

Рассмотрим некоторые из этих техник, которые повышают во много раз .. Надеюсь, что они помогут вам достичь наилучших результатов в кратчайшие сроки.

1. Закон Парето, или принцип 20/80.
В общем виде данный принцип формулируется так: 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий - лишь 20% результата. Закон 20/80 применим практически во всех сферах жизни.

Если вы знаете, как воспользоваться законом Парето должным образом, это поможет вам не только в профессиональной, но и в повседневной жизни. Это маленький удобный трюк, который сумеет помочь спрогнозировать результат.

Согласно закону Парето, следует делать все неважные задачи тогда, когда ваша производительность невысока. Важно расставить приоритеты между рабочими задачами. Старайтесь выполнять важные задания именно в то время дня, когда ваша работоспособность будет на высоком уровне.

2. Три важные задачи.
Многие составляют список дел, это позволяет сделать рабочий процесс более организованным.

Каждое утро потратьте пять минут на то, чтобы записать три наиболее важных задачи на день. А затем сосредоточьте все свои усилия на выполнении этого короткого списка.

Сосредоточьтесь на этих трёх основных задачах, и если вы успеете выполнить их раньше срока, то можете приняться за что-нибудь ещё.

3. Философия «Делай меньше».
Философия «Делай меньше» очень популярна в современных реалиях. Различные авторы предлагают различные подходы. Например, Марк Лессер рекомендует находить несколько минут во время рабочего дня для того, чтобы помедитировать. Это выравнивает ваше дыхание, вы придёте в чувства, избавитесь от стресса и сможете лучше сконцентрироваться на поставленной задаче.

Не забывайте про расстановку приоритетов. В первую очередь выполняйте важные задачи, а затем уже переходите к низкоприоритетным. Не перегружайте себя большим количеством задач: лучше сделать меньше, но качественно и с удовольствием, чем больше, но без энтузиазма.

4. Помидорная техника.
Помидорную технику предложил Франческо Чирилло. Техника называется помидорной из-за того, что её автор первоначально применял кухонный таймер в виде помидора для измерения времени.

В основе методики лежит принцип работать 25 минут над конкретной задачей без перерыва, но после этого обязательно сделать перерыв.

Посмотрите на свой список задач и выберите из него наиболее приоритетные задания.

Затем установите таймер на 25 минут и начните работать, ни на что не отвлекаясь, пока не услышите сигнал таймера. Каждый 25-минутный период времени называется «помидор».

После этого сделайте пятиминутный перерыв и включите таймер снова.
После четырёх «помидоров» (то есть через каждые два часа) делайте более длительный перерыв в 15–20 минут.

Если ваша задача занимает более пяти «помидоров», её можно разделить на несколько частей.

Такая техника помогает работать над более приоритетными задачами, улучшает внимание и помогает лучше сконцентрироваться.

5. Миф о многозадачности.
Режим многозадачности вовсе не делает нас более продуктивными, это миф. На самом деле, когда мы концентрируемся на многих заданиях одновременно, это оказывает негативное влияние на нашу производительность и концентрацию.

Независимо от того, насколько хорошо вы приноровились работать в режиме многозадачности, ваша производительность будет намного меньше, чем если бы вы решили сосредоточиться от начала и до конца на выполнении одной задачи.

Если вы хотите выполнять поставленные задачи более продуктивно, лучше сосредоточьтесь на одном задании, выполните его от начала до конца и только потом переходите к другим.

6. Информационная диета.
В наше время перегрузить свой мозг информацией так же просто, как получить тепловой удар в пустыне Сахара. И даже симптомы схожи: нарушение сна, рассеянное внимание и замедленная реакция. Наш мозг перегружен информационным шумом. В современном мире люди постоянно ищут новости, хотя они и так везде окружают нас.

Постарайтесь получать как можно меньше совершенно ненужной для вас информации хотя бы на протяжении недели и проследите, как это скажется на вашей продуктивности.

7. Живите по графику.
Помните, что есть время отдыхать, а есть время работать. Проведите чёткие границы между тем и другим. Начните с того, что прекратите заниматься делами, как только почувствуете, что вам необходимо отдохнуть.

Закон Паркинсона гласит, что «работа заполняет время, отпущенное на неё». Это означает, что если вы, к примеру, решили, что напишете отчёт за неделю, вы всю неделю будете его писать. Но если вы заключите каждую задачу в жёсткие рамки, это позволит вам расправляться с делами куда более эффективно. Когда у вас есть дедлайны, вы стараетесь успеть выполнить всё в срок, так что это отличнейшая мотивация.

Следуя этим советам, вы навсегда забудете про .

Совет № 1: Всегда составляйте план на день.
Планирование – очень полезная вещь, даже если речь идет всего лишь об очередном рабочем дне в офисе. Приучите себя составлять план каждое утро, выписывая в ежедневник все необходимые дела, которые вам нужно закончить сегодня. Будьте уверены, каждый взгляд на этот список будет способствовать усилению вашей работоспособности.

Совет № 2: Выполняйте сложные задачи первыми.
В конце концов, если перед вами стоит трудная задача, выполнить которую должны именно вы, рано или поздно вам все равно придется заняться ее решением. Так почему бы не сделать это прямо сейчас?

Совет № 3: Всегда адекватно оценивайте собственные силы.
Не обещайте того, что не сможете сделать. Выполняйте свою работу так, насколько позволяет вам это сделать ваш опыт.

Совет № 4: Хвалите себя за все победы.
Пообещайте себе маленький сюрприз за хорошо выполненную работу, и вы увидите – выполнять ее станет куда проще и приятнее. Главное - чтобы «приз» был действительно желанным и мотивировал.

Совет № 5: Откажитесь от социальных сетей.
Удалите закладки социальных сетей на своем рабочем компьютере, и вы увидите – день гораздо длиннее, чем вам казалось еще вчера. Отказавшись от просмотра ВКонтакте, Facebook и Twitter в рабочее время, вы освободите огромный пласт времени, который поможет вам делать свою работу гораздо качественнее и быстрей.

Совет № 6: Не забывайте отдыхать.
Время от времени вашему организму просто необходим перерыв для того, чтобы верно выполнять все поставленные задачи. Устраивайте себе небольшой отдых каждый раз, когда достигните очередной мини-цели.

Совет № 7: Полюбите свою работу.
Ни для кого не секрет: лучше всего мы делаем то, что нам нравится. Постарайтесь относиться к своей работе с любовью, и уже очень скоро она действительно начнет вам нравиться.

Продукты, повышающие трудоспособность и умственную активность

Для того, чтобы сохранять ясность мышления, мозгу нужен белок, поэтому необходимо включать в питание белковую пищу растительного и животного происхождения.

Известно, что мозгу для работы необходим сахар, и многие люди поедают сладости. При сидячей работе это верный путь к избыточному весу: ведь сахар быстро усваивается и сгорает. Лучше употреблять в пищу те продукты, в которых есть натуральные сахара и крахмал: чёрный хлеб, картофель, рис, бобовые, орехи и т. д. Такая пища будет усваиваться медленнее, и мозгу хватит питания на несколько часов.

Если мозгу не хватает биологически активных веществ – бесполезно тренировать память и выполнять различные упражнения. Клеткам не хватает питания – откуда они должны его взять? Конечно, только из пищи. Очень важны витамины группы В и витамин РР, а также полиненасыщенные жирные кислоты.

Включайте в питание жирную рыбу, крупы, яйца, молочные продукты, дрожжи. Авокадо, изюм, курага и семечки тоже помогают снять утомление и справиться с длительной умственной нагрузкой. Берите с собой на работу орешки: фисташки, миндаль или грецкие.

Улучшить концентрацию внимания помогут вещества, содержащиеся в кальмаре, креветках, крабах, свежем репчатом луке. Успокоиться и перестать нервничать поможет кусочек шоколада, только не стоит им увлекаться.

Клубника или бананы тоже помогают снимать стресс и улучшают настроение.

Простой продукт — морковь, в сочетании с имбирём, тмином и сметаной поможет улучшить память и зрение: ведь именно оно больше всего страдает при работе за компьютером. Добавьте к морковному салату ягоды черники – свежие или сушёные, и ваши глаза скажут вам спасибо.

Как увеличить функциональность: пошаговая инструкция

Шаг 1 . Перед тем, как повысить работоспособность, давайте отдохнем .
Без полноценного отдыха не бывает полноценной работы.

Шаг 2 . Займемся планированием.
Без планирования у вас никогда не будет повышенной работоспособности. Поэтому на этом этапе заведите себе ежедневник.

Итак, каждый вечер вам нужно будет записывать все планируемые дела на завтра.
Делать это нужно именно вечером, так как с утра мозг находится в сонном состоянии и совершенно не хочет думать о каких-то делах.

Шаг 3 . Расставляем приоритеты и определяем свое продуктивное время.
Все люди разные, и значит, каждый человек имеет наибольшую работоспособность в разное время.

Кто-то плодотворно работает в 7 утра, а у кого-то включается моторчик лишь к 7 вечера.

Поэтому определите время своей наибольшей продуктивности.

Теперь приступаем к расстановке приоритетов.

Создав для себя список дел, посмотрите, какие дела требуют от вас наибольшей продуктивности. Вот эти дела и запишите на свое активное время. Мелкие дела всегда можно выполнять по утрам. А не особо важные можно оставить на вечер.

Шаг 4 . Концентрируемся на работе.
В рабочие моменты старайтесь концентрироваться только на работе. Отключите скайп, аську и другие программы. Установите себе график!

С сегодняшнего дня старайтесь концентрироваться на работе и отвлекаться только на жизненно важные проблемы.

Шаг 5. Переключаемся.
Как только вы справились с одним делом, постарайтесь переключиться на что-то совершенно другое.

Если вы 2 часа занимались умственным трудом, то следующие 30-60 минут вы можете заняться спортом, рутинными или бытовыми делами.

После мозговой активности организму требуется отдых и переключение.

Только так он сможет продолжить дальнейшую мозговую активность.

Прочитав данную статью и применив описанные в ней советы в своей работе, вы во много раз повысите свою работоспособность. Приятным бонусом к этому станет куча свободного времени, которое вы сможете потратить на себя и свою семью.

Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

  • Глава III профессиональная подготовка психолога-консультанта Контрольные вопросы
  • Что включает в себя профессиональная подготовка психолога-консультанта
  • С чего начинается, как проводится и на чем основывается подготовка психолога-консультанта
  • Как повышать профессиональную квалификацию психолога-консультанта
  • Упражнения
  • Общие вопросы организации работы психологической консультации
  • Режим работы психологической консультации
  • Распределение обязанностей между работниками психологической консультации
  • Организация индивидуальной работы психолога-консультанта
  • Взаимодействие психолога-консультанта с другими специалистами-консультантами
  • Взаимодействие психолога-консультанта со вспомогательным персоналом консультации
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава V подготовка и проведение психологического консультирования, его этапы и процедуры Контрольные вопросы
  • Как подготовиться к психологическому консультированию
  • Как проводится психологическое консультирование
  • Основные этапы психологического консультирования
  • Процедуры психологического консультирования
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава VI техника психологического консультирования Контрольные вопросы
  • Понятие и вводные замечания о технике психологического консультирования
  • Встреча клиента в психологической консультации
  • Начало беседы с клиентом
  • Снятие психологического напряжения у клиента и активизация его рассказа на стадии исповеди
  • Техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента
  • Действия консультанта при даче клиенту советов и рекомендаций
  • Техника завершающего этапа консультирования и практика общения консультанта с клиентом по окончании консультации
  • Типичные технические ошибки, допускаемые в процессе консультирования, способы их устранения
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава VII тестирование в практике психологического консультирования Контрольные вопросы
  • Для чего необходимо проводить тестирование во время психологического консультирования
  • Когда в консультировании рекомендуется применять психологические тесты
  • Каким требованиям должно отвечать психологическое тестирование! применяемое в психологическом консультировании
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава VIII тесты, рекомендуемые к использованию в практике когнитивного психологического консультирования Контрольные вопросы
  • Тесты когнитивных процессов восприятия, внимания, воображения, речи и общих интеллектуальных способностей
  • Тесты памяти
  • Упражнения
  • Тесты коммуникативных способностей
  • Тесты организаторских способностей
  • Тесты специальных способностей
  • Тесты темперамента и характера
  • Тесты мотивов и потребностей
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава х ситуации и общие практические рекомендации по психологическому консультированию, связанному со способностями Контрольные вопросы
  • Типичные случаи (ситуации) психологического консультирования
  • Общие рекомендации по коррекции способностей в практике психологического консультирования
  • Советы по развитию интеллектуальных способностей
  • Советы по развитию мнемических способностей
  • Пути решения проблем развития коммуникативных способностей
  • Улучшение организаторских способностей клиента
  • Развитие специальных способностей клиента
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XI практические рекомендации по психологическому консультированию, связанному с развитием личности клиента Контрольные вопросы
  • Советы по вопросам, связанным с темпераментом
  • Общие рекомендации по коррекции черт характера
  • Советы по развитию воли
  • Рекомендации по совершенствованию деловых черт характера
  • Советы по развитию коммуникативных черт характера
  • Консультирование по потребностно-мотивационным проблемам
  • Глава XII практические рекомендации по коммуникативному и социально-перцептивному психологическому консультированию Контрольные вопросы
  • Отсутствие интереса к людям
  • Неумение привлекать к себе внимание, оказывать положительное впечатление на людей
  • Неумение высказывать комплименты и правильно реагировать на них
  • Неумение точно воспринимать и оценивать социальные роли людей
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XIII практические рекомендации по проблемам саморегуляции в деловых отношениях Контрольные вопросы
  • Неудачи в управлении эмоциями в деловой жизни
  • Неудачи в выборе профессии, условий и места работы
  • Неудачи в продвижении по службе
  • Неудачи в поддержании и сохранении своей работоспособности
  • Неудачи в конкуренции с другими людьми
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XIV практические рекомендации по проблемам межличностного психологического консультирования Контрольные вопросы
  • Основные проблемы в межличностных отношениях людей, причины их возникновения
  • Проблемы личных взаимоотношений клиента с людьми
  • Отсутствие взаимных симпатий в личных человеческих отношениях
  • Наличие антипатий в общении клиента с людьми
  • Неспособность клиента быть самим собой
  • Невозможность эффективного делового взаимодействия клиента с людьми
  • Неспособность клиента быть лидером
  • Неспособность клиента подчиняться другим
  • Неумение клиента предупреждать и разрешать межличностные конфликты
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XV практические рекомендации по проблемам семейного консультирования Контрольные вопросы
  • Основные вопросы семейного консультирования
  • Взаимоотношения с будущим супругом
  • Взаимоотношения между супругами в сложившейся семье
  • Взаимоотношения супругов с их родителями
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XVI рекомендации по вопросам психолого-педагогического консультирования Контрольные вопросы
  • Взаимоотношения родителей с детьми-дошкольниками
  • Психолого-педагогическое консультирование родителей младших школьников
  • Решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста
  • Консультирование родителей юношей и девушек
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XVII практические рекомендации по проблемам, связанным с личными жизненными неудачами Контрольные вопросы
  • Неудачи личного характера
  • Неудачи в развитии потребностей и интересов
  • Неудачи в изменении эмоций и чувств
  • Неудачи в коррекции недостатков темперамента и характера
  • Неудачи в избавлении от комплексов
  • Неудачи в установлении хороших личных взаимоотношений с людьми
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XVIII практические рекомендации по проблемам самочувствия и состояния здоровья Контрольные вопросы
  • Психогенные заболевания
  • Психогенные сердечные заболевания
  • Психогенные нарушения пищеварения
  • Изменчивость настроения клиента
  • Депрессивные состояния
  • Снижение работоспособности
  • Бессонница
  • Эмоциональные расстройства (аффекты, стрессы)
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XIX практические рекомендации по деловому психологическому консультированию Контрольные вопросы
  • Руководство личными отношениями людей
  • Руководство деловыми отношениями людей
  • Принятие и реализация решений по персональным делам
  • Принятие и реализация решений по рабочим делам
  • Неумение обращаться к людям с просьбами и правильно реагировать на просьбы
  • Неумение убеждать людей
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Глава XX оценка результатов психологического консультирования Контрольные вопросы
  • Что такое результативность психологического консультирования
  • Как оценивать результаты психологического консультирования
  • Причины недостаточной результативности психологического консультирования
  • Упражнения
  • Практические задания
  • Ключевые слова
  • Учебный план и программа курса «основы психологического консультирования» Пояснительная записка
  • Учебный план курса «Основы психологического консультирования»
  • Программа курса «Основы психологического консультирования»
  • Тема 1. Введение в психологическое консультирование
  • Тема 2. Требования, предъявляемые к психологу-консультанту и его работе
  • Тема 3. Профессиональная подготовка психолога-консультанта
  • Тема 4. Организация работы психологической консультации
  • Тема 5. Подготовка и проведение психологического консультирования, его этапы и процедуры
  • Тема 6. Техника психологического консультирования
  • Тема 7. Тестирование в практике психологического консультирования
  • Тема 8. Тесты, рекомендуемые к использованию в практике когнитивного психологического консультирования
  • Тема 9. Тесты, рекомендуемые к использованию в практике персонального и коммуникативного психологического консультирования
  • Тема 10. Ситуации и общие практические рекомендации по психологическому консультированию, связанному со способностями
  • Тема 11. Практические рекомендации по психологическому консультированию, связанному с развитием личности клиента
  • Тема 12. Практические рекомендации по коммуникативному и социально-перцептивному психологическому консультированию
  • Тема 13. Практические рекомендации по проблемам саморегуляции в деловых отношениях
  • Тема 14. Практические рекомендации по проблемам межличностного психологического консультирования
  • Тема 15. Практические рекомендации по проблемам семейного консультирования
  • Тема 16. Рекомендации по вопросам психолого-педагогического консультирования
  • Тема 17. Практические рекомендации по проблемам, связанным с личными жизненными неудачами
  • Тема 18. Практические рекомендации по проблемам самочувствия и состояния здоровья
  • Тема 19. Практические рекомендации по деловому психологическому консультированию
  • Тема 20. Оценивание результатов психологического Консультирования
  • Литература
  • Словарь терминов попсихологическому консультированию
  • Советы р. Мея, а. Пиза и других известных практических психологов начинающим психологам-консультантам
  • Советы по определению целей психологического консультирования
  • Советы по размещению клиента в помещении психологической консультации
  • Советы по ведению психологического консультирования
  • О роли собственных переживаний клиента в решении его личной проблемы
  • Признаки, по которым можно судить о психологических состояниях и личности клиента
  • Личностные особенности клиента
  • Немов Роберт Семенович основы психологического консультирования Учебник для вузов
  • Глава I введение в психологическое консультирование 5
  • Глава VII тестирование в практике психологического консультирования 70
  • Глава VIII тесты, рекомендуемые к использованию в практике когнитивного психологического консультирования 75
  • Глава IX тесты, рекомендуемые к использованию в практике персонального и коммуникативного психологического консультирования 82
  • Глава XI практические рекомендации по психологическому консультированию, связанному с развитием личности клиента 115
  • Глава XII практические рекомендации по коммуникативному и социально-перцептивному психологическому консультированию 129
  • Глава XIII практические рекомендации по проблемам саморегуляции в деловых отношениях 137
  • Глава XIV практические рекомендации по проблемам межличностного психологического консультирования 150
  • Глава XV практические рекомендации по проблемам семейного консультирования 170
  • Снижение работоспособности

    Если причины депрессии определить достаточно трудно, то при снижении работоспособности человека причин, как правило, не так много и они легко узнаваемы. Рассмотрим эти причины вместе с теми рекомендациями, которые в связи с ними мог бы предложить психолог-консультант клиенту.

    Причина 1. Физическое переутомление человека. Как причина снижения работоспособности, оно в основном действует в тех случаях, когда человеку долгое время приходится выполнять работу, требующую значительной физической нагрузки. Это в основном различные виды тяжелого физического труда, которые в современных условиях встречаются довольно редко.

    В этом случае для предупреждения утомления следует рационально организовать режим физической нагрузки, продумав его таким образом, чтобы человек отдыхал, восстанавливая свою работоспособность еще до того, как у него появятся явные признаки физического утомления.

    Добиться этого клиент может следующим образом. В течение достаточного времени понаблюдать за своей работой и попытаться понять, когда после длительной физической нагрузки у него впервые возникают заметные признаки утомления. Зафиксировав интервалы времени, через которые они регулярно появляются, необходимо будет примерно на 3–5 минут уменьшить время непрерывной работы, т.е. сделать промежутки между моментами физической работы такими, чтобы в течение их явные признаки усталости не появлялись.

    Надо всегда помнить о том, что при тяжелой физической работе в любом случае лучше делать частые, но кратковременные перерывы на отдых, чем один большой и достаточно длительный перерыв. В итоге человек сможет намного увеличить свою физическую работоспособность, и при этом он будет гораздо меньше уставать.

    Причина 2. Болезнь или физическое недомогание также могут стать причиной снижения работоспособности человека. Эта причина появляется тогда, когда в организме нарушаются какие-либо нормальные физиологические функции. Их изменение может быть констатировано в случае, если клиническое обследование клиента действительно подтверждает данный факт.

    Заметим, однако, что просто плохое самочувствие человека, в том числе и физическое, не является достаточным основанием для того, чтобы делать вывод о существовании этой причины, так как физическое состояние подобного рода может быть порождено у клиента указанными ниже социально-психологическими причинами.

    В том случае если выявлены социально-психологические причины снижения работоспособности, то клиенту рекомендуется отдохнуть, но если полный отдых невозможен, то на некоторое время снизить до минимума физические и психологические нагрузки.

    Правда, такие рекомендации в основном годятся только для лиц, которые не привыкли к большим нагрузкам. Что же касается тех, кто в жизни привык к значительным нагрузкам и для кого они являются нормальными, то им нельзя рекомендовать резкое снижение нагрузок, так как быстрое и существенное изменение привычного образа жизни может вызвать у них отрицательные последствия. Для таких лиц физическая нагрузка даже в период недомогания должна оставаться достаточно большой, но посильной.

    Регулировать меру нагрузки следует самому клиенту по своему самочувствию. Саморегуляция позволит ему сохранить на высоком уровне свою работоспособность.

    Причина 3. Монотонная работа также может привести к снижению работоспособности человека. Такая работа порождает состояние усталости и понижает работоспособность человека не потому, что она для него непосильна и тяжела, а по причине своей чисто психологической утомительности. Это весьма распространенный фактор понижения работоспособности, практически встречающийся у всех людей независимо от того, чем им приходится заниматься в жизни, так как любой вид труда может содержать в себе элементы монотонности и, следовательно, приводить к утомлению.

    Практическое решение проблемы повышения работоспособности в этом случае заключается в сведении к минимуму однообразия в деятельности человека, в том, чтобы сделать ее как можно более разнообразной и интересной. Для этого нужно внимательно проанализировать то, чем данный человек занимается в течение дня, продумать режим его жизни таким образом, чтобы условия и характер работы более или менее систематически менялись. Что же касается определения интервалов времени, в течение которых работа человека может сохранять монотонный характер, то для их уточнения желательно воспользоваться рекомендациями, уже высказанными при обсуждении первой причины.

    Оптимальным является такой режим работы, при котором значительные умственные нагрузки в одни периоды времени чередуются у человека со средними или слабыми физическими нагрузками в другие периоды времени, и наоборот: существенные физические нагрузки в одни моменты деятельности сопровождаются средними или слабыми умственными нагрузками в другие моменты деятельности человека.

    Заметим, что одновременно сочетать сильные или слабые физические нагрузки с такими же умственными нагрузками не рекомендуется, так как в этом случае сильные нагрузки того или другого типа сами по себе могут вызвать утомление. Слабые же умственные и физические нагрузки не способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

    Задача чередования умственных и физических нагрузок сводится к тому, чтобы, восстанавливая работоспособность человека в одном виде деятельности, не утомлять его другим видом деятельности.

    Причина 4. Следующей причиной снижения работоспособности может стать просто не интересная для человека работа. Здесь проблема сохранения работоспособности на должном уровне носит в основном мотивационный характер и, следовательно, средство повышения работоспособности человека касается усиления мотивации его деятельности.

    Рассмотрим, как это можно было бы сделать практически. Но прежде всего выясним, что реально влияет на мотивацию человека. Воспользуемся для этого следующей формулой:

    М.д. = Н.з.п. х В.у.н.з.п. х О. у.н.з.п. + Д.п. х В.у.д.п. х О.у.д.п.,

    М.д. – мотивация деятельности,

    Н.з.п. – наиболее значимая потребность, связанная с данной деятельностью,

    В.у.н.з.п. – вероятность удовлетворения наиболее значимой потребности в соответствующем виде деятельности,

    О.у.н.з.п. – ожидание удовлетворения этой потребности в данном виде деятельности,

    Д.п. – другие потребности человека, которые могут быть удовлетворены с помощью данного вида деятельности,

    В.у.д.п. – вероятность удовлетворения других потребностей человека в данном виде деятельности,

    О.у.д.п. – ожидание удовлетворения других потребностей человека в данном виде деятельности.

    Рассмотрим общие принципы применения этой формулы к решению интересующей нас проблемы усиления мотивации деятельности человека.

    М.д. – это сила реального стремления человека к занятиям соответствующим видом деятельности. Чем больше М.д., тем выше работоспособность человека, и наоборот, чем меньше М.д., тем ниже работоспособность человека. Основной путь повышения и сохранения работоспособности человека заключается, соответственно, в усилении М.д.

    От чего же зависит мотивация деятельности? Прежде всего от силы наиболее значимой потребности, которая может быть удовлетворена при помощи данного вида деятельности. В приведенной выше формуле сила соответствующей потребности обозначена как Н.з.п. (наиболее значимая потребность). Если занятие соответствующим видом деятельности отвечает этой потребности человека, то это будет поддерживать интерес человека к деятельности и, следовательно, сохранять его работоспособность.

    Но так, к сожалению, бывает далеко не всегда, и часто оказывается, что одной, наиболее значимой потребности для поддержания интереса к деятельности недостаточно. Тогда мотивацию деятельности необходимо усиливать за счет привлечения к управлению деятельностью других мотивов и потребностей человека, которые так же могут быть удовлетворены с помощью соответствующей деятельности. Таких потребностей может оказаться несколько, и они в приведенной выше формуле обозначены аббревиатурой Д.п. (другие потребности).

    Кроме самих потребностей, на мотивацию могут оказать влияние дополнительные факторы, такие, как вероятность удовлетворения потребностей и ожидание того, что в данной ситуации соответствующие потребности действительно будут удовлетворены.

    Человек – существо разумное, и всякий раз, приступая к конкретным действиям, он руководствуется определенными мотивами, оценивает, насколько его потребности действительно могут быть удовлетворены.

    Если они могут быть удовлетворены полностью, то его интерес к деятельности и, следовательно, работоспособность будут самыми высокими. Если же, приступая к деятельности, человек заранее не рассчитывает на полное удовлетворение актуальных потребностей в заданных условиях, то его интерес к деятельности и, соответственно, работоспособность в ней будут намного ниже, чем в первом случае.

    То же самое касается и ожидания успеха. При стопроцентном ожидании успеха мотивация деятельности будет сильнее, чем при частичном ожидании успеха. И то и другое – вероятность удовлетворения потребности и ожидание успеха – могут относиться как к наиболее значимой потребности (В.у.н.з.п. и О.у.н.з.п.), так и к другим потребностям (В.у.д.п. и О.у.д.п.).

    Рассмотрим теперь на конкретном примере, как психолог-консультант может практически воспользоваться этой формулой. Допустим, что к психологу обратился клиент, который жалуется на то, что давно занимается творческой работой, но в последнее время у него значительно снизилась работоспособность. Предположим также, что все остальные, до сих пор рассмотренные причины снижения работоспособности в процессе консультационной работы с данным клиентом у него не обнаружились и осталась только одна, последняя причина, связанная с возможным дефицитом мотивации деятельности.

    Тогда психолог-консультант должен будет приступить к разработке именно этой версии причины и вести работу с клиентом по следующему плану. Например:

    1. В беседе с клиентом постараться понять самому и, кроме того, помочь осознать клиенту те потребности, ради удовлетворения которых он занимается данным видом деятельности, где как раз и произошло снижение его работоспособности. Консультант и клиент должны будут вместе определить, почему работоспособность клиента уменьшилась.

    Возможно, что это произошло потому, что занятия соответствующим видом деятельности в данный момент времени уже не полностью удовлетворяют потребности клиента. К примеру, могло случиться так, что раньше за результаты своей творческой работы этот человек (он, может быть, является ученым, писателем, инженером или художником) получал вполне приличные гонорары, а сейчас его творческий труд фактически обесценился.

    2. Вместе с клиентом постараться найти новые, дополнительные стимулы в его работе. Такими стимулами могли бы стать другие мотивы и потребности, о которых он еще не думал и которые вполне могли бы удовлетвориться данным видом деятельности.

    Для того чтобы практически найти эти дополнительные мотивы, необходимо определить, ради чего, кроме удовлетворения главной потребности, клиент готов заниматься тем же видом деятельности, которым занимается в настоящее время. Отыскав и указав клиенту такие мотивы, необходимо перестроить иерархию его потребностей, лежащую в основе соответствующей деятельности, таким образом, чтобы верхнюю ступень в ней теперь занимали новые мотивы и потребности.

    Психологически это означает, что нужно изменить или придать новый смысл прежней деятельности. Если, к примеру, окажется, что раньше творческой работой клиент занимался в основном ради заработка, затем – для престижа, признания со стороны окружающих людей, то теперь его необходимо постараться убедить в том, что самоуважение может значить для человека не меньше, чем престиж и заработок. Убедив в этом клиента, можно далее восстановить его работоспособность через усиление мотивации и повышение внутреннего интереса к творческой работе

    3. Третий желательный шаг на пути усиления мотивации заключается в том, чтобы вместе с клиентом рассмотреть условия его жизни и доказать, что в действительности клиент имеет гораздо больше шансов удовлетворить свои наиболее значимые и другие потребности с помощью соответствующей деятельности, чем ему казалось до сих пор, что ожидание успеха у него является объективно более высоким, чем он раньше предполагал.

    В нашем примере это означает следующее: объяснить клиенту, что с помощью его творческой работы можно не только больше заработать, но добиться того, чтобы его больше уважали и чтобы он сам себя выше ценил, как личность.

    Консультируя клиента по этим вопросам, психолог совместно с ним должен находить пути и обращать внимание самого клиента на то, как лучше всего добиться желаемого результата. В практическом плане по отношению, например, к утратившему свою работоспособность творческому человеку это, в частности, означает, что вместе с ним необходимо разработать конкретный, вполне реальный план таких практических действий, рассчитанных на ближайшую перспективу, реализация которых должна будет восстановить и повысить утраченную работоспособность клиента.

    Причина 5. Следующей возможной причиной снижения работоспособности могут стать неприятные переживания клиента, связанные с событиями и делами в его жизни, не имеющими прямого отношения к выполняемой им в данный момент времени работе.

    Эта причина обычно непосредственно не связана с деятельностью, которой человек занят, и, следовательно, способы ее устранения лежат за пределами регуляции мотивации или содержания соответствующей деятельности.

    К выводу о существовании у клиента данной причины снижения работоспособности приходят в том случае, если в ходе беседы с ним не подтверждается наличие ни одной из ранее рассмотренных причин. Однако для безошибочного заключения о том, что именно такая причина является реально действующей, необходимо прямое подтверждение факта ее существования.

    Это может быть сделано, например, в результате анализа ответов клиента на следующие вопросы (их обычно задают клиенту уже после того, как твердо установлено, что описанные выше причины не являются реально действующими):

    Что в вашей жизни произошло до того момента или в то время, когда вы реально почувствовали, что ваша работоспособность начала снижаться?

    Какую реакцию это событие вызвало у вас?

    Что вы сами предприняли для того, чтобы справиться с возникшей проблемой?

    Удалось ли вам решить эту проблему? Если не удалось, то почему?

    Если в ответах клиента на эти вопросы выяснится, что какие-то значимые события в его жизни за последнее время действительно произошли, если, кроме того, обнаружится, что среди этих событий были весьма неприятные, породившие у клиента длительные, отрицательные переживания, если, наконец, окажется, что клиент пытался с ними справиться, но не смог, и соответствующие проблемы До сих пор не решены, то из всего этого следует вывод, что обсуждаемая причина снижения работоспособности действительно существует. В этом случае вместе с клиентом необходимо будет приступить к поиску способа ее решения и к устранению соответствующей ей причины.

    Далеко не каждый человек способен постоянно испытывать бодрость и достаточную работоспособность. Некоторое ухудшение общего самочувствия периодически происходит у каждого из нас. И это совершенно естественно, ведь наш организм – это не машина, и периодически процессы, происходящие в нем, могут нарушаться. Однако если вы постоянно сталкиваетесь с нарушением самочувствия, не стоит его игнорировать. Поговорим же на этой странице www.сайт о том, что собой представляет снижение работоспособности, симптомы рассмотрим таких нарушений на умственном и физическом плане чуть более подробно.

    Снижение умственной работоспособности

    Снижение умственной работоспособности может давать о себе знать многими самыми разными симптомами.
    Больные с такой проблемой обычно жалуются на существенную потерю концентрации внимания. Им сложно выполнять какую-то работу, так как сосредоточиться на деле им попросту не удается. Такие люди страдают от повышенной рассеянности и невнимательности. У них существенно снижается память.

    Общая дееспособность при умственной нагрузке снижается, а для ее компенсации человеку приходится прилагать выраженные волевые усилия. Также при снижении умственной работоспособности пациенты жалуются на существенное снижение физических сил, у них могут развиваться расстройства сна.

    Снижение физической работоспособности. Симптомы

    В целом, уменьшение физической работоспособности сопровождается все теми же проявлениями, что и снижение умственной работоспособности. Выраженность такого нарушения может отличаться, в зависимости от его стадии. Кроме уже описанных симптомов снижение физической работоспособности может сопровождаться нарушением мышечной силы и болезненными ощущениями в мышцах. При выраженном физическом утомлении у больного уменьшаются показатели физической работоспособности, и может в худшую сторону меняться деятельность сердечнососудистой, дыхательной, а также мышечной системы.

    Отчего может возникать снижение работоспособности организма?

    Самая распространенная причина появления таких нарушений – это переутомление. Если вы склонны перерабатывать, сильно нагружать организм и доводить себя до состояния падения с ног от усталости, то снижение работоспособности – это совершенно нормальное явление.

    Кроме того довольно часто способность человека к умственному либо физическому труду падает на фоне болезни либо физического недомогания. Такое нарушение может объясняться недостатком сна, особенно, если недосып носит хронический характер. Само собой, ухудшение работоспособности может возникать при несбалансированном питании, если организм получает недостаточное количество витаминных и минеральных веществ, калорий и пр. Кроме всего прочего, специалисты утверждают, что подобное нарушение может возникать на фоне приема человеком алкогольных напитков, при курении либо воздействии прочих токсических элементов.

    Таким образом, постоянное снижение умственной и физической работоспособности может возникать на фоне воздействия самых разных факторов. И оставлять такой симптом без внимания ни в коем случае не стоит.

    Коррекция снижения умственной и физической работоспособности

    Чтобы остановить снижение умственной и физической работоспособности необходимо в первую очередь изменить свой образ жизни.

    Пациенту настоятельно рекомендуется спать как минимум семь часов в сутки, при этом засыпать стоит не в полночь, а хотя бы за пару часов до нее. Желательно укладываться в постель в одно и то же время, равно как и заставлять себя просыпаться.

    Крайне важную роль играет полноценное и сбалансированное питание, насыщающее организм всеми нужными ему питательными элементами (витаминами, минералами, аминокислотами, жирами и прочими частицами). Не лишним будет включить в свой рацион витамины группы В, витамин Е и витамин С в составе мультивитаминных комплексов.

    Старайтесь рассчитывать свои силы и понизьте нагрузку на организм. Не тратьте энергию впустую и не пытайтесь выполнить больше, чем вы можете. Снизьте нагрузки на себя дома, а также на работе.

    Постарайтесь корректировать тот поток информации, который ежедневно на вас льется. Не засоряйте мозг ненужной и даже вредной информацией.

    Почаще гуляйте на свежем воздухе и обязательно выходите на солнышко. Также учитесь избегать стрессов либо правильно с ними бороться.

    Конечно же, при наличии у человека каких-то заболеваний нужно обязательно предпринимать меры по их лечению. В противном случае, восстановление работоспособности невозможно.

    Народное лечение

    Народные средства помогут справиться со снижением умственной и физической работоспособности. Но не стоит рассматривать их, как средство от всех болезней. Такие лекарства способны оказывать общеукрепляющее действие.

    Отличный эффект дает прием медово-ореховой смеси. Соедините триста грамм меда со ста граммами хорошо измельченных орешков, свежеотжатым соком из трех лимонов. Также добавьте к такому составу сто пятьдесят миллилитров сока алоэ. Взбейте полученную смесь блендером. Для достижения положительного эффекта нужно принимать лекарство по чайной ложечке трижды на день примерно за полчаса до трапезы.

    Также положительный эффект дает прием растений-адаптогенов: женьшеня, элеутерококка, левзеи сафлоровидной, лимонника и пр. Лекарства на их основе можно приобрести в любой аптеке.

    Вы можете сколько угодно пить витамины, менять работы на более интересные и дышать свежим воздухом, но так и будете стоять лицом к лицу с проблемой - «устаю, братцы, устаю...»

    Итак, давайте сразу отбросим такие факторы, как:

    а) низкая мотивация к выполняемой работе - из-за отсутствия к ней личного интереса;

    б) низкая мотивация к выполняемой работе из-за отсутствия (по тем или иным причинам) адекватного вознаграждения;

    в) неправильная организация рабочего места;

    г) неправильная организация рабочего времени;

    д) плохое физическое самочувствие

    и прочие очевидные вещи.

    Всё это, конечно же, не имеет отношения к тому, о чём я хочу поговорить.

    Возьмём двух человек, пребывающих в практически одинаковых условиях - у них нормальное количество витаминов в организме, одинаковая мотивация, одинаковые условия труда... И вот, как говорится, при прочих равных, один - показывает высокую трудоспособность, а другой вынужден с печалью констатировать, что это именно про него сказано - ЧЕЛОВЕК С НИЗКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТЬЮ.

    Знаете, я нашла ответ на этот вопрос. И сейчас я с Вами им поделюсь. Вы можете сколько угодно пить витамины, менять работы на более интересные и дышать свежим воздухом, но так и будете стоять лицом к лицу с проблемой - «устаю, братцы, устаю...»

    ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

    Вот она, разгадка этой безблагодатности! Да-да, мы опять будем сводит всё к тонкостям работы правого - образного, и левого - рационального полушарий.

    Значит, у нас в стране есть два ОЧЕНЬ известных учёных, которые стоят в авангарде всей мировой науки о человеческом мозге. Это - ныне покойная Наталья Бехтерева (в представлении не нуждается) и ныне здравствующий, молодой профессор Дмитрий Спивак - старший научный сотрудник института мозга человека РАН.

    Так вот именно в их работах и содержится ответ на обозначенный мною выше и давно мучавший меня вопрос.

    Для начала, очень коротко о работе полушарий.

    Хотя правильней будет отослать читателя (Вас) к монографии Руднева «Словарь культуры ХХ века», а точнее, к содержащейся в ней статье «Функциональная асимметрия полушарий головного мозга».

    Итак, известно, что левое полушарие доминирует по речи и интелекту. Оно же управляет пишущей рукой всех людей, то есть, правой рукой - правшей, левой - левшей.

    Левое полушарие отвечает за связи слов в предложении, за абстракции, за схемы. Оно понимает структуры. Оно понимает глаголы - слова, которые выражают наше отношение ко времени.

    Правое полушарие отвечает не за структуру предложения, а за сами слова, из которых состоит предложение. Особенно за конкретные слова, которые можно «пощщупать», то есть - за имена существительные.

    Итак, левое полушарие - это корзина. Правое - яйца в этой корзине.

    Поскольку наша речевая деятельность невозможна без структуры, без логики (иначе будет непонятно, о чём мы лопочем!), считается, что левое полушарие СВЯЗАНО С РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

    Хотя, как мы видим из всего вышесказанного, правое полушарие тоже играет в формировании речи не последнюю роль, да?

    Но исходя из этой логики, считается, что правое полушарие, в свою очередь, СВЯЗАНО С ОБРАЗАМИ, РИСУНКАМИ - С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

    Так. Разобравшись в теории, перейдём непосредственно к ответу на вопрос: как работа полушарий головного мозга влияет на нашу трудоспособность. Имеется в виду, конечно, в первую очередь, умственный труд.

    Группа учёных из института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН суммировала результаты своих многолетних экспериментов и выдала следующую концепцию (почитать об этом Вы можете в коллективной монографии «Индивидуальный мозг», изданной под редакцией акад. П.В. Симонова)

    Для лиц с высокой работоспособностью характерна попеременная активация правого и левого полушария.

    Это, как если бы Вы, неся тяжёлую сумку, несли её не в одной руке, а постоянно меняли руку.

    Для лиц с низкой работоспособностью характерна застойная активация левого полушария.

    Причём его передних отделов, как раз связанных только с речью.

    Давайте теперь пойдём вглубь и уточним, какие ещё специфические функции выполняют при умственной работе полушария мозга? Знать это важно - для ответа на наш вопрос.

    Структуры левого полушария отвечают за формирование стереотипов деятельности,

    а правого - за их механическое выполнение.

    Это очень понятно, не правда ли? Когда мы впервые в жизни делаем новую, сложную - незнакомую работу, то стереотип деятельности ещё не сформирован (учимся ходить, кататься на коньках, чертить круг ровно, рисовать на глазах «стрелки»). И левое полушарие работает во всю мощь.

    Когда же стереотип - сформирован, то левое полушарие начинает отдыхать, а правое - подключается - следить за механическим исполнением уже сформированного стереотипа.

    Со стрелками на глазах всё просто. Сложнее с умственной работой. В ней постоянно наряду со старыми задачами мелькают и новые. А иногда можно констатировать - Ваша умственная работа - это столкновение с новым каждый день.

    Так вот люди со слабой работоспособностью отличаются тем, что они не способны «отключать», давать отдых своему левому полушарию, поскольку полагают (на неосознанном уровне, конечно!), что:

    БЕЗ ПОСТОЯННОГО КОНТРОЛЯ ЗАДАЧА НЕ БУДЕТ ВЫПОЛНЕНА!

    Вот это и есть нейрофизиологическая разгадка того, что называют словом «перфекционизм ».

    А что же делают в это время люди с высокой работоспособностью? А они (опять же, неосознанно!) демонстрируют очень лёгкое и даже равнодушное отношение к выполняемой задаче. Ибо они «позволяют себе»

    ДАВАТЬ ОТДЫХ ЛЕВОМУ ПОЛУШАРИЮ , переключаясь на своеобразный «автопилот».

    Итак, проблема людей с низкой работоспособностью в том, что они ошибочно полагают, что

    БЕЗ ПОСТОЯННОГО КОНТРОЛЯ ЗАДАЧИ ЛЕВЫМ ПОЛУШАРИЕМ

    ЗАДАЧА ВЫПОЛНЕНА НЕ БУДЕТ.

    Учёные пишут: «По мере утомления у нормального человека (выделено мной - Е.Н. ) к выполнению задачи подключается механизм адаптации, который изменяет состояние нервной системы».

    Другими словами, у нормального человека в мозгу звучит фраза: «Расслабься, отдохни, спусти на тормоза, снизь важность, солдат спит - служба идёт».

    Это не значит, что все нормальные люди, с точки зрения нейрофизиологов - злостные халтурщики. Нет! Это значит, что работа в расслабленном сосотянии - норма, а перфекционизм, тотальный рациональный контроль - патология.

    Представьте себе, как бы Вы сделали несколько шагов, если бы серьёзно и ответственно думали о том, как Вы переставляете ноги? Вы бы взмокли через пять шагов!

    Примерно так, как взмокает человек, переходящий речку по бревну.

    А вот если он каждый день переходит так речки, то не взмокнет - ибо будет ВЫПОЛНЯТЬ ЭТУ РАБОТУ МЕХАНИЧЕСКИ.

    «Истощение сознания»

    Хотите я Вас попугаю? В науке есть два устоявшихся термина, противоположных друг другу в некотором смысле. Это:

    1. «Селективное (избирательное) внимание» и
    2. «Истощение сознания».

    Так вот, Первое существует для того, чтобы с человеком не случилось Второе.

    Оказывается, что в нормальном состоянии бодрствования у нас имеют место кратковременные эпизоды ПОЛНОГО ОТКЛЮЧЕНИЯ СОЗНАНИЯ! Остаётся работать только одна зона в правом полушарии, выполняющая функцию «сторожевого пункта». Она и поддерживает минимальный уровень внимания.

    И заметьте, это не когда человек спит, это когда человек как бы «бодрствует».

    Почему же всё-таки так происходит?

    Концентрация внимания на творческой работе приводит неизбежно к истощению сознания тех людей, у кого не срабатывает механизм переключения работы полушарий. Человеку мало сказать: «Расслабься, снизь важность!». Представьте, что «кнопка, переключающая на правое полушарие» - заржавела, заела, её нужно восстанавливать...

    Что делать?

    Есть одно отлично работающее упражнение, которое несложно выполнять самостоятельно или со своими детьми, для предотвращения формирования у них «мозга перфекциониста». Это упражнение основано на действии так называемого

    «СТРУП-ЭФФЕКТА» (Stroop Effect)

    Заготовьте большое количество картонных карточек.

    Заготовьте много разноцветных карандашей или фломастеров.

    На каждой карточке по центру напишите крупно одно слово, обозначающее тот или иной цвет.

    Значение слова не должно совпадать с цветом чернил, краски.

    Примерно вот так:

    Теперь в расслабленном состоянии показывайте себе по одной карточке и быстро сначала:

    1. читайте слово, затем
    2. называйте «его цвет».

    Второе задание подразумевает активную работу правого полушария.

    У Вас будут сбои, и это - хорошо. Это значит, что Вы начали учиться свободно переключать работу полушарий - в игровой форме.

    «Разработав» таким образом этот заржавевший когнитивный механизм, Вы наконец-то сможете приблизиться к той «норме», которую имеют люди с так называемой «высокой работоспособностью».

    Конечно, упражнение, основанное на Струп-эффекте - это не панацея. Это один из первых шагов. Хотя он и эффективен.

    Однако немаловажно уже и то, что теперь мы знаем точную причину низкой работоспособности, а зная точную причину легче искать выход.

    Елена Назаренко

    Рада пригласить всех вас на сайт нашего психологического центра "1000 идей" live-and-learn.ru , где собрано около тысячи прикладных и, как мне кажется, полезных психологических статей.

    Прошу также обратить внимание на наши разработки - психологические мобильные приложения для самопознания и саморазвития!